Рецензии на произведение «Гл. 27 В предбаннике у старца»

Рецензия на «Гл. 27 В предбаннике у старца» (Екатерина Домбровская)

Прочитал рецензию Светланы Захарченко на эту главу. Это Тимофей-то гордый? Это он-то не монах,своей жизнью?Выходит, по мнению уважаемого рецензента, если бы диакон Тимофей стал в перед Образами в том предбаннике да начал бы истово молиться, ну скажем... Псалмом 50м, тогда точно определить его мы могли бы - это...монах. Чисто, как есть, монах. А так, по мнению рецензента: какой же монах? Так себе, да ещё и литераторишка никчемный. Да ещё наглец и гордец. Что, между прочим (любопытно, между чем?), «свойственно литераторам и искусствоведам». Гордый настолько, что позволил себе рассудить о безверии предков наших чеховско-бунинского периода, да и осудить их (читается в рецензии между строк) в неимении и нежелании искать подлинного христианского пути, несмотря на глубочайшие духовные корни в православной нашей России. И какой поворот мысли рецензента - эка, куда хватил этот непонятный тип, этот диакон. Тип, надо заметить, тот ещё. Бежит по улице, непонятные думы думает, Боже мой, какую-то заумь!Когда диакон должен чинно следовать, куда ему полагается, однако, при том ещё и кадилом помахивать ему? Чтоб понятно было - вот идёт диакон. Но каков, он! На приём к старцу идёт и о чём думает: о Бунине! О Чехове!! Нет. Это не монах. Монах, тот бы думал… А о чём надо бы думать? Когда в очереди сидишь на приём к старцу? Вот, я даже представить боюсь,что рецензент думает, о чём надо думать!Хорошо,что Тимофей не её образа думания "монах". На личности запрещено отцами и не должно переходить. Претензия рецензента выходит такая - автор не «выписал» записного монаха. Смиренного, перебирающего чётки, занятого исключительно монашеским деланием, ведь сетует рецензент, что не показано этого делания, а Тимофей читает русских классиков,замещая ими святых отцов, да думает об них, мечтает о всякой монаха недостойной ерунде, а не об том как спасти себя и следом весь мир. Или по новому, по протестанстскому методу «евангелизировать»? Но даже, если и читает – нет всё едино (какого же надо?!!) делания у будущего пастыря. Про главу уже писал на ФБ. Глава вышла мощная, цельная, перекликающаяся во многих ключевых местах со святыми отцами. Новая глава о Чехове, повторюсь ещё раз, даёт нам возможность окунуться в Евангелие и Предание Церкви. Рецензентам, обвиняющим Тимофея в гордыне и «зауми», в прелести, напомнить хочется слова святого Паисия Святогорца о том, что верующего, смиренного человека часто люди мира принимают за гордеца. А так – читать книгу. За Тимофеев больно, за русскую классику. Новые фарисеи, кажется её бы выжгли, вычеркнули, как несущественную. Они "делания" хотят. И делают. Только не возьмут в толк, что как раз то, чем занят Тимофей - это и есть настоящее внутреннее монашеское делание. Он постигает аскетические духовные законы, постигает опытно, а Чехов - в ему в этом постижении подспорье. Ибо все связано и в жизни, и в человеке.

Светозар Афанасьев 2   22.01.2019 22:37     Заявить о нарушении
Не смею оспаривать никого: ни оппонентов, ни рецензентов, ни в коей мере глубокую и мудрую писательскую авторскую позицию Екатерины Домбровской, которую я уважаю.
На мысль о гордыне Тимофея меня натолкнуло высказывание от лица героя:
"Что мешало нашим предкам чеховско-бунинских времён познать всю эту глубочайшую библейскую правду о человеке, родившись в православной, с глубокими духовными корнями и традициями державе? ... Увы, почти все они не испытывали даже потребности выбраться из этого убийственного тупика к подлинной жизни, от жизни по плоти – к жизни по духу, не ведали и не искали этих путей, не сокрушались от преступления всех заповедей Божиих и своего купания в смертных грехах…" - То есть все, кто ранее жил до Тимофея, или почти все (и святых за это время тоже не было, да?), повторю: "...почти все они не испытывали даже потребности выбраться из этого убийственного тупика к подлинной жизни, от жизни по плоти – к жизни по духу, не ведали и не искали этих путей, не сокрушались от преступления всех заповедей Божиих и своего купания в смертных грехах…"

