***

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Он несправедливо забыт
Саша Черный (13 октября 1880 - 5 августа 1932)


Саша Черный — «Печальный рыцарь смеха», самый известный в царской России мастер остроумной и беспощадной политической сатиры. И не только политической. Под его «раздачу» попадали и пошляки-обыватели, и гнилая интеллигенция, и декаденты.
Читатели заучивали сатирические строки Саши Чёрного наизусть, а Маяковский цитировал их в общественном транспорте. Его язвительного языка боялись власти — изымали тиражи журналов и сборников, закрывали издания.


Мы выросли на его стихах для детей, поэзии детской, но не «сюсюкательных. А «Дневник фокса Микки». Юмор великолепный.


Все мы помним вокальную сюиту «Сатиры» в исполнении Градского на его стихи. А ведь она четыре года пролежала на полке после записи, пока высокое начальство решало, можно ли «такое» слушать советскому народу.
Я не хочу употреблять литературоведческие штампы: актуальность, злободневность и т. п, просто скажу — он поэт сегодняшний. Судите сами:


Благодарю тебя, создатель,
Что я в житейской кутерьме
Не депутат и не издатель
И не сижу еще в тюрьме.


Благодарю тебя, могучий,
Что мне не вырвали язык,
Что я, как нищий, верю в случай
И к всякой мерзости привык.


Благодарю тебя, единый,
Что в Третью Думу я не взят, —
От всей души, с блаженной миной
Благодарю тебя стократ.


Благодарю тебя, мой боже,
Что смертный час, гроза глупцов,
Из разлагающейся кожи
Исторгнет дух в конце концов.


И вот тогда, молю беззвучно,
Дай мне исчезнуть в черной мгле, —
В раю мне будет очень скучно,
А ад я видел на земле.


Не хочу вдаваться в детали его биографии. Но упомяну два фактора, которые реально повлияли на его творчество. Первый — его жена. Жена, которая заменяла весь остальной мир. Саша Черный умел только одно — писать стихи и рассказы. Все остальное приходилось делать супруге. Это и быт, и поис издателей, и организация нормальной жизни в эмиграции.
Второй — эмиграция. Если ранние стихотворения отличаются каким-то горьким сарказмом, неудовлетворенностью, душевной болью, пессимизмом и даже депрессивностью, то поздние — гораздо более лиричные и светлые.


Ему было 53 года. Говорят, когда он умер, его собака Микки легла ему на грудь и скончалась от разрыва сердца.


© Валентина Ерошкина 729



Другие статьи в литературном дневнике: