Врубель

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Искажённые картины Михаила Врубеля
A


«Если долго всматриваться в бездну, то бездна начнет всматриваться в тебя» — эти слова Ницше приложимы к судьбам многих людей искусства. В том числе, и к жизни Михаила Александровича Врубеля.



М.Врубель. Автопортрет. 1882.
М.Врубель. Автопортрет. 1882.
Во взрослую жизнь он вступил веселым и обаятельным молодым человеком, страстно влюбленным в живопись. Истинное предназначение искусства художник формулировал так: «Будить от мелочей будничного величавыми образами».


Образ Демона впервые появился на его холстах в 1885 году, когда художнику было всего 29 лет. С этих пор Врубель уже не мог расстаться с ним и, как зачарованный, все пристальнее всматривался в его загадочный лик, в котором воплотилась таинственная и величественная жизнь духа.


Художник проникал в образ Демона постепенно, словно высвобождая его из-под покровов поверхностных смыслов. В 1890 году он представил публике своего «Сидящего Демона» — первую попытку выразить невыразимое, попытку еще незрелую, далекую то того, к чему стремился художник.



Романтическая, уныло-задумчивая фигура с античным торсом, обняв колени, с глубокой скорбью смотрит на цветущую поляну. Это даже не Демон, а скорее Добро, которому не суждено возвыситься до святости.


«Летящий Демон» 1899 года, бесцельно парящий над миром в гордом сознании своего одиночества был вторым подходом Врубеля к этой теме, который остался незаконченным.



Наконец, после 15-ти лет мучительных раздумий Михаил Александрович увидел своего Демона сказочно-прекрасным, женоподобным существом с отчаянно заломленными руками, лежащим поверженным в какой-то горной пропасти, под складками роскошного плаща.



Философский смысл этого полотна Врубеля до сих пор не разгадан. Одни видят в нем обольстительное великолепие зла, другие — гибельные чары красоты, третьи — антихристианский, демонический идеал прекрасного.


Эта картина круто изменила жизнь художника. Внутри Врубеля словно что-то сломалось. Его жизнерадостность, интеллигентность, духовность вдруг куда-то исчезли. Художник стал слепнуть и погружаться в безумие. Незадолго перед смертью, настигшей его в 1910 году, Врубель горько сокрушался о том, что Дьявол имеет слишком большую власть над ним, и произнес загадочные слова: «Это Он все мои картины исказил».



Другие статьи в литературном дневнике: