Рецензии на произведение «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7»

Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Ещё раз прочла эту часть потрясающей Вашей работы...
Да уж.
«Бейте же меня, ваше Высокоблагородие!»
Сначала я не поняла, почему рядовой просил его бить.
А ведь именно в эту войну ещё как лупцевали солдат, под ранец ставили и измывались над ними. Не просто так они практически взбунтовались (тут и агитировать не пришлось).
Пока царь-батюшка стрелял по 40 зубров в день на охоте, пил водку с офицерами для пиара, да занимался всякой ерундой, армия совсем деградировала.
Это же надо было умудриться сдать крепость без боя.
Верден немцы взять не смогли, а наши сдали Новогеоргиевск.
Все эти подробности, скрупулёзно Вами собранные и популярно изложенные, дают полную картину тогдашней реальности.
С уважением, Троя.

Троянда   21.02.2019 21:43     Заявить о нарушении
Спасибо за интересный отклик, Троя!
Что-то давненько Вас не видно было?
Согласен с примером о Вердене.
Там французы и немцы стояли насмерть и бились чуть ли не год.
Царское войско сдало куда более мощную крепость Новогеоргиевск практически без серьезного сопротивления и сдалось в плен, вместе с 23 генералами там...
С уважением,

Сергей Дроздов   22.02.2019 09:32