Рецензии на произведение «Вольна ли воля. Эксперимент Либета»

Рецензия на «Вольна ли воля. Эксперимент Либета» (Томас Твин)

Очень интересная область познания затронута Вами, Томас!
Я не хочу впадать в долгие рассуждения о понятиях из-за отсутствия времени и смысла делать это здесь. Просто выскажу коротко свои представления.
Есть понятие "воля", как таковая, а есть процесс совершения волевого акта. То же можно сказать о сознании, как феномене, и осознании - как конкретном процессе проявления такового. Сознание подразумевает наличие "модели" внешнего мира во множестве его проявлений (иначе - опыта жизни). Самосознание включает в себя "модель" самого себя, как объекта действия. Обе эти "модели" меняются в ходе жизни субъекта (иначе - собственного "Я"). В ходе конкретных жизненных ситуаций происходит осознание именно этих ситуаций, и при этом включаются указанные выше "модели". Если по ходу ситуации возникают затруднения в действии (иначе - задачи, проблемы), то сознание включается для разрешения этих проблем. В этом заключена необходимость сознания, как "моделей" мира и себя в нём. Если для действия нет затруднений, то нужда в сознании отпадает - действие свершается бессознательно. Понятие "воля" необходимо для "оправдания" в сознании принятых решений и совершаемых действий. Понятие "воля" необходимо для осознания того факта, что решение принято и действие осуществлено именно мною (иначе говоря - это "Я" сделал, а не мой сосед). Что же касается свободы воли, то я соглашусь с Р. Декартом: «Свобода воли означает ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ В ОДИНАКОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ». Под обстоятельствами я понимаю здесь - внешние обстоятельства. Что же касается "внутренних" обстоятельств, то они не могут быть полностью неизменны. Суть в том, что любой опыт действий приводит к тем или иным изменениям во внутренних "моделях" субъекта (нашего "Я"). И если "Я" осознаёт, что в этих обстоятельствах допущена ошибка, то при наступлении аналогичных обстоятельств решение может быть иным. В этом проявляется "свобода" воли. Другими словами, суть свободы воли человека проявляется не в изменении внешних обстоятельств, а в изменении самого себя (выбора иной "модели" себя) с учётом предыдущего опыта. Такая "свобода" выбора самого себя (если упрощённо, то: убить-не убить, любить - ненавидеть, украсть - не украсть и т.д.) реализуется в человеке и некоторых других живых существах благодаря универсальному свойству - свойству обратной связи. Но это особая тема, и, увы, требует углубления... Прошу извинить за много слов. За сим завершаю. С уважением...

Валерий Могильницкий   28.07.2023 17:10     Заявить о нарушении
Очень нравится Ваша чёткость, Валерий. На Прозе это редко встречается.
Относительно свободы воли у меня есть некоторые замечания, но я не хочу отнимать Ваше время.
Приятно было пообщаться с рассудительным человеком.
С уважением,

Томас Твин   28.07.2023 22:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вольна ли воля. Эксперимент Либета» (Томас Твин)

Я читал об этих опытах. Не уверен, что они указывают на отсутствие свободы воли. Возможно, человек просто осознает свой выбор уже после его совершения. Вопрос здесь о том, сколь мышление на самом деле использует вербализацию, или она - всего лишь интерфейс.

Георг Раменский   12.03.2021 17:12     Заявить о нарушении
Если человек совершает выбор бессознательно, то можно ли считать его проявлением свободы воли? Мы же не признаём свободу воли за животными.

Томас Твин   12.03.2021 17:42   Заявить о нарушении
Что означает "бессознательно"? Если нечто не проговаривается словами, означает ли это, что сознание в этом не участвует?

Георг Раменский   12.03.2021 18:04   Заявить о нарушении
Хорошо, а что же в таком случает значит "осознаёт" ("человек просто осознает свой выбор уже после его совершения")?

Томас Твин   12.03.2021 18:50   Заявить о нарушении
Думаю, что в основном вербализует.

Георг Раменский   12.03.2021 20:00   Заявить о нарушении
Я пытался разобраться в том, что такое "сознание", "подсознание", "осознание" и пришёл к выводу, что наука пока не имеет чётких ответов на эти вопросы. Или мне не удалось их обнаружить.

Томас Твин   13.03.2021 17:49   Заявить о нарушении
Скорее, у неё слишком много разных ответов.

Георг Раменский   13.03.2021 20:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вольна ли воля. Эксперимент Либета» (Томас Твин)

Здравствуйте, Томас! Это интересно! Но с другой стороны определения сознания нет. Что это такое, никто не дал ответ.
У Шейнмана моя, наверное, любимая статья "Можно поспорить".Там, в завершении статьи, о пяти процентах заинтересованных в свободе!
Спасибо. Творческого настроения и теплого августа!
С уважением.

Ирен Бертрам   08.08.2020 16:55     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Ирен!
Вы правы: с сознанием пока всё сложно и смутно. А это злосчастное самосознание, т.н. самость! Поди отдели в себе то, что "действительно ты" - не унаследованное, не внушённое, не заимствованное...
Ну, будем уповать на успехи наук.
С уважением,

Томас Твин   08.08.2020 18:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вольна ли воля. Эксперимент Либета» (Томас Твин)

Приветствую Вас Томас!
Интересно. Задумался. Компьютер с программами, конечно можно отмотать назад и повторить результат. А вот с человеком не так всё просто. Не учтён фактор времени. Время вспять не повернёшь. А человек имеет свойство обучаться. Начала одно, потом чуть иначе, другое, и так далее.

А вообще-то мысль интересная...

С уважением к Вам,

Отецанатолий   16.12.2019 04:51     Заявить о нарушении
Конечно, человек делает определённый выбор под влиянием какой-то причины (выгоды, зависти, любопытства и т.д.). Свобода выбора предполагает, что он (такой какой есть в данный момент) может вдруг по собственной воле "переключиться" и сделать другой выбор. Но что заставляет его "переключиться"? Какая-то другая причина (к примеру, опыт). То есть опять-таки что-то ЗАСТАВЛЯЕТ!
Идея Декарта состоит в том, что любое наше действие вызвано какой-то причиной и всегда, когда действует эта причина (комплекс причин), мы будем повторять те же действия. Иначе говоря, мы поступаем, как программа. Если в программе заложено обучение, она обучается и в следующий раз учитывает свой опыт, но ВСЕГДА МОЖНО ПРЕДСКАЗАТЬ (только очень сложно)))
С уважением,

Томас Твин   16.12.2019 08:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вольна ли воля. Эксперимент Либета» (Томас Твин)

Как сложно всё в науке! Нужно постоянно доказывать что-то... А если проще смотреть на индивид: каждый живет своей жизнью, а выбор делают физиология или мозги, м.б., то и другое ВМЕСТЕ! Только у умного -одно, у дикаря- другое, у дурака-третье... И все будут правы по -своему. Примитивно, конечно, но жизненно.Ваше право - опровергнуть. Ни на что не претендую!

Эмма Гусева   18.11.2019 00:25     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Эмма, за участие в обсуждении темы.
Можно, конечно, смотреть и так, как Вы говорите: физиология или мозги, или то и другое вместе. Тем более что, скорее всего, так и есть.
Но хочется ведь разобраться, когда - одно, когда - другое.
И это не праздное желание. К примеру, раньше полагали, что человек - это чистая доска и на ней можно чертить что угодно. Детей муштровали, левшей переучивали, ориентацию "исправляли"...
Потом открыли наследственность, гены и стали обходиться с психикой человека более осторожно и - главное! - более эффективно.
Вот так и с выбором. Было бы неплохо лучше представлять себе, как он осуществляется и можем ли мы как-то влиять на свои решения.
Пока что одни считают, что всё в нашей власти, другие полагают, что за нас решает кто-то другой. В первом случае люди питают необоснованные иллюзии, во втором - опускают руки.
Надо бы разобраться.
С уважением,

Томас Твин   18.11.2019 12:13   Заявить о нарушении
Томас, среди моих коллег-журналистов есть два,к мнению которых стоит прислушаться! С 15 до 16-ти по радио "Эхо Москвы" слушаю Сергея Асланяна.Сегодня он УМНО и ЛОГИЧНО ответил на все вопросы, что мы обсуждаем. Лучше не скажешь! Послушайте его. Советую!!

Эмма Гусева   18.11.2019 13:57   Заявить о нарушении
К сожалению, вчера не успел послушать Сергея Асланяна. На его странице от 18 ноября много разных выступлений. Может быть, вчерашняя передача (с 15-ти до 16-ти) как-то называлась?

Томас Твин   19.11.2019 07:35   Заявить о нарушении
Томас, в передаче Асланяна был раздел об использовании оружия.(18.11.19)

Эмма Гусева   19.11.2019 23:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вольна ли воля. Эксперимент Либета» (Томас Твин)

Сколько существовал разум, способный осознавать себя, столько же времени, вероятно, и существует вопрос о свободе воли! Скажем так - давно! И не эксперименту Либета суждено подвести итог под этой непростой темой.
Ведь можно рассуждать и так: Если сознание наше "осознаётся" нами лишь в узком диапазоне (по английски "awareness", то-есть "осознание"), то где гарантия, того, что начало процесса "свободного решения" не лежит за этим уровнем "осознанности", как раз там, где они фиксировались в ходе эксперимента?
Тут начинаются спекуляции, потому что для однозначного ответа потребуется определение Сознания как субстанции, что в принципе невозможно, так как Сознание субъективно по своей природе.
В области физического мира свободы не существует. Даже вопрос этот не имеет смысла.Мир физический, это мир количеств, мир детерминированный, мир жёстких и однозначных взаимосвязей. Но даже и в этом физическом мире, существует квантовая неопределённость, при которой элементарная частица может вести себя недетерминированно. Говорят ли в этом случае о "Свободе выбора"? Конечно нет! Ведь та Свобода, которую Вы имеете в виду, лежит целиком в сфере Духа, то есть в области Сознания, которое оперирует не количествами а качествами (qualia), не подчиняясь жёстким физическим законам. Здесь, в этой области, и находится та Свобода, о которой Вы говорите!
Решение поднять палец и решение убить или изнасиловать, имеют различные корни. В случае с пальцем, это чисто психофизическая проблема, не имеющая, кстати сказать, решения, а в случае с принятием более сложных решений (решение убить, решение совершить благородный или низкий поступок, даже бросить курить, в конце концов), корень лежит в нашем сознании, или, вернее, осознанности. В этих случаях, мы несём полную ответственность за наши решения и поступки. Нейроны здесь ни причём. Парадоксально, что ваше решение о том, что Свободы не существует, принимается Вами свободно и сознательно!

Эни Ран   30.09.2019 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Эни, за столь обстоятельный ответ.
Ряд Ваших суждений (возражений?) кажутся мне вполне справедливыми.
Однако другие (заключительные) не так убедительны.
Я, например, тоже чувствую, что выбор простейшего действия существенно отличается от выбора линии поведения, но чем именно и важно ли это для рассматриваемой темы, для меня - вопрос.
Вы так уверенно относите сложный выбор к сознательной деятельности, хотя очень часто мы и сами не можем себе объяснить, почему захотелось именно этого, именно здесь и сейчас...
Основной спор как раз идёт о том, КТО осуществляет выбор - сознание или подсознание. (И подсознание, конечно, понимается как очень сложная система принятия решений - не менее, а скорее, более сложная, чем сознание)
Либет вроде бы отказывает сознанию в субъектности, но корректен ли он в своих обобщениях? Я пока не уверен.
Ну а Вы? Считаете ли Вы, что человек, возвращённый (гипотетически) в исходную точку выбора способен принять другое решение?
С уважением,

Томас Твин   01.10.2019 10:56   Заявить о нарушении
Начну с конца: Да, считаю! Человек, гипотетически возвращённый в "точку выбора", может принять иное решение, опять же гипотетически! Принятое решение, в осознаннный момент принятия этого решения (к чёрту подсознание), есть результат сознательного волевого акта. Весь организм кричит "не делай!", интеллект сопротивляется, а ты всё таки решаешься на поступок, не оправданный с точки зрения здравого смысла, нейронов, аксонов и дендридов, но ты всё-таки поступаешь так а не иначе, наперекор всему, всё-таки, ты можешь отдать свою жизнь за какой-то идеал, ты можешь пожертвовать собой, чтобы спасти близкого человека, наконец, ты можешь просто идти на смерть с гордо поднятой головой, а не трясясь и хныча, да мало ли примеров проявления Воли, то есть истинно Свободного Выбора?
Конечно, на каждый аргумент можно привести с десяток контраргументов, и с той и с другой стороны. От того и вопрос этот "вечный" и неразрешимый, но моя интуиция говорит мне, что свобода в области Духа, так же естественна, как физические законы в области материи, или, иными словами, детерминизм это такое же свойство физического мира, как свобода - духовного. И это для меня так же ясно и очевидно, как океан за окном.
С уважением,
Эни

Эни Ран   01.10.2019 11:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вольна ли воля. Эксперимент Либета» (Томас Твин)

О философских выводах из опытов д-ра Либета написал Сэм Харрис в книге "Свобода воли". (И я в книжке "Этика небытия" :))Он приводит пример банды убийц, которые ворвались в частный дом, женщин изнасиловали, хозяина избили и связали и, уходя. подожгли дом. Харрис поясняет, что они не могли поступить иначе, поскольку решения принимали их мозги, к тому же. отягощенные плохой наследственностью. Так же, как Чикатило никак не мог не отрезать и не поедать соски у своих жертв. За что же его тогда расстреляли? Выходит, наказываются не преступники, а поступки. Но казнят-то все равно преступников, даже когда очевидно, что они, как Чикатило, больны. Парадокс.

Я думаю, что свободы воли нет, но нет и предопределенности, которая подразумевает предопределяющего. Любая цепочка причин и следствий рано или поздно приводит к моменту бифуркации, когда любое развитие событий имеет абсолютно равные основания и выбор происходит случайно. Об этом есть интересный рассказ Андрея Волоса "Моменты бифуркации".

Вадим Филатов   28.07.2019 10:15     Заявить о нарушении
Спасибо за ссылки и Ваше мнение. Возможно, они подскажут мне ответы на некоторые вопросы.
С уважением,

Томас Твин   28.07.2019 12:47   Заявить о нарушении
резонно
тебя бутылкой по башке..у тебя избыток агрессии- примерно так?

Исабэль   08.01.2021 11:08   Заявить о нарушении
Чикатило был психопатом, а не "больным". Психопатия не является болезнью в настоящем смысле этого слова. Это "дефект" личности с ярко выраженным антисоциальным поведением, при полной сохранности мышления. Читайте серьезную литературу, например - исследование психопатии Роберта Хаэра, создателя стандартного инструмента для диагностики психопатии.

Алекс Брежнев   05.12.2023 14:10   Заявить о нарушении
Мой комментарий адресован Вадиму Филатову.

Алекс Брежнев   05.12.2023 14:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вольна ли воля. Эксперимент Либета» (Томас Твин)

Тема "свободы личности" действительно "ёмкая", уважаемый Томас.

Пытаюсь об этой теме тоже высказываться, но не через категорические дефиниции авторитетов или свои собственные.

Рассматриваю "свободу" через жизнь своих персонажей, которых стараюсь сделать живыми в своих рассказах. И у них, у живых, получаются каждый раз свои "свободы". Малюсенькие, бедненькие - но свободы. Сколько персонажей, столько и свобод - но это опять же не категорический вывод.
Возможно, весь человеческий род ошибается, пытаясь угадать "алгоритм Высшего разума".

С уважением.

Евгений Жироухов   24.07.2019 16:50     Заявить о нарушении
Знаете, Евгений, когда я читаю Ваши произведения, то действительно ощущаю некий дух внутренне свободного человека - автора. Мне тоже очень хочется считать и себя, и всех обладателями свободы воли, но всё-таки желательно поверить алгеброй гармонию. Ведь чего только люди не воображали о себе в былые времена...А потом появились Гиппократ, Авиценна, Фрейд, гормоны, нейроны - от них тоже трудно отмахнуться. По крайней мере, мне.
С уважением,

Томас Твин   26.07.2019 08:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вольна ли воля. Эксперимент Либета» (Томас Твин)

Очень интересно! И значит, следуя логике изложенной в статье, можно сказать, что совершая ошибки в подобных ситуациях или идентичных, человек все равно поступит также как поступал и до того? Значит человек не учится на своих ошибках или почти не учится... Почитайте у меня Маленьких людей и Отправную точку! Приглашаю)))

Елена Бондарь-Мартынова   30.06.2019 21:35     Заявить о нарушении
Конечно же, люди учатся на своих и чужих ошибках, то есть приобретают опыт, который используют в аналогичных ситуациях.
Но Декарт предлагал подумать, как бы поступал человек в одной и той же ситуации, если бы этого опыта у него не было, то есть и он сам каждый раз был одним и тем же. (как если открутить назад киноплёнку) Что могло бы заставить его поступить иначе, выбрать другую альтернативу? Если ничто, тогда свобода выбора - фикция, а человек - автомат, управляемый очень сложной программой.
А Ваши статьи я обязательно почитаю.
С уважением,

Томас Твин   01.07.2019 06:40   Заявить о нарушении
Нас не должно успокаивать, что "в реальной-то жизни человек учится!" Обучаются ведь и животные, и роботы, но им же мы в свободе воли отказываем.

Томас Твин   01.07.2019 17:08   Заявить о нарушении