***

Валентина Ерошкина: литературный дневник

К дедушке Фрейду ходить не надо


( 1 сентября 1855 г., Омск - 13 декабря 1909)


Иннокентий Анненский — поэт, писатель, драматург. переводчикк, педагог. Исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии.


Нашла в своих записях мою давнишнюю заметку о нем: «Анненский. Немногие его назовут любимым поэтом (он не для всех). Известен стал благодаря Вертинскому, который написал музыку к его стихотворению. У него странное положение во всей русской литературе. Анненский — это интонация. Анненский — это задавленный стон. Анненский — это душа, одинокая и скрытая».


Написала небольшое эссе о его меланхолии, грусти и одиночестве, о холоде, сумерках и закатах в его стихах. О лексических, стилевых и ритмических новациях в поэзии. О том, что он был своего рода учителем для Ахматовой, Пастернака, Блока, Хлебникова и Маяковского.
Но, что самое удивительное, он СТЕСНЯЛСЯ обнародовать свои стихи.


Сейчас не стесняются. Меня умиляют барышни возраста продавленного дивана, которые ничего не знают о стихосложении, но убеждены, что их душетворчество - высокая материя, не поддающаяся никакому анализу. А критикуют их аляповатые стишки и нежные поэтические души исключительно из вредности и зависти.


У меня ребра сводит от смеха, когда стихослагательницы свой творческий конвейер иллюстрируют романтико-эротической картинкой для усиления романтизЬму.
Здесь и к дедушке Фрейду ходить не надо. Объясню: Более-менее молодые писи в активном поиске выставляют фото в эскортграммах. Что не фотка – то пантерка. У неконкурентноспособных срабатывает механизм замещения. Принцип все тот же: голодная курица в поиске, но срабатывает возрастная дисморфобия и проецируется она в картинках-мечтах быть такой же пантерой. И глядя на несметное количество картинок, где, заметьте, девушки с точеными талиями, на высоких каблуках, утопающие в цветах, шляпках-ваульках, задаешься вопросом: « Это, что, виртуальный способ удовлетворить свое либидо? Снобизм или лакуна в голове?»


Что можно подумать, если зайти на страницу мужчины, где он, пардон, не бабами любуется, а выставляет фото исключительно мужиков-самцов? Вот-вот. Начитаешь сомневаться в его гендерной идентичности.


И решила ограничиться всего одной его цитатой:


«…ТАК ХОРОШО ПОБЫТЬ БЕЗ СЛОВ»


© Copyright: Валентина Ерошкина, 2020
Свидетельство о публикации №220121300328



Иннокентий Анненский
Среди миров
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.Стихотворение «Среди миров» было написано Иннокентием Анненским в 1909 году, незадолго до смерти. При жизни поэта произведение не публиковалось и вышло в свет только в 1910 году в составе сборника «Кипарисовый ларец», выпущенного сыном Анненского.Рассматривать это стихотворение нужно через призму всей поэзии автора, для которой характерна глубокая рефлексивность и декадентские мотивы. Пессимистичность просвечивает и в стихотворении «Среди миров». Она выражается такими словами: «томлюсь», «сомненье тяжело», «не надо света». Последняя фраза наиболее полно характеризует лирическое наследие Анненского в свете идеи потери Бога.В этом плане символично название самого сборника «Кипарисовый ларец», в составе которого вышло стихотворение «Среди миров». Кипарис в символистической традиции понимался как дерево скорби. Лирический герой поэзии Анненского не верит в возможность благополучия человека. Эта тема проявляется в основных мотивах поэзии автора: тоски, смерти, одиночества, раздвоенности мира. Даже любви не по силам внести гармонию в человеческое существование, ибо лирический герой Анненского признает только возвышенное чувство, а оно невозможно в реалиях жизни. Именно такую возвышенную, одухотворенную любовь Анненский возводит в область «миров» и «светил». Это безупречное чувство он именует Звездой. Значимость образа подчеркивается строчным написанием первой буквы («Звезды», «Ее», «с Ней» и т.д). Вообще все главные мотивы лирики Иннокентия Анненского выделялись строчным употреблением первых букв. Достаточно вспомнить написание слов «Тоска» или «Совесть» в стихотворениях «Тоска возврата», «К портрету Достоевского».Звезда, о которой пишет Анненский, становится для лирического героя последним пристанищем во множестве миров. Свет необязательно должен пониматься как энергия, делающая окружающий мир видимым. Свет может быть и светом истины, высших знаний, ответов на вопросы. на такое толкование слова указывает и фраза «сомненье тяжело». При этом автор признается, что высшая любовь не даст ответов на его сомнение («Не потому что от нее светло»), но она способна подарить поэту и его герою наиболее гармоничное для них состояние, когда «не надо света».Стихотворение написано ямбом, напористость которого несколько смягчают женские рифмы, чередующиеся с мужскими.Отрицательный синтаксический параллелизм («не потому … а потому») связывает воедино две строфы стихотворения.Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя.В стихотворении просматривается развернутая метафора: храм — это Вселенная («среди миров»), лампады — «мерцание светил», молитва — обращение к Звезде («одно Звезды я повторяю имя»). Сама Звезда при этом наделяется признаками божества.О стиле поэзии Анненского нередко говорят как о психологическом символизме. Лирический герой всегда погружен в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения. Поэтому в его стихах так много недосказанности и иносказаний.


1909 г.





Другие статьи в литературном дневнике: