Рецензии на произведение «Иммунитет»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Давно не испытывала такого наслаждения от чтения.
Как же талантливо вы пишите!
Елена Молчанова 10 01.11.2020 18:48 Заявить о нарушении
Сюжеты более чем оригинальны.
Снимаю шляпку! )
Елена Молчанова 10 01.11.2020 19:36 Заявить о нарушении
Вот ее и снимаю, и еще раз благодарю)
Кафковедов Дэн 01.11.2020 20:02 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дэн.
Не впервые уже читаю эту Вашу вещь.
Сразу оговорюсь, что испытываю к Вам определённую симпатию, и даже трудно пояснить в двух словах, отчего, так сложилось уже за годы пересечения с Вашим тут творчеством, и особо этому поспособствовали Ваши старухи. Пардон за отступление.
Так вот. Я ещё могу предположить, почему эта вещь появилась на свет. Либо как попытка избавиться от чего-то. Либо как интерес исследователя к таким маргинальным состояниям. Как-то в таком духе.
Но на кой чёрт Вы это выложили в публичный доступ? Ведь всё, что хочется, так это избавиться от всех впечатлений, которые Вы туда вложили, от всего этого кошмара. Жизнь и так штука непростая, и уходит немало сил, чтобы её как-то очищать от кошмаров, а Вы зачем-то увеличиваете это количество-качество. Бывает некий особый род ужасов, при соприкосновении с которым происходит нечто вроде очищения-прозрения. Возможно, Вы старались сделать его? На моём опыте, это недостаточно хорошая попытка. Быть может, Вы ... просто делитесь болью? Желая, чтобы она рассосалась? Ну тогда соглашусь с рецензией, где Вам рекомендуют переписать это от первого лица...
И вот ещё какой момент совсем уж резанул. Когда она сказала, что пришла потрахаться. Я не такой уж чистоплюй, и сам так говорю. И, тем не менее, именно от этой героини, именно при таких обстоятельствах... ну вот ждёшь других слов. Ну какой-то перебор этакого трудновыразимого, как бы так его словом ухватить, рубахо-парняйства, разухабистости, бывалости, прожжённости, всёиспытанности... как будто герои боятся быть просто нежными, беззащитными, самими собой, человечными. А это круче, чем вся эта "потрахаться"-"крутизна". Она могла бы вообще ничего не сказать. А просто перейти к делу. Это было бы даже эффектнее. Если в эффектности заключался один из векторов-намерений...
Хвалить Вас, Дэн, хочется, но как-то распадается похвала. Да, есть много у Вас находок по тексту интересных. Видно, что Вы старались, чтобы и цепляло, и было оригинальным. Но всё это куда-то девается, не нанизываясь на некую важную атмосферу, все находки и старания чем-то сдувает, как туман. Простите, что не имею таланта пояснить технично и последовательно, а даю отклик-как-есть, мешанину.
PS прошёлся по рецензиям. Возможно, я не понял этого текста в принципе, потому что всё время чтения, несмотря на наличие интересных вкраплений, меня не отпускало чувство отторжения. Возможно, просто не моё, в принципе. Хотя читал вроде как не по диагонали. Может быть, сейчас не на той волне.
Феронин 05.03.2020 04:22 Заявить о нарушении
Нет, это не попытка избавиться от чего-то. И не интерес исследователя. Это попытка отобразить внутренний мир в художественном слове. В принципе, именно этим и должен заниматься автор, который в той или иной мере стремится к "визионерству".
Таким образом, ответ на ваш вопрос, на кой черт я выложил это в свободный доступ, лежит на поверхности. Нет, я не старался сделать что-то вроде очищения-прозрения, это вообще не работа автора, работа автора в том, чтобы выражать внутренний мир и задавать вопросы. Главный вопрос данного текста: а что, если Он есть? И если Он есть, почему мы живем в мире, который лежит во зле? Ответ как мне кажется заключается в смирении, и у меня есть на это прямое указание. Текст не совсем уж чернушный, там есть проблеск света, о чем мне говорили самые разные читатели.
Насчет Даши, которая говорит, что пришла потрахаться. Она сказала так, чтобы подчеркнуть свое отчаяние, выразить его хотя бы так, через такой вот диссонирующий "крик души". Разумеется, это вас резануло. Так и должно быть.
И я не старался, чтобы цепляло и было оригинальным, я просто выразил то, что хотел выразить. Как получилось, другой вопрос, но единая внутренняя структура у текста все-таки есть.
Насчет старух еще хотел сказать) Мы с друзьями придумывали десятки таких вот безумных текстов по накурке, чисто чтобы поржать. Я и сейчас могу написать нечто подобное, это нетрудно, только вот мне уже этот уровень неинтересен, да и от привычки "шмалять" я давно избавился, к счастью.
Спасибо, Феронин, за столь развернутый отзыв, видно что читали внимательно, а для меня это ценно. С теплом,
Кафковедов Дэн 06.03.2020 01:23 Заявить о нарушении
Вопрос "а что, если Он есть"... На мой взгляд, недостаточен. Или, скажем так, для такого Вашего текста, где есть чем резануть, - мало этого вопроса. Очень мало.
Я стараюсь держать грань между откликом, давая честную обратную связь, и перегибом критики. Надеюсь, что не перешёл её. Впрочем, пытаясь сам в себе посмотреть на это предельно честно, я подумал, что такой грани вообще нет. Она существует в воображении каждого, кто о ней думает, и зависит только от внутренних ощущений откликнувшегося. По моим ощущениям, текст недостаточно цепляет мыслью "а что если Он есть", тем более недостаточно эту мысль развивает, и уж слишком режет другими деталями, которые не увязываются автором в одно целое с главной, как оказалось, авторской мыслью. Это моё ощущение. Возможно, я слишком требователен. Даже скорее всего. Может, период такой в жизни. Чёрт его знает.
Взаимно, с теплом.
Феронин 06.03.2020 02:18 Заявить о нарушении
Есть такая песня: не отрекаются, любя. Очень мудрые слова, как мне кажется. Это Вы так только себе говорите, что текст о старухах делался для поржать. Но в нём есть нечто большее. И, ко всему, там есть Вы. Не стоит отрекаться от себя ;)
Феронин 06.03.2020 02:22 Заявить о нарушении
Нет, никакой грани вы не пересекли, все норм) Меня так жестко критиковали в свое время, что я давно в этом смысле оброс толстой кожей. Я говорю наперекор, потому что не согласен, а не потому что меня как-то задевает ваша критика, на которую вы имеете полное право, как читатель.
Что же касается злополучных старух, может там и был я, но того меня уже давно нет. Мои последние тексты отражение меня теперешнего, потому они мне и близки.
Кафковедов Дэн 06.03.2020 02:42 Заявить о нарушении
Тем не менее, всё ж таки, ещё раз скажу. "Поржать" - это, знаете ли, не каждому дано. Юмор и поэтичность, фантазия и что-то невыразимое. Это всё Ваше, безотносительно старух и того, что к ним привело. Оно в Вас было, и всегда будет. Это как набор генов. А Ваши сознательные усилия - это действия по переключению, включить-выключить, какие-то элементы из этого набора, в соответствии с ситуацией.
Феронин 06.03.2020 03:07 Заявить о нарушении
Немного прокомментирую, Дэн, потому что по крайней мере прочитал до конца, без подвохов.
В общем, зачет, конечно, если автор решал свою личную задачу. Текст, в целом, неплох. Но требует работы, если автор хочет стилистически цельного текста. Очень явно чувствуется важность темы для автора, авторская эмпатия к героям, а нужна не она, нужно читательское сопереживание. Его, как раз, вполне возможно достичь средствами чисто техническими и простыми инструментами. Сочиняя текст на кайфе от темы, авторы, как правило, пишут интуитивно, да и вообще 99% так пишут, но прежде всего, надо бы разобраться с точками зрения. (О них здорово когда-то рассказывала Света Малышева на к2, прямо вот по-честному, как не для прозы.ру). В тексте постоянно смещается точка зрения - от авторской к фокальному персонажу - и это плохо. Вообще, это не плохо, так можно, но, согласитесь, одно дело круто нарушить правило и совсем другое - пренебречь им. Хотя, еще раз, сам сюжет вроде как позволяет в тексте скакать из головы в голову.
"- Не трогай ее. Она сестру потеряла…
- И что? – вскинулся Савелий, нащупывая в карманах серого комбинезона спички".
Это кто видит и знает, что Савелий нащупывает именно спички в кармане?
Или:
"В последнее время Андрей старался думать поменьше, любые размышления рано или поздно приводили его в тесный, как гроб, тупик, где единственным и самым разумным решением казалась смазанная мылом петля" - это формальный фокал, он тормозит, лишние тут глагол "старался" и местоимение "его", это авторский нос. Пустите читателя глубже, читатель оценит и вычитает сам старание героя, у которого, по идее, он и так сидит в голове, из-за чего вот это "его" не нужно писать.
"Смотритель Филиппыч был уже порядочно подшофе – видимо, накатил на радостях от близости непроглядного, как тьма ночного погоста, алкоанабиоза. Он долго не мог попасть ключом в замок на воротах, и этим совершенно вывел Савелия из себя" - тут вообще точка зрения Савелия, кто о ней в курсе? автор? Предыдущий фокал?
Это не единственные и не самые показательные примеры, посмотрите сами на этот счет. Поэтому, вот серьезно, если бы спросили меня редакторской версии, я бы ответил - текст надо немедленно переписать от первого лица! Такое решение, кмк, все разрулит: и автор сохранит трепетное отношение к описываемому и читатель четче войдет в повествование, станет ближе к нему.
Потом, мелочи. В тексте много двойных прилагательных, например, "в темнеющем вечернем", "большие грациозные", "густой сизый", "огромные небесно-голубые", "темным зловонным", "закопченными заброшенными", не знаю, лично мне не заходят такие вещи, дело вкуса, может быть, но спорно.
Посчитайте, сколько раз в тексте использовано слово "будто"? Понимаете, это не придирки на ровном месте, это будни и вычитка.
Обратите внимание на превращения самокруток в сигареты. Это странные превращения.
Потом:
"Савелий приподнял девушку за рукава куртки, Андрей обхватил ее тоненькие лодыжки /.../ они бросили тело безымянной блондинки поверх других тел - голова ее при этом запрокинулась, обнажая белую, как снег, шею" - тут надо править, логика и последовательность картинки некоторым важна. Белая, как снег, шея обнажилась не при броске поверх других тел, а раньше, сразу как подняли труп голова и запрокинулась.
"Опустив ресницы, она заправила за ухо темную прядь" - наверное, не надо объяснять, что ресницами прядь за ухо не заправишь.
До середины текста, кстати, тяжело как-то идет повествование, там много похожих примеров, посмотрите, потом вроде ничего, потом разошлось. В целом - прилично, но до оценки "события" текста, надо глянуть еще раз на сам текст все-таки, кмк. Удачи!
Сабашников 19.02.2020 15:23 Заявить о нарушении
Текст и в самом деле в какой-то степени личный, тут вы угадали, к этим героям я очень неравнодушен, особенно к Андрею. Была мысль писать от первого лица, но я все же решил от третьего, однако теперь понимаю, почему это было ошибкой - в общем я согласен насчет фокала. Когда пишу такие тексты, мало думаю о читателях, пишу интуитивно и как можно быстрее, чтобы не потерять настрой, потом правлю, конечно, но уже и з в н е, что приводит к ряду досадных ошибок.
Тут все дело, возможно, в том, что мне не хватает теоретических знаний, изобретаю велосипед на голой интуиции крч, да и правлю тоже, руководствуясь в основном з в у ч а н и е м. Отсюда сбои фокала и прочие ошибки, проще говоря – я просто не шарю в такого рода технических деталях.
Ваш пример с лишними «старался» и «его» весьма показателен - без этого и в самом деле лучше, авторские уши не торчат, однако слегка нарушается ритмика) В общем, я обычно выбираю ритмику, и это заслоняет для меня все остальное, что приводит к таким вот обидным просчетам. Будь у меня больше знаний, я бы наверняка писал по другому.
Двойные прилагательные мне тупо нравятся, личная вот такая заморочка, а «будто» это мое слово-паразит. Ну вот как в разговорной речи говорят «короче» для связки, так и я вставляю «будто», как некий костыль для того, чтобы привести некое сравнение. С этим надо что-то делать)
В первом варианте были сигареты, потом я заменил их на самокрутки, но видимо не везде)
По поводу «белой, как снег, шеи» согласен – косяк.
И насчет ресниц тоже.
Спасибо вам большое. За советы и верный глаз) Если снова возьмусь править этот рассказ, который нравится мне до сих пор (что редкость), обязательно воспользуюсь вашими комментариями. С теплом,
Кафковедов Дэн 19.02.2020 16:30 Заявить о нарушении
я, конечно, всегда с интересом читаю Дэна...
хороший, качественный уровень изложения, сюжеты...
и что же - есть Он или нету - это самый главный вопрос, который задают себе все... осознанно, неосознанно...
и самому себе человек не может сказать - Нет, иначе рушится все...
любая ли жизнь рай - а кто это знает...
и яйцевидные не помогут...
умер при жизни...
Валерий Кувшинчиков 01.02.2020 10:07 Заявить о нарушении
И яйцевидные тут, конечно, не помогут)
Спасибо, Валерий.
Кафковедов Дэн 01.02.2020 20:15 Заявить о нарушении
Красивая, стильная проза, интересный сюжет, как в большинстве произведений Дэна. С самого начала возникла "перекличка" c "мусорщиками" Стругацких ("Град обреченный", если кто не читал), искушение сопоставлять героев, которое в ходе чтения пару раз ослабело и усилилось, следуя за ритмом рассказа. Интересно, было ли это задумано осознанно?
Кошка Рыболов 13.01.2020 20:54 Заявить о нарушении
Но такие аллюзии редко делаются осознанно, ты их осознаешь в полной мере уже потом.
Признаюсь вам по секрету, что это одна из самых любимых моих вещей)
Спасибо, Кошка.
Кафковедов Дэн 13.01.2020 21:10 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дэн!
Этот рассказ я запомнил. На мой взгляд, вторая редакция получилась намного лучше по стилю. В плане сюжета, насколько помню, ничего не изменилось. В какой-то мере ЛГ сам «написал» свое будущее. Для него рай стал адом и наоборот. Можно рассуждать о прошлом или настоящем. А вот будущее всегда покрыто мраком. Слишком много случайных факторов и конкурирующих программ. Наверное, поэтому от него и нет иммунитета.
С уважением, Александр
Александр Галяткин Юлия Фадеева 18.12.2019 01:01 Заявить о нарушении
Здорово, что отметили стиль, я и в самом деле немало над ним потрудился, пытался сделать его более ритмичным и отточенным, сохранив первоначальную вязкость и мрачность оборотов)
От будущего, как и от жизни в целом, иммунитета нет и быть не может, таковы условия "игры". Это порождает страх перед жизнью, что вся как будто состоит из случайностей и противоречий, бессилие, деструктивное непонимание, паралич души, способные перетянуть все то, что находится на другой стороне весов, включая страх смерти. Но самое страшное, на мой взгляд, в том, что у нас нет иммунитета от самих себя.
Спасибо, Александр, с уважением и теплом,
Кафковедов Дэн 18.12.2019 01:42 Заявить о нарушении
Народ во все времена пытался всякими хитроумными способами решить эту проблему. Но всё дело в желаниях:)).
Кстати, Дэн, никогда не возникала мысль проверить силу своего текста? Провести чистый эксперимент. Перед началом нового произведения загадать сильное и искреннее желание, вероятность исполнения которого близка к нулю, и написать художественный текст на его исполнение. Нет, речь не идет о заключении магического пакта – это совсем другая история, а именно о создании художественном текста, связанного с исполнением конкретного желания. Конечно, придется максимально вложиться в литературный процесс, но игра того стоит.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 18.12.2019 11:36 Заявить о нарушении
Кафковедов Дэн 18.12.2019 15:33 Заявить о нарушении
Желаю выйти из кризиса!
Александр Галяткин Юлия Фадеева 18.12.2019 18:25 Заявить о нарушении
Феронин 05.03.2020 04:17 Заявить о нарушении
Хорошо пишешь, сукин сын! Хорошо! Талант! Если бы мне попался хоть обрывок книжного листка с одним лишь абзацем: «У подножия полуразрушенной стены, покрытой мхом и плесенью, широко раскинув руки и распахнув огромные, небесно-голубые глаза, лежала худенькая девушка в кожаной куртке и джинсах. На бледном лице застыло выражение невообразимого ужаса. В светлых волосах запутались сухие листья» - то я бы расшибся, но нашёл весь текст. Читатель на прозе.ру это может сделать легко. Дальнейших успехов, Дэн! )))
Сергей Савченков 17.12.2019 18:40 Заявить о нарушении
Сергей Савченков 17.12.2019 19:18 Заявить о нарушении
Спасибо большое, Сергей. От души. С уважением и теплом,
Кафковедов Дэн 17.12.2019 20:22 Заявить о нарушении
Приветствую, Дэн! Попробовал сочинить анонс на ваш рассказ.
ЖИВЫЕ и МЕРТВЫЕ
Привычный мир мертв. Рухнул в одночасье. Неизвестный вирус причина смерти людей. Вирусологи бессильны. Но есть люди, которые получили иммунитет. Каким образом неизвестно, а для четверых молодых людей, героев рассказа "Иммунитет" не имеет большого значения. Их работа собирать и сжигать трупы умерших. Не все, обладающие иммунитетом,в состоянии привыкнуть к новой действительности -- постапокалиптический ад, где неважно живой ты или мертвый. Игорь - друг главного героя рассказа Андрея, кончает жизнь самоубийством. Даша близка к этому и только у Савелия произошла профессиональная деформация личности -- ему на всё и на всех наплевать. Человек может приспособиться к чему угодно, но судьба и обстоятельства ставят героев перед нравственным выбором: жить или умереть. Трудность выбора состоит как раз в наличии иммунитета, которого нет у большинства , пока ещё живых, людей.
P.S.
Сначала " не вошло". Признаюсь, Дэн, что читал дважды. Когда читал второй раз, то поймал ритм рассказа — жесткий,суровый, резкий, можно сказать беспощадный и только тогда почувствовал ритмику душевных переживаний героев. Внутреннюю логику автора не всегда можно понять. Если я что-то не так воспринял, то прошу отнестись к этому с пониманием.
Александр Секстолет 17.12.2019 13:39 Заявить о нарушении
Отличный анонс!) Сразу видно, что читали внимательно, не по диагонали. На мой взгляд, лучше вообще не читать, чем читать, пропуская абзацы и пытаясь "выхватить" суть по отрывочным фрагментам.
Очень верно насчет нравственного выбора, который я хотел показать наиболее наглядно, выпукло и под не совсем привычным углом.
Порог вхождения и в самом деле высоковат) Вызвано это, возможно, тем, что у этого текста своя внутренняя структура, атмосфера, ритмика и логика. И в данном случае эта логика глубоко авторская. Потому, возможно, и не всегда понятная, так как основана целиком и полностью на моем мировоззрении. Но именно по этой причине я и считаю этот рассказ целиком и полностью своим, т.е. л и ч н ы м, хотя это в то же время чистый вымысел.
Спасибо, Александр, оч приятно получить отзыв именно от Вас и именно на эту историю. С уважением и теплом,
Кафковедов Дэн 16.12.2019 20:58 Заявить о нарушении
Александр Секстолет 16.12.2019 22:42 Заявить о нарушении
Именно. Форма молитвы. Причем, "форма" может быть какой угодно странной или отвратительной даже, но внутри всегда есть нечто, что обращено к неземному, трансцендентному. Еще раз спасибо, Александр, за понимание, это по-настоящему ценно.
Кафковедов Дэн 17.12.2019 00:04 Заявить о нарушении