Рецензии на произведение «Благовещенский погост. Глава 13»

Рецензия на «Благовещенский погост. Глава 13» (Юрий Владимирович Ершов)

Тороплюсь прочитать, поскольку одолела тяга к перемене мест. Надо скататься на неделю, отдохнуть от интернета.
Читаю с большим интересом проповеди, удивляясь Вашим познаниям, и даже про чертовщину. А что Вы, хуже Гоголя?
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   27.04.2024 20:43     Заявить о нарушении
Очень благодарен Вам, дорогой Владимир, за положительный отзыв. С Николаем Васильевичем мы немного разные. Я в своих двух романах выработал свой стиль, который окрестил "мистический реализм". Ближе мне, конечно, Достоевский, Булгаков и Стругацкие.
Крепко жму Вашу руку,
Юра.

Юрий Владимирович Ершов   27.04.2024 20:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Благовещенский погост. Глава 13» (Юрий Владимирович Ершов)

Ну, вот, дотерпел) Здравствуйте, уважаемый мной автор!

Начну таперича чекрыжить))

Начинаются дела, к которым бы неплохо привлечь "колдунов из минсельхоза") Или они выезжают только по глобальным случаям? Ладно, не будем тревожить могилу свейского принца, пусть полежит пока так.

Если же сурьёзно, да по чесноку, то... мою точку зрения вы знаете: людей губят иные вампиры, не литературные, а выходцы из самого населения(

Абсолютно согласен про схоластику, в которую углубилась организация под именем христианская церковь, разростясь из секты в секту большую и всемирную и отойдя от сути учения. Кажется, Николай Кузанский ещё заметил (всерьёз ли?), что божество, явившись троичным, вложило понимание этого в наши головы, но пожелай оно явиться четверицей - у нас хватило бы соображения, чтоб постичь и его.

Интересный вывод в сей главе:

Если человек на Руси ведёт себя, "как немец" (Петров), вкалывает, не пьёт, зарабатывает, то места для духовности в его жизни не остаётся (некогда предаваться праздным размышлениям, и, надо думать, таков западный мир, хотя там социалка может быть куда круче нашей). Если же он беден и особо ни к чему не стремится, дай бог прожил один день и за то спасибо, то тягу к духовности в нём разбудить можно.

У меня когда-то был афоризм с вопросом о материальном положении и раз небогат, то пишем: "богат духовно")

Но получается (из текста), что Флорищи и им подобные умирающие места - последний оплот духовности. (Кстати, в Окуловке, где мы таки избавились некогда от дома, начав путешествовать по миру вместо сельхозработ), ситуация сильно поменялась позже, когда нефть подорожала, пришли инвестиции, стали давать кредиты, поскольку появились производства поблизости и люди стали работать и зарабатывать, богатея. Жизнь там стала совсем иной...
То есть, в массе их неправ и Петров - не пороть на конюшне их надо, а делом дать заниматься и получить доступ к удовлетворению множества соблазнов, а не одного - водки.
Проповедь раннехристианская - среди рабов - могла быть успешна, как и у о.Александра, но среди более благополучных - у благочинного. Те же, более богатые, глядишь, что отслюнят бедным (но прилипнет к рукам на пути, это другое дело, но хоть что-то дойдёт). А про закономерность развития формальных организаций, приводящих их не к той цели, для коей создавались, я писал вам в отзыве на одну из предыдущих глав.
Т.е., церкви нужны и те и другие, а проповеднику тоже - где иначе бы он останавливался, кто ему жертвовал и кто кормил?

Скажу ещё только, что не верится в страх Рейгеля, столько прожившего, перед смертью. Тут за куда меньший человечий срок устаёшь от жизни, мечтая иногда или накладывая на себя руки, а уж жить вечно и вечно страдать... Пресуществиться - в дело рук своих, чтоб жило после тебя - другое дело. А бессмертие, писал Томас Манн, "относившийся к жизни с симпатией", - это тот отрезок, за который ещё не стёрся наш след.
Только не говорите мне, что "как вампир на деле" знаете это на своём опыте) И, к тому же, как инсультник в прошлом, вы не понимали, что с вами произошло не находясь в сознании и потому смерти могли не бояться. Как инфарктник, уже умиравший и перед этим осознаваший это, скажу, что умирать не страшно. Просто становится понятно, что от тебя уже ничего не зависит и дальше уже как повезёт и куда повезут...
Если когда-нибудь будет интересно сравнить свой опыт с моим реанимационным, то дам ссылку.

Очевидно, что матушка Елена вильнёт хвостом и свалит от мужа. Нужен лишь удобный случай или случай мужского рода)

Ясно и что бой с нечистью проигран ещё до начала(

А теперь о моей благодарности за возможность поразмышлять и поспорить по поводу вечных вопросов. Давно не представлялось такого случая. Да, спасибо за цитату из Льва Николаича, преданного анафеме РПЦ некогда.

Ещё раз спасибо, Юрий!

Ваш, А.

Ааабэлла   04.04.2024 13:32     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой Александр, рад Вас слышать!
По поводу схоластики - и спорить нечего. Уже в начале IV века Церковь не оставила от собственно Учения Христа камня на камне, заменив Его своей софистикой. Если для какого-нибудь случайного читателя это прозвучит дико, скажу только одно: "Учите матчасть". Вам же объяснять ничего не надо. Полагаю, в этом вопросе Вы лучше меня разбираетесь.
Очень рад, что Вы почти соглашаетесь с моими сложными размышлениями относительно Стёпки Петрова. Удивительное дело: немец, перебравшийся в удел Пресвятой Богородицы, очень быстро становится русским (особенно смешно об этом Достоевский писал в своём "Дневнике"). Русский же человек, вооружись он западными инфинитивами, быстро лишается духовной составляющей, и становится здесь явлением чужеродным. Как так получается - не знаю. Но задача писателя показать явление, а не объяснить его механизм.
То, что Флорищи и прочая российская глушь, - последний оплот духовности, не соглашусь. К Флорищам это применимо лишь по одной причине. Там оказался больной на всю голову о. Сашка, в силу своей не от мира сегойности не смогший понять задачи и функции РПЦ и подменивший их проповедью какого-то Иисуса, очень сомнительного типа, с точки зрения любой современной христианской церкви.
Слушайте, а может немного прав Петров, и сначала нужно их хорошенько пороть на конюшне, а потом уже дать доступ к удовлетворению множества соблазнов? А то, если просто дать доступ, боюсь, ничего хорошего из этого не выйдет.
Что касается проповеди Благочинного, тут моя позиция такова: его проповедь и попытки изменить себя и свою паству к лучшему заканчиваются полным крахом. Попытка - засчитана, но всей птичке пропасть, коль увяз коготок.
Насчёт страха смерти, тяжёлую Вы тему подняли. Знаете, моя "хромая судьба" вела меня такими излуками, что в глаза смерти пришлось посмотреть ни раз и ни два. Я смерти очень боюсь. Видимо, подсознательно отрицаю возможность какого-либо существования после смерти. Хотя, вроде бы, жизнь постоянно старалась убедить в обратном. Но тема такая, даже рассуждать страшно. Голливудщину не люблю, хотя раньше случались у них хорошие фильмы. Например, "Константин". А вспомнил я его вот к чему: знать и верить - две очень разные вещи.
Матушка Елена - очень сложный и противоречивый персонаж. Вообще-то, она девка хорошая, и Сашку любит. Только не дай Бог ни одной бабе жить с Подвижником. Подвижничество подразумевает одиночество.
С выводом о проигрыше битвы с нечистью - не спешите. Отец Александр не просто главный герой, он - основной сюрприз этого романа.
С Вами очень интересно беседовать, Александр.
Искренне Ваш,
Юрий.

Юрий Владимирович Ершов   04.04.2024 14:17   Заявить о нарушении
Не соглашусь, что прежде нужно пороть, а после дать доступ к соблазнам)
Во-первых, доступ к соблазнам (включая, убийства - война и прощение за них, если пойдёшь туда законодательно даже) уже получен, а как это назад запихнуть? Только в результате поражения системы и полного разгрома и нищеты, во что не верится пока.
Во-вторых, только несколько не поротых поколений необходимы, чтоб исчез страх и стала развиваться по-настоящему инициатива людская, как в бизнесе, так и в политике.

Матушка тут пока не раскрыта, как её супруг и лошадка несколько тёмная для меня, готовая прицепиться ведомой к ведущему, чтоб этим потом воспользоваться. Таких немало и это нормально).

В Голливуде бывает, что снимают неплохое кино, но, в основном, приглашённые из-за границы режиссёры. Могу перечислить навскидку несколько фильмов, но они не на религиозную тему.

Ааабэлла   04.04.2024 15:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Благовещенский погост. Глава 13» (Юрий Владимирович Ершов)

А я думала, здесь интрига раскроется...
Продолжение в работе?
С уважением...

Ольга Андрис   30.01.2024 22:31     Заявить о нарушении
Роман в процессе написания. Как правило, публикую за месяц 2 главы. 14-я глава появится в конце этой недели.
С благодарностью за интерес к моему творчеству,
Юрий.

Юрий Владимирович Ершов   31.01.2024 08:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Благовещенский погост. Глава 13» (Юрий Владимирович Ершов)

"Дураки умирают по пятницам", а вампиры в тринадцатой главе. )))
Не повезло Рейгелю, хотя удивительно симпатичный вампир, симпатичнее многих реальных кровососов, на коих так "богата" Россия - матушка.
Не повезло и отцу Александру с его Еленой прекрасной. И в этом нет ничего удивительного, ибо слишком уж они разные. И, если у отца Александра призвание - быть пастырем, то что делать молодой, красивой, бездетной женщине в этой глухомани? Похоронить себя заживо на Благовещенском погосте?
Любовь слепа, все мы - мужчины не раз ощущали на себе, как в "раба мужчину превращает красота", поэтому молодого батюшку, решившего жениться на красотке, понять несложно. Вопрос в том, как этот разрыв может сказаться на его дальнейшей жизни и карьере духовного пастыря. Допустим-ли развод у священников? И как жить молодому батюшке после бегства жены? Это не то, что привычно нам, мирянам "клин клином вышибать".

Возникает определенный вопрос в связи с диалогом Благочинного с сельским настоятелем. Вряд - ли будет многоопытный церковный иерарх распахивать дверцу своей души, показывая весь неказистый внутренний мир ее, впервые увиденному молодому священнику, имеющему, к тому-же народную славу Учителя...

Ну и с хронологией я немного не разобрался.
Роковые события нас ждут в ноябре 2008 года.
Степка сбился на гибельный путь "за металл" в 2005-м?
А Благочинный прибыл с ревизией в 2003-м?

Небольшое замечание по тексту.
На мой взгляд в абзаце
" Святую Троицу Церковь исповедует единосущной и нераздельной: Отец, Сын и Дух Святой суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми Божественными совершенствами, но не три особые отдельные существа, но Единый Бог." последнее "но" можно было-бы заменить на союз "а". ...а Единый Бог".

Сергей Васильевич Королёв   17.01.2024 19:28     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Сергей Васильевич!
Рад, что Вам понравился Рейгель. На его примере хотел показать, что как бы жизнь ни изголялась, корёжа и колеча изначально человеческое существо, если было в нём с самого начала заложено добро в виде жизненного стержня, останется это добро навсегда, во что бы это существо не превращалось. И уж что правда, то правда, гораздо он симпатичнее наших кровососов стандартной комплектации.
Елену-прекрасную можно только пожалеть. Обычная она баба, вполне от мира сего, а ей пришлось жить с подвижником. Немногим это по силам. А вот развод священнослужителям не благословляется.
Ну, Благочинный - это не совсем иерарх. Это просто священник, представляющий благочиние перед иерархами. Поэтому он и разоткровенничался с отцом Александром, он же к нему за откровением приехал. Услышал про народную славу Сашки и решил и себя к лучшему обратить. Однако, как известно, дорога в ад вымощена благими намерениями. Чтобы стать настоящим пастырем нужна сложная и постоянная духовная работа над самим собой. А это чертовски тяжело, некомфортно, да и со стороны может смотреться, как блажь. Поэтому Благочинный, как та лошадка из анекдота: "Ну, не шмогла я..."
С хронологией Вы совершенно правильно разобрались. Всё именно в такой последовательности.
В этом абзаце нельзя ничего менять - это из Символа Веры. А как говорил батька Аввакум, "и за одну буквицу душу положим" (смайл).
С глубокой признательностью за прочтение и отзыв,
Юра.

Юрий Владимирович Ершов   17.01.2024 21:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Благовещенский погост. Глава 13» (Юрий Владимирович Ершов)

Здравствуйте, Юрий! Долго мы ждали появления этой главы. И вот появилась она, наконец, и тут же ошеломила. Меня, естественно, о других не скажу. А чем, спросите Вы? Тем, друже, что у меня лично возникло впечатление: отчего-то вдруг сильно заторопили Вы события, до сего шедшие в неспешном, как полагается в романах, темпе, легко усвояемом всяким читателем...

Благоразумного, бескорыстного досель Степана вдруг захватил азарт к деньгам, богатству, и он перестает реагировать на просьбы односельчан; непонятно отчего стал хиреть и так скоро умер художник Рейгель, и, главное, в чем его вампирство: в умении летать и достать в полете совенка? - тема не раскрыта, считаю; вдруг обнаруживается сексуальность у Елены, и она уже подумывает уйти или изменить Александру; приезжает Благочинный Анатолий с проверкой подати Флорищенской церковью, и тут же, пообщавшись с о. Александром "за рюмкой чаю", передумывает взимать, и раскрывается неожиданно (перед подчиненным!?), какими свиньями он считает верующую паству (что так же, считаю, неубедительно подано); вдруг чуть ли не исчезает с поля зрения следователь(!) событий, он же главный герой романа Горюнов, обнаруживает себя лишь в нескольких фразах за беседой с коллегой-начальством... Думаю, сие не обязательно есть недостаток, скорее всего, это способ показать ускорение событий, последующих за этой главой - очень надеюсь, что все прояснится в ходе повествования после...

Очень убедительна проповедь Александра, его просвещение паствы о триединстве Св.Троицы - ну прям как списана с учебников, Вы в данном вопросе, коллега, дадите сто очков многим священнослужителям - просто снимаю шляпу! Лично у меня не возникло никаких вопросов. Может оттого, что я все же закончил в свое время институт культуры? И, напоследок: великолепное вступление к главе о крутом развороте событий через призму картин природы, так, что мне захотелось побольше покупаться в этой благодати Вашего слова - молотком!..

Ну, как, не сильно я задел нынче самолюбие своего талантливого коллеги Ершова, а, Юрий?! Если так, то прошу простить великодушно! Это я оттого, что не хочется мне разочароваться в этом замечательном чтиве, ведь будет же продолжение, где, надеюсь, вернете первоначально взятый темпоритм...
С уважением, и пожеланьем мильона читателей - преданный Вам - Г.М.

Габдель Махмут   16.01.2024 18:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой Махмут Касимович!
Даже и не думайте извиняться! Получить критику от Вас для меня большая честь. Ну, попробую немного оправдаться.
Неспешное и плавное течение романа до этой главы объясняется тем, что там были представлены главные герои, отец Александр и капитан Горюнов. Я показал, как формировались их личности. А в конце 12-й главы, благодаря развитию событий, оба наши парня осознали, что находятся на рубеже. Да, да, на рубеже, разделяющем мир людей и мир нежити. Как Вы помните, иллюзий о благополучном исходе этого противостояния они не питают, но собираются держать этот рубеж до конца.
А дальнейшее действие романа, начиная с 13-й главы, охватывающее целых 20 лет с 2002 года по 2022, - это всего лишь хроника их боевых действий на этом рубеже. Сопутствующие события показываются как бы вскользь.
Азарт к деньгам и богатству - штука такая. Он быстро захватывает человека и корёжит его до неузнаваемости, что и произошло со Стёпкой. Редко кто может этому дьявольскому соблазну противостоять.
Рейгелю ещё задолго до этих событий врачи предсказали саркому, почему он в Тимошкино и перебрался. На его вампирстве внимание читателя сосредотачивать не хотел. Скорее хотел показать на его примере, как бы не уродовала жизнь изначально человеческое существо, если есть в нём первоначальный мощный заряд добра, он в нём останется, как бы судьба не изголялась.
Матушку Елену мне откровенно жаль. Она неплохая женщина. И тут дело даже не в сексуальности. Просто это невыносимая каторга - жить с подвижником. Тут уж самой подвижницей нужно быть, а в жизни это случается крайне редко.
Благочинный Анатолий во Флорищи приезжает за откровением, а не отчисления на епархию собирать. Он человек вовсе не плохой, стремления-то у него в правильном направлении. Поэтому и происходит у него с отцом Александром откровенный разговор. Но одних стремлений, чтобы быть настоящим пастырем, недостаточно. Тут нужна тяжёлая и многолетняя духовная работа. На это способны немногие. Отец Александр - способен. А отец Анатолий... Как в том анекдоте про лошадку: "Ну не шмогла я..."
Обратите внимание, дорогой Касимович, проповедь о доктрине Пресвятой Троицы отец Александр произносит, опасаясь, что Благочинный запретит ему проповедничество и уличит в ереси. Именно поэтому она идеально отражает позицию официальной Церкви. А так, нет ничего более дискуссионного, чем доктрина Святой Троицы и Никео-Цареградский Символ Веры. Ислам, кстати, эту доктрину критикует последовательно и жёстко. Ну, а с приведённым высказыванием Льва Толстого очень трудно не согласиться.
Спасибо, что обратили внимание на вступительную часть главы - уж очень старался.
Дальше в романе будет гремучая смесь экшн с философией. Попробую сделать так, чтобы поклонники первого не заскучали от заумья, а любителям второго было о чём поразмышлять.
С глубокой признательностью,
искренне Ваш
Юра.

Юрий Владимирович Ершов   16.01.2024 18:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Благовещенский погост. Глава 13» (Юрий Владимирович Ершов)

Юра, привет! Твоя Тринадцатая, чёртова дюжина, понравилась! Люблю поединки. Поединки между двумя героями. Жизнь состоит из этих поединков, столкновений умов... В этом вся наша жизнь, а для сыщиков (настоящих сыщиков), это обычная работа, которую они "переваривают' каждый день. Помнишь, как у Высоцкого: " Побудьте день вы в милицейской шкуре/ Вам жизнь покажется наоборот...". Пишу не для тебя, а для тех (гражданских), кто прочитает...
Потом, спустя годы, у сыщиков начинает покалывать в боку, или за грудиной! Ночами наступает бессонница... Это не поймут, кто не пережил...Конечно проблемы здоровья бывают у людей других профессий, но я пишу о сыщиках, у которых это не профессия, а образ жизни!
Понравились диалоги между батюшкой Александром и отцом Анатолием, как и все другие. Ты хорошо передал драматизм жизни, и в тоже время не показываешь выхода из конфликтов, которые всегда у нас в жизни происходят. Это признак хорошего писателя. Даже не удивлюсь, что конфликты между героями окончатся не так, как мы думаем, после прочтения этой Главы.
Меня удивляет,
тоже человека что-то пишущего, как тебе хорошо удаётся передать: сюжет, конфликт между героями, размышления автора, и в тоже время обратить внимание на мелкие детали? Это классика. Ссылки на историческое образование у тебя не пройдут. Тут что-то личное, заложенное в твоей природе.
Спасибо!

Александр Владимирович Карпенко   15.01.2024 19:48     Заявить о нарушении
Дорогой Владимирыч!
От всего сердца признателен тебе за такую рецензию. И немного алаверды. То, что я пишу, предназначено для интеллектуалов, знающих, что такое жизнь, прошедших через серьёзнейшие жизненные испытания, и сумевших сохранить в себе человека. Ты идеально подходишь под мою целевую аудиторию.
То, что я не даю оценок конфликтным ситуациям между героями, не случайно. Наш современный мир чудовищно неоднозначен.
Идёт ли Стёпка Петров по тупиковому пути или он в чём-то прав? Не знаю, но что он совершенно неправ, - сказать не могу.
Кто прав в сложном споре отца Александра и Благочинного об отношении к людям? С точки зрения великого подвижника, которым является отец Александр, прав, безусловно он. А вот Благочинному нельзя отказать в трезвой оценке людей. Кто прав? Пусть каждый читатель решает для себя.
Рейгель прав в том, что он свой среди чужих, чужой среди своих?
Не слишком ли рассчитывает на самого себя и своих близких друзей Йонас Реклайтис?
Что сказать о матушке Елене? Категорически осудить её? Нет уж! Попробуй, поживи с подвижником. Это самой подвижницей надо быть, а у женщин это крайне редко встречается.
Я уж ничего не говорю о доктрине Пресвятой Троицы. Нет в Церковном учении ничего более дискуссионного.
Чрезвычайно благодарен тебе, что ты обратил внимание читателей на то, что эта глава перенасыщена конфликтами, и все они абсолютно неоднозначны и непрямолинейны.
Крепко жму твою руку,
Юра.

Юрий Владимирович Ершов   15.01.2024 20:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Юра! Мы понимаем друг друга.

Александр Владимирович Карпенко   15.01.2024 20:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Благовещенский погост. Глава 13» (Юрий Владимирович Ершов)

Здравствуйте, Юрий! Интереснейшая глава. Во-первых, проповедью отца Александра, не простой, для таких приземленных людей, как я. Ну, перечитаю, больше пойму. Конечно, разнца между о.Александром и Благочинным (правильно я запомнил) огромная. Такие, как отец Александр, подвижники, очень редко встречаются, и не обязательно они даже просто верующие. Друг мой покойный был атеистом, но таким же подвижником, мы над ним даже подсмеивались. Не от мира сего!
Интересно история вампира. И его предсмертное объяснение всей чертовщины, о которой читатели головы ломали.
Ну, о матушке плохо не скажу. Не потянула она жизни с отцом Александром - а кто потянет?
Пишите, Юрий, будем ждать!

Михаил Бортников   14.01.2024 12:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой Михаил!
Подвижничество - дело крайне непростое. Именно поэтому мы так редко встречаем в жизни подвижников. И одно из условий подвижничества - полное самоотречение. Тяжёлая судьба у отца Александра. Он несёт веру и надежду людям, а сам сгорает. И Вы совершенно правы, что не обвиняете матушку Елену. Она обычная, нормальная женщина, очень хорошая, между прочим. Но кто же такую жизнь потянет? Это тогда самой подвижницей нужно быть.
Вы очень умно оценили предсмертное объяснение Рейгеля всей чертовщины. Предупреждён - значит защищён. Очень трудно различить, где враги, где свои. Но Пётр Петрович делает однозначный выбор. Для него свои - это Йонас, отец Александр и капитан Горюнов.
С глубокой признательностью за прочтение и отзыв,
Юра.

Юрий Владимирович Ершов   14.01.2024 13:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Благовещенский погост. Глава 13» (Юрий Владимирович Ершов)

Добрый день, Юрий Владимирович!
Как же хорошо начинается глава, образно! Простые фразы, а сколько в них содержания и смысла:
"Быстро по осени летят в холодном небе облака с севера. Они врезаются во Флорищенскую гору и задевают восьмиконечный крест Введенской церкви. Иногда ветер так разгоняет их, что собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы кажется последней твердыней на пути мрачной мертвящей силы... "
Хочется вновь и вновь перечитывать это, погружаться в мрачную атмосферу и ощущать себя тем промëрзшим забредшим туда путником.
Глава объёмная, не только по времени освещённых событий, но и по информации, интересной не только для верующих, но и для изредко посещающих церковь. Проповедь Александра действительно больше похожа на доклад доктора богословия на научной конференции. Прослушав эту проповедь безоговорочно принимаешь вывод Александра: "Слишком скуден и несовершенен человеческий разум – Божественные Истины часто бывают ему неподвластны... "
А вот смерть Рейгеля, его откровение и предупреждение не напугали, нет того холодка на спине, который хотелось бы ощутить. Как-то буднично прошло захоронение, без какого-либо разгула нечистой силы. Неужели у вурдалаков нет ни какой взаимной связи, или диаспоры, ни один из них не принял участие в похоронах своего собрата, или как там они называются между собой.
Назреваемая семейная трагедия Александра и Елены дополняют тревогу в предстоящие мрачные события, которые хочется побыстрее узнать!
С уважением,

Александр Козлов 11   14.01.2024 11:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой Александр!
Спасибо Вам огромное, что обратили внимание на вступительную часть главы, уж больно я над ней старался.
В проповеди отца Александра о Пресвятой Троице есть один подвох. Он произносит её, опасаясь, как бы Благочинный не запретил ему вообще проповедовать, и не обвинил бы в ереси. Именно поэтому она похожа на доклад доктора богословия и идеально соответствует официальному взгляду Церкви на доктрину Святой Троицы. А эта доктрина, как и Никео-Цареградский Символ Веры 381 года, - самые, пожалуй, дискуссионные моменты, содержащиеся в христианском вероучении. Но выводы в своей проповеди отец Александр делает, на мой взгляд, совершенно правильные. Вера не в разуме, а в сердце.
Рейгель, как Вы поняли, такой же "несистемный" вурдалак, как Сашка - несистемный поп, а Горюнов - несистемный мент. То доброе начало, которое было в нём, когда он ещё был человеческим существом, настолько сильно, что делает его "белой вороной" среди своих собратьев. И возникает перекличка с эпиграфом из Гребенщикова - "нам давно уже не отличить, где враги, где свои".
Да, в семейной жизни флорищенского настоятеля назревает крушение. И здесь виноват, прежде всего, он сам. Какая обычная женщина сможет жить с подвижником? Для этого самой подвижницей нужно быть, а на это немногие способны.
С уважением и благодарностью,
Юра.

Юрий Владимирович Ершов   14.01.2024 12:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Благовещенский погост. Глава 13» (Юрий Владимирович Ершов)

Здравствуйте, Юра.
Глава получилась интересная, "поворотная", всёобъясняющая.
Даны очень тонкие и точные характеристики всем персонажам.
Интересна проповедь отца Александра на Троицу.

Про Троицу(могу заблуждаться, поэтому это просто мысли):
Когда христианство сделали государственной религией на первом Вселенском соборе( Никейском), многое в обрядах сохранили из обрядов старой религии- многобожия( позже названного язычеством). На Руси(до крещения),вообще во всех обрядах и верованиях было число 3: Троян( Триглав), три желания, три Пути выбора, три раза обойти жертвенник(сейчас три раза окунают в купель при крещении). Я думаю, что именно из старых обрядов и было взято это число "3".

Интересно описана психологическая подоплека ухода от веры-на примере Елены,Степана и Благочинного.
Жаль, что Степан так и не понял, что без веры человек теряет свой духовный стержень, фактически перестает быть человеком. Вера в деньги- тупиковый путь.
В 1917 у людей отняли веру в Бога, но потом дали веру в "Светлое будущее", коммунизм( тоже ведь своеобразная религия).
Отношение Благочинного к людям, как к "мясу", быдлу- это отношение не духовного наставника. Это администратор у кормушки(кстати, его отношение к вере подчеркивает его неверие). И да, это сейчас не редкость, к сожалению.
Жаль, что Елена так и не поняла своего мужа- он свое предназначение в жизни реализовал на 100%. Он нес Свет в людские души. А это совсем не про деньги.
Еще удивительно, как она так долго могла заблуждаться относительно призвания своего мужа.
Рейгель и его смерть объяснили дальнейшее развертывание событий.
И, думаю, зря они его не похоронили без специальных обрядов. Он же сказал, что бессмертные теряют связь со всем человеческим, что в них было. Так что, возможно, от него еще получат много неожиданного).

Прочитала с большим интересом(впрочем, как и предыдущие главы).
Продолжения жду с нетерпением.)
Спасибо.

Кстати, только у Вас читаю другие отзывы- всегда интересные, интеллектуально-мудрые, дающие пищу для размышления(как и Ваша повесть).

С теплом и уважением, Юля

Юлия Чернухина   14.01.2024 08:25     Заявить о нарушении
Дорогая Юля!
Душевно признателен Вам за такую развёрнутую и глубокую рецензию.
Что касается доктрины Пресвятой Троицы, здесь мы сталкиваемся с очень грустным парадоксом. Чем более совершенствовался институт Святой Матери Церкви, чем больше осмысляли Святые Отцы и Учителя первых веков христианства, чем глубже разрабатывались церковные догматы и обрядовая сторона, тем меньше оставалось в христианстве от Учения Спасителя. Никео-Цареградский символ веры, сформулировавший и оформивший доктрину Пресвятой Троицы, по сути, стал последним гвоздём, заколоченным Церковью в гроб Христову Учению.
Как Вы точно подметили о Стёпке, что вера в деньги - путь тупиковый.
Такие, как Благочинный, действительно, не редкость. И отец Анатолий - это далеко не худший вариант. У него хотя бы присутствует осознание того, что он живёт неправильно и есть стремление что-то изменить. Но, как в том анекдоте про лошадку: "Ну, не шмогла я..."
С матушкой Еленой беда происходит. В этом не только её вина. Она обычная женщина, а жить ей приходится с подвижником. Это, практически, невозможно, тут самой надо подвижницей быть.
Очень интересно Вы подметили по поводу Рейгеля. И здесь скажу Вам следующее. Вашего покорного слугу жизнь так корёжила, что назвать самого себя человеком никак не могу (насчёт "нежить" - не знаю, но уж не человек - это точно). И всё же верю, что бы не происходило с человеческим существом, какие бы трансформации оно не претерпевало, что-то главное, стержневое, всё равно остаётся. А Рейгель, судя по всему, изначально был очень славным человеком.
С душевным теплом к Вам, Юленька,
Юра.


Юрий Владимирович Ершов   14.01.2024 10:36   Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за такой ответ!
А вера в лучшее, вера в Человека обязательно должна быть!
Иначе все теряет смысл.

Хорошего Вам дня!
Юля

Юлия Чернухина   14.01.2024 11:05   Заявить о нарушении