***

Валентина Ерошкина: литературный дневник

новеллы и притчи легендарного мудреца, бессмертного бродяги, острослова и любимца разных народов Ходжи Насреддина в "пересказе" Тимура Зульфикарова. В разделах "Возвращение Ходжи Насреддина" и "Золотые притчи Ходжи Насреддина" знаменитый дервиш предстает скорее в печальном, философском образе, нежели в облике отчаянного жизнелюба.
Эти произведения переведены на многие языки мира. Целый ряд известных режиссеров XX века обращались к творчеству Тимура Зульфикарова.
В небольшой поэме "Афганский мальчик и американский президент" необычайно остро и трагично звучит нота хрупкости и бесценности человеческой жизни.
имур Зульфикаров не похож ни на кого из тех поэтов, кто пишет на русском языке. Он поэт-новатор и мудрец, как бы нечаянно явившийся в наше смутное время. Герой поэтических произведений Т. Зульфикарова - поэт-дервиш, свободно перемещающийся во времени и пространстве - из Святой Руси эпохи раннего христианства в государство хромого Тимура, а оттуда - в разруху российской `перестройки`, и снова назад, в страшные времена чингисхановых нашествий, через морок и страдания - в идеальную, небесную Родину, куда отчалила Россия.
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/287918/
Творчество поэта — это необъятный эпос. Такой же, как «Рамаяна» или «Одиссея». Но это эпос ХХ века, оснащенный достижениями современной литературы, музыки, живописи, философии, кинематографа.
…профессор Геворкян пишет: «В уникальном повествовании Зульфикарова узнаются ритмы, поэтические образы, свето-цветовая феерия поэтов Древности, Средних Веков и Возрождения, великие ветры мировой культуры — от библейских пророков, Соломоновой «Песни песней», аттических трагедий, персо-таджикских поэм-дастанов, газелей, притч суфиев…



Что-то от Рерихов, что-то от «сумасшедшего» Ван-Гога, от Гогена, от священной флорентинской живописи, от тончайшего лиризма Рудаки, Хайяма, Фирдоуси, от древней китайской и индийской поэзии…
…Вселенная в поэтическом горниле поэта…»
И еще: «Дар Зульфикарова бесценен, он поэт — от пророков, которые когда-то были пастухами…»
…можно добавить к этому диагнозу?..
Послушаем еще одного блистательного критика — Валерия Плетнера — увы — недавно ушедшего от нас в небесные селенья.
Он пишет в своём эссе «Z»: «Раздумывая над его феноменом, я споткнулся на Свифте. Показалось: писатели-лилипуты, облепившие Гулливера… Серость завладевает искусством… Завладевает, завладевает тысячу лет, другую… Пока не возникнет новый Гулливер-писатель… Вот и Зульфикаров — явление неслыханное по языку, теме, жанру, стилю… Эффект такой, будто заговорил «великий немой» или после черно-белого изображения вспыхнул цвет…»




Другие статьи в литературном дневнике: