Александр галич

Валентина Ерошкина: литературный дневник

19 октября 1918 — 15 декабря 1977
Удивительная судьба – родиться в 1918 году, пройти через 30-е, прожить Вторую мировую, стать народным кумиром, войти в писательскую номенклатуру, получить премии, всего лишиться ради свободы не молчать и стать изгнанником. в Советском союзе был круг людей, которые обменивались неофициальными записями запрещенных исполнителей. Миллионы людей слушали таким образом Галича, Высоцкого, Окуджаву. Они были просветителями нашего поколения. Он внешне мог быть пижоном, но внутренне выбрал самый трудный для человека путь – сопротивление, инакомыслие, борьбу за права человека. Отказавшись от того, что называл удобнейшим из чудачеств – непротивления совести.
Творчество Галича – чистейший соцреализм. В той степени, в какой оно – отражение советской действительности. То на уровне рассказов Зощенко – карикатурно, но печально узнаваемо.ский человек не знаком с его «оказался наш отец не отцом, а сукою…»
Его обвиняли в сионизме, антисемитизме и поддержке церковников. Все одновременно. Пьесу «Матросская тишина» цензура не позволяла ставить из-за еврейской темы. Нарастала борьба с космополитизмом. Пьеса написана в 1946 году – антисемитизм уже вышел на уровень государственной политики.
Галич много писал о Второй мировой. Его «Кадиш» невозможно читать без содрогания. Когда ощущаешь, что нельзя остаться человеком, если не сделать все, чтобы этого не повторилось. Но не будут проходить Галича в современной российской школе, хотя тему войны и победы не поднимают разве что на уроках физкультуры.



Другие статьи в литературном дневнике: