Повесть Трудно быть богом и хрущёвская оттепель

Андрей Иванович Ляпчев
Повесть "Трудно быть богом" и "хрущёвская оттепель"

Повесть "Трудно быть богом" была написана братьями Стругацкими в 1963 году и стала одной из наиболее популярных книг этих авторов. Действительно, повесть интересная, умная. Раз прочитав, через некоторое время хочется её перечитать...
Как и абсолютное большинство книг, ТББ "несёт на себе приметы времени", но если книга не забыта и через полвека после создания - для большинства читателей не так уж и важно то, какую "злобу дня" эта книга отражает. Можно и совсем не знать этого, но в конкретном случае Борис Стругацкий, один из соавторов книги, уже в начале нашего века издал свои "Комментарии к пройденному", где "задним числом" рассказывает о "весьма интересном полиическом фоне" того времени и рассказывает весьма лукаво...
.........
Борис Стругацкий пишет о том, как он и брат были возмущены хрущёвской компанией "борьбы с абстракционизмом и формализмом в искусстве", попытками Н.С. Хрущёва учить деятелей литературы и искусства, как им следует работать... Борис Натанович с сарказмом вспоминает: "Словно застарелый нарыв лопнул. Гной и дурная кровь заливали газетные страницы...  Во благовременье гнойная волна докатилась и до нашей околицы, до тихого нашего цеха фантастов..."
О склоке в "цехе фантастов" говорить не буду. (Творческая интеллигенция вообще очень склочный народ...)
Своё возмущение происходящим Борис Стругацкий сорок лет спустя выразил так: "Нам было мерзко и гадко, как от тухлятины. Никто не понимал толком, чем вызван был стремительный возврат на гноище. То ли власть отыгрывалась на своих за болезненный щелчок по носу, полученный совсем недавно во время Карибского кризиса. То ли положение в сельском хозяйстве ещё более ухудшилось, и уже предсказывались на ближайшее будущее перебои с хлебом (каковые и произошли в 1963-м). То ли просто пришло время показать возомнившей о себе "интеллигузии", кто в доме хозяин... (...) Но одно стало нам ясно, как говорится, до боли. Не надо иллюзий. Не надо надежд на светлое будущее. Нами управляют жлобы и враги культуры. Они никогда не будут с нами. Они всегда будут против нас. (...) Осознание этих простых, но далеко для нас не очевидных тогда истин было мучительно, как всякое осознание истины, но и благотворно в то же время. Новые идеи появились и настоятельно потребовали своего немедленного воплощения..."
По поздней версии Бориса Стругацкого именно эти идеи и нашли своё воплощение в повести "Трудно быть богом"...
Не стану оправдывать Хрущёва, как говорится, "факты имели место". (Борис Стругацкий сказал далеко не обо всём...)
Но фокус в том, что "диссидентские идеи" спрятаны в повести так глубоко, что без авторских комментариев их и не разглядишь. (Хотя наиболее преданные фанаты Стругацких умели "глубоко копать" и, возможно, читали повесть так, как за век до этого революционеры читали роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?") А "на поверхности" повесть получилось не просто "очень советской", а именно "очень хрущёвской", строго соответствующей двум компаниям, проводимым тогда первым руководителем партии и правительства...
.........
Главным злодеем в повести является некий дон Рэба, в начале "министр охраны короны", затем "наместник Святого Ордена в Арканарской области, епископ и боевой магистр раб божий Рэба".
"Министерство охраны короны" - прозрачный намек на НКВД-МГБ. Хрущёв тогда активно проводил политику "десталинизации" и критика карательных органов, - естественно, "сталинских", - не только разрешалась, но и поощрялась. И в образе "орла нашего дона Рэбы" заметны черты двух наиболее одиозных руководителей карательных органов: Ежова и Берии.
О доне Рэбе в повести сказано: "Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник, угодливый, бледненький, даже какой-то синеватый. Потом тогдашний первый министр был вдруг арестован и казнен, погибли под пытками несколько одуревших от ужаса, ничего не понимающих сановников, и словно на их трупах вырос исполинским бледным грибом этот цепкий, беспощадный гений посредственности. Он никто. Он ниоткуда..."
Это списано с "железного наркома" Ежова, вынырнувшего ниоткуда года на три, а затем убитого...
Что же касается имени, здесь Борис Стругацкий поясняет действительно правдиво: "По совету И.А. Ефремова мы переименовали министра охраны короны в дона Рэбу (раньше он у нас был дон Рэбия - анаграмма слишком уж незамысловатая по мнению Ивана Антоновича)"...
Смею предположить, что Иван Антонович Ефремов по крайней мере некоторое время оказывал очень сильное влияние на братьев Стругацких и это влияние было благотворным. А вот Н.С. Хрущёву, - при активном участии которого был ликвидирован Берия, - "дон Рэбия", возможно, больше бы понравился...
Но здесь всё понятно и особых пояснений не требуется. А превращение дона Рэбы в "наместника Святого Ордена" связано с хрущёвскими  гонениями на религию. Эта компания была гораздо более масштабной, чем "борьба с абстракционизмом и формализмом в искусстве", но гонения на Церковь у Стругацких отрицательных эмоций не вызывали и именно и именно "религиозные мракобесы" показаны в повести, как "главное зло, как "феодально-фашистская агрессия". Здесь борцы за свободу личности с существующей властью были полностью солидарны...
"Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные".
В повести "чёрные" - это монахи. В то время, когда Стругацкие, не жалея чёрных красок писали о зловредности тамошних монахов, в нашей стране против них велась активная борьба...
Половина правды - это ложь. Когда Борис Стругацкий, в связи с повестью "Трудно быть богом" вспоминает о каких-то третьестепенных вещах, но не упоминает о борьбе с религией - он говорит лишь половину правды, то есть лжёт...
.........
Не думаю, что нападая на религию Стругацкие специально стремились угодить сильным мира сего. Просто совпали их личные убеждения и убеждения главы государства... Но этот факт благородный дон Борис Стругацкий предпочел не комментировать...
А повесть удалась. Всё-таки братья Стругацкие были талантливыми писателями.