Рецензии на произведение «Повесть Трудно быть богом и хрущёвская оттепель»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Ивана Антоновича Ефремова
наравне со Львом Николаевичем Гумилёвым
чту как своих заочных учителей.
Братьев Стругацких читал в юности.
Их подтексты стали понятны только
уже в "новой жизни".
Бориса как-то не очень уважаю.
Об этих временах у меня вспоминается
Феликс Розинер "Некто Финкельмайер"
- роман, получивший в Израиле премию Даля.
Василий Овчинников 12.05.2019 06:38 Заявить о нарушении
Роман Феликса Розинера не читал. Навел справки: роман закончен в 1975 году, Розинер эмигрировал в 1978 году, премией имени Даля награждён русскими эмигрантами, живущими во Франции.
Андрей Иванович Ляпчев 12.05.2019 09:07 Заявить о нарушении
Интересная информация, спасибо!
Юлия Моисеенко 09.05.2019 21:23 Заявить о нарушении
"Не думаю, что нападая на религию Стругацкие специально стремились угодить сильным мира сего. Просто совпали их личные убеждения и убеждения главы государства... Но этот факт благородный дон Борис Стругацкий предпочел не комментировать..." - здесь вы попали в точку. Я знаком почти со всеми произведениями этого творческого тандема. Поэтому могу сказать, что авторы были талантливыми гуманистами, но вот их отношение к религии было "советское".
Владимир Швец 3 08.05.2019 19:24 Заявить о нарушении
А "Отягоченные злом" писалось, когда были попытки нового "похода на религию"...
Они всё таки были "воинствующими атеистами", а не "просто атеистами"...
Андрей Иванович Ляпчев 08.05.2019 19:31 Заявить о нарушении
"У советской интеллигенции, лишенной христианства, лишенной какой-либо иной традиционной религии, бурно развивалось мировидение, получившее квазирелигиозные формы..."
Владимир Швец 3 08.05.2019 19:43 Заявить о нарушении
Вы пишите в окончании "А повесть удалась..."
и отмечаете, что многое и в позднейших комментариях Стругацких не сказано.
Согласен с этим. И поддерживаю Ваши дополнения к целям авторов Стругацких.
Сложное время это было. С.Г.Кара-Мурза неоднократно отмечает внимание к проблеме выхода общества из состояния военной организации.
К замечаниям С. Кара-Мурзы добавлю, что более сполочённое, более высоко организованое общество (военное состояние в частности) не может в принципе вернуться на прежний "мирный" уровень. Может на мирный, но уже на другой.
Вот в этом, по моему мнению, и заключалась проблема послевоенного реформирования. За пол года до смерти Сталин предложил партии передать власть хозяйственникам. (хорошие статьи об этом есть у Ю.И.Мухина на сайте).
Но... смерть, 21 съезд пошёл в контр направлении.
Т.е. сила сопротивляться в стране переходу к иному этапу -
тоже была.
В т.ч. в лице коллег Стругацких, и иных с таким же мировоззрением.
Они одержали победу, которая начала давать всё более ощутимые плоды к описываемому Вами событию написания статьи и комментария и процессам дальнейшим.
И второе: обращая внимание на религию, Вы не уточняете о религии подробнее, что в данном тексте, возможно было бы полезно.
Религия (церковь) России царского времени совершенно официально и регулярно читала анафему предводителям крестьянских восстаний. Ряд подобных моментов анафемам можно продолжить, но все они будут говорить о поддержке колонизаторского духа управления страной времени Романовых.
Людей духа "чужого" для "этой страны". Тоже ведь религиозный вопрос.
Но все вопросы не охватишь, конечно.
Спасибо за важность темы. С уважением к Вам, Андрей Иванович.
Георгий Сотула 08.05.2019 18:49 Заявить о нарушении
Замечательно сказал Мишель Монтень (1533-1592):
"Чрезвычайно легко порицать пороки любого государственного устройства, ибо всё, что бренно, кишмя кишит ими; чрезвычайно легко зародить в народе презрение к старым нравам и правилам, и всякий, кто поставит перед собой эту цель, неизменно будет иметь успех; но установить вместо старого, уничтоженного государственного устройства новое и притом лучшее - на этом многие из предпринимавших такие попытки не раз обламывали зубы".
Более четырёх веков прошло, а мысль не устарела...
Андрей Иванович Ляпчев 08.05.2019 19:40 Заявить о нарушении
конечно, так. Но ещё и потому, что смотрят часто на устройство государства как на нечто, не имеющее отношение к уже имеющемуся осмысленному опыту о семье.
и здесь разделение по типам:
общинное государство - тяготеет к семье,
а из враждебных к другу сословий - напротив.
И старается увести взгляд от возможного о семье.
Не знаю логики Монтеня в этом, но если только ссылаться на его слова "обламывание зубов" - то он (предполагаю) тоже хищной породы психики человек, враждебный общему. Такие никогда, как бы они красиво не говорили, не имеют законных прав в человечестве.
Георгий Сотула 08.05.2019 20:53 Заявить о нарушении
А слова очень простые и логика у него "житейская"...
Андрей Иванович Ляпчев 09.05.2019 04:43 Заявить о нарушении
"Кто виноват?" и "Что делать?"
Ответ на второй ясен только недалёким
или негодяям, рвущимся к власти.
Василий Овчинников 12.05.2019 06:45 Заявить о нарушении
Так получается : ясно кто виноват.
Но тот, кто знает что с виновными делать - негодяй.
Но Вы говорите, что "всё просто", значит - знаете.
Георгий Сотула 12.05.2019 11:34 Заявить о нарушении