Светлана Захарченко   23.01.2019 14:00   Заявить о нарушении
Да. это соотносимо с горем людей Серебряного века. Тимофей исследователь. Его мысль - не гордыней возбуждается, а алканием и жажданием Правды. Эта правда - боль за Отечество и его трагедию, за изуродованность народа, за болезни церковные. За этими словами стоит очень много боли и умственной работы, недовольствование современными патриотическими отговорками в постижении причин русской катастрофы. Если Алеша Карамазов ранний человеколюбец, то Тимофей - ранний мыслитель. Мысль его движима любовью к страданиям Руси и попыткой честного а не липового постижения правды о том, что и главное почему с ней произошло. Здесь не место зханиматься критикой имеющихся концепций - у меня, как автора книги о Тимофее, есть книга "Воздыхания окованных", в которой на живых примерах, без натяжек и заносов горделивых фраз исследуется жизнь коренного и глубоко благочестивого русского семейства и всего того что способствовало отступлению русского народа от Бога, отречению от "силы благочестия" ( по слову ап. Павла и потом повторенному сужденеию свт. ИГнатия (Брянчанинова). Была уктрачена СИЛА БЛАГОЧЕСТИЯ. А в чем ее сила? Вся книга - уже и эта - фактически ответ на вопрос. Тимофей , как и автор первой книги, видит причины бедствия в ослаблении Церкви в 19 веке. О том слишком много говорили святители наши (нет места цитировать), с горечью и болью говорили. Иностранные влияния секты, разврат духовный верхушек, незабота о народе, ослабление и истощение низшего духовенства.В книге у Тимофея и о Тимофее - исследуется и современная жизнь церкви, тенденции и явления - среди которых сталкивается святоотеческая духовная традиция - от его старца воспринятая и неофитство и новый обновленческий курс, который возник на основе трагического разрыва традиции. В чем видится этот обрыв? Прежде всего во внутреннем духовном делании, в воспитании христианина, в церковной внутренней педагогике. И, как ни странно, результаты этой педагогики катастрофически отражаются на плодах воспитания - на современном устроении церковной "интеллигенции" - перед Тимофеем ведущие литературные критики, исторникии литературы - все православные, все на ключевых постах, за всеми тысячные тиражи, авторитет и пр. И все они в одни голос громят Чехова. А некеоторые из них громят и всю классическую русскую словесность 19 века. И в этом громлении - именно это и исследует будущий пастырь Тимофей и проступают результаты нового воспитания. Фактически дух фарисейства, законничества, который искони всегда имел в основании гордыню, каменносердечие, спрятанную внутрь несчистоту страстей. Тимефй приходит к выводу, что это - беспрецедентный результат всей эпохи 20 и 21 века в Отечественной истории. Вендь материалистическое воспитание кладет на душу человека слишком глубокую печать - людей сознательно и целенаправленно воспитывали в гордости.Когда же эти люди пошли в церковь в начале 90-х они принесли с собой это небывало искаженное духовное устроение. Небывалое ни в 19, ни тем более в ранних веках. Церковь, ослабленная, почти потерявшая связь с традицией - неужели семинария сегодня способна ее починить?! - не справляется с современным человеком. Тем более ее забота сегодня - достигнуть как можно большего количества привлеченных в храмы людей. А то, что дальше с ними происходит, никто не думает. А там, фактическе начинается возрастание фарисеев. Почему? Потому что нет настоящего очищения и перемены ума. А человек, вчерашний атеист или полу атеист и несомненный материалист, придя в церковь, станеовится очень рад, что к своим дипломам, другим достоинствам, к своей современной образованности, он еще и церковный опыт приобрел. Его надо на крест - а он идет сразу на возвышение. Людям таким дают в церкви послушания, они чувствуют себя нужными и по-новому важными, чего им очищать?! Так что гордыню надо не там искать. А главное - её причины. Все это шаг за шагом показано в главах - где много повседневной церковной реальности. Ну а люди Серебряного века? Искали, искали, даже Гиппиус и компания свою "литургию" придумали - в "Воздыханиях" Их агония в духовном смысле описана. Она трагична. Но Тимофыей жалеет этих людей и готов защищать. Вот только он понимает и глубже других видит глубину духовного отступления эпохи декаданса. А цветет она и по сей день. Даже на страницах православных деятелей сегодня в том же ФБ это можно наглядно усмотреть. Однако в итоге сказанного замечу. Замахиваться на такие столь сложные вещи и процессы - дело крайне ответственное. Но сам замах считать гордыней, это уж как-то совсем... Ни в какие ворота... Тем более именно в этом направленеии благословлял двигаться Тимофея старец. И еще: вы написали - заумь - про аскетические мучения и размышления Тимофея, а у меня дети, не только кровные в этой зауми запросто живут. Она - для них черный хлеб духовной жизни. Однако учитывая ваш отзыв я внесла дополнения в следующей 28 главе и надеюсь что заумь Тимофея станет не такой уж заумью. А тот что он духовно соображает, так Бог дал и старец учил, и сам трудился. И через огонь и воду отреченья полного прошёл. А это и даёт потом человеку то, что отцы называли вЕдением. Нет в этом гордыни. Слишком дорогая цена, слишком много крови за это ведение заплачено. И слишком глубоко познал себя мой герой в его уже почти 30-летие ( а не такими ли были и детки у Оптинских старцев? - тот же Никон (Беляев)?), чтобы ему было бы чем гордиться. Он, в отличие от Володи, чеховского - не самоубивец. Потому и мучается сомнениями, потому и перепроверяет себя на каждом шагу, а мне ляпает, не судит сплеча, мучается и плачет,и Бога боится - что живет в нём страх Божий. Знаете, для одного человека грех - это кого-то убить. А для другого человека грех - не так посмотреть, просто нее так взглянуть на ближнего. Вот Тимофей он из тех, вторых.

Екатерина Домбровская   25.01.2019 13:38   Заявить о нарушении
Спасибо, Матушка!

Светлана Захарченко   25.01.2019 21:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 27 В предбаннике у старца» (Екатерина Домбровская)

Глава интересно начинается психологическим описанием формирования характера инокини Арсении. Что свойственно ей, свойственно и Тимофею, и его духовному взрослению. В связи с этим углубляется восприятие Тимофеем творчества великого писателя. Тимофей видит "... жемчужины, сокрытые во всех чеховских текстах, -скромные, почти незаметные, нисколько не поражающие громкостью своего выявления и свечения..."
Спасибо!

Светлана Давыденкова   12.01.2019 11:00     Заявить о нарушении
Со Святками,дорогая Светлана! Благодарю за ваш интерес к книге и отзыв. Человек в христианстве приходит к себе, к своей личности, а не индивидуальности, через самоотречение. Так он обретает себя подлинного, в Боге. В общем-то именно этот путь и проложен для нас Подвигоположником Христом, дан в Слове Евангелия и Апостола, в творениях и толкованиях святых отцов. Это и есть узкий, крестный христианский путь. Он такой в мире единственный. Все другие ведут в другую сторону. Низкий поклон и самые добрые пожелания перед Старым Новым Годом!

Екатерина Домбровская   12.01.2019 14:21   Заявить о нарушении
Как тепло мне от слов Ваших, дорогая Екатерина Романовна! Счастье получить от Вас ответ.
Со Святками и Вас! Добра и здоровья Вам и семье!

Светлана Давыденкова   12.01.2019 18:26   Заявить о нарушении