Вольна ли воля. Эксперимент Либета

        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .       .        .        Если бы свободно падающий камень мог мыслить,
        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .       .        .        он думал бы, что падает по собственной воле.
        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .       .        .        .        .        .        .        .        .        Спиноза


        .        .        Филон, Дамаскин, Къеркегор считали, что свобода воли существует.
        .        .        Хокинг, Демокрит, Спиноза её отрицали…
        .        .        Тягаться с великими глупо, но все же подброшу свои пять копеек в копилку идей.
        .        .        Хочется ведь уяснить:   т в а р ь    я     д р о ж а щ а я     и л и     п р а в о     и м е ю.   
        .        .        На самом-то деле.

        .        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *




Такая ёмкая тема, как свобода воли, требует обзора разных точек зрения, но они в основном носят умозрительный характер, поэтому стоит предварить рассуждения фактами, которые добыты естествоиспытателями.


ЭКСПЕРИМЕНТ

Не так давно мир потрясли эксперименты Бенджамина Либета (1980 г) и Джона-Дилана Хайнеса (2008 г) – безжалостные эксперименты, разом лишившие нас и воли, и свободы. Они показали, что сначала МОЗГ сам по себе принимает какое-нибудь решение, и только потом – СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД! – мы «свободно» и «осознанно» «выбираем» то, что наш мозг уже выбрал*.

           Захотели взять чашку - и взяли, но прежде взять её пожелали нейроны, а уж затем МЫ «захотели»!
           Иначе говоря, мы только крутим руль, а правит машиной автопилот. 

Шокирующее открытие, что и говорить! Унизительное, приравнявшее нас к биороботам!
Никто из современников не хотел признавать себя автоматом, поэтому на экспериментаторов обрушился шквал критики. Тем не менее, информация стала быстро распространяться, в первую очередь - среди ученых-детерминистов.

Они и раньше догадывались о бессознательности наших предпочтений, особенно после четкого определения, которое предложил Р. Декарт:

        «Свобода воли означает ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ В ОДИНАКОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ».

Рассуждая «по Декарту», философы неминуемо приходили к несвободе – выводу неприятному, но – увы! - неизбежному.

         В самом деле, откуда возьмется другой поступок - при тех же внешних причинах, той же внутренней химии
         человека и тех же вариантах действия? Ведь если отмотать плёнку назад и вновь стартовать её с
         исходной позиции, все непременно повторится. Сколько бы причин, важных и ничтожных, ни повлияло
         на наш выбор, а все равно

        .        .        .        .        . ОДИН И ТОТ ЖЕ КОМПЛЕКТ ПРИЧИН
        .        .        .        .        .        .        всегда вызовет
        .        .        .        .        . ОДНО И ТО ЖЕ СЛЕДСТВИЕ.

         Даже самый навороченный компьютер будет вновь и вновь воспроизводить те же вычисления и результат, если
         каждый раз точно восстанавливать все условия (данные, программы и вычислительную среду). Вот так же
         не в силах вдруг выбрать другое и мы.
 
Так что опыты Б. Либета и Д. Хайнеса легли на подготовленную почву и экспериментально подтвердили умозрительные выводы детерминистов.


Продолжение следует.

-------------------------------------------------------
     * «В 1980 году Бенджамин Либет, нейропсихолог из Калифорнийского университета, провел эксперимент,
        который убедил в отсутствии свободы воли многих людей. Традиционно мы считаем, что простейшее движение,
        например, поднятие руки, происходит в следующей последовательности: сначала сознание принимает решение,
        мозг передает его нейронам, отвечающим за управление телом, затем нейроны передают команду мышцам.
        Либет же считал, что сознание и мозг действуют одновременно. Или мозг действует первым, а уже потом
        решение доходит до сознания. Он надел на добровольцев датчики и попросил их сгибать руки. В результате
        эксперимента выяснилось, что осознание решения наступало через полсекунды и более ПОСЛЕ принятия
        решения. Мозг действовал быстрее сознания!
        В другом эксперименте (Джона-Дилана Хайнеса, 2008) обнаружили, что в два отдела головного мозга
        информация о нажатой кнопке попала за целых 7–10 секунд до того, как испытуемый принял
       соответствующее решение!»
       (Евгений Шейнман. «Свобода воли есть?»)
-------------------------------------------------------


Рецензии
Что при принятии простейших решений и не на важных уровнях - и что пугаться.

У мыслящих и волевых людей оформляются и другие регуляторы высших приоритетов и различные ограничители и инструменты при принятии решений, не говорю уж о профессионалах. :)

А эти западники постоянно мир морочат - сенсаций желают-с. Главное - правильно разные выоды понимать, тут уж не до свободного выбора должно быть. :)

Всех благ ,
с интересом и уважением, А.

Александр Сергеевич Трофимов   13.06.2019 10:51     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание и участие в обсуждении темы.
С уважением,

Томас Твин   13.06.2019 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.