Яша Хейфец

Валентина Ерошкина: литературный дневник


Американский скрипач еврейского происхождения. Считается одним из величайших скрипачей XX века.


Яша (Иосиф Робертович) Хейфец уже при жизни стал легендой, его называли императором скрипки. Крупнейший немецкий скрипач Карл Флеш писал о Хейфеце: "Он, бесспорно, представляет собой вершину современного развития нашего искусства. Прежде всего достойна удивления его постоянная, ничем не скованная техническая оснащенность. Ему не нужно "разыгрываться". Пальцы и смычок действуют безотказно, словно машина, которая нажатием кнопки сразу же начинает работать во всю мощь. Тон Хейфеца благороден и чарующе красив, техническое мастерство не имеет изъянов... Граммофонные записи Хейфеца принадлежат к самым совершенным, так что слава о нем надолго переживет его...".
Хейфец был разносторонне развитым музыкантом. Он прекрасно играл на аккордеоне, рояле, нередко аккомпанировал в классе Ауэра своим товарищам, одно время работал дирижером "Метрополитен Опера" в Нью-Йорке, писал музыку к некоторым кинофильмам.


Хейфец был веселым человеком, как говорится, "душой компании".
Он основательно обогатил не только библиотеку музыкальных записей, но и околомузыкальный фольклор.
Однажды советские музыканты спросили его, какого он мнения о Давиде Ойстрахе.
— Это, безусловно, лучший советский скрипач и второй номер среди скрипачей мира, — последовал ответ.
— Кто же первый — возник естественный вопрос.
— Ну, первых много.
***
Байка о Якове Хейфице.Совет Бернарда Шоу.
После триумфального выступления Хейфеца в Лондоне к нему в артистическую зашел Бернард Шоу и с серьезным видом посоветовал молодому артисту:
- На этом свете не может быть ничего совершенного. Ваша игра очень опасна, она может возбудить зависть богов. Я бы вам советовал каждый вечер перед сном брать хотя бы одну фальшивую ноту, благодаря чему вы станете похожим на обыкновенного смертного...



Другие статьи в литературном дневнике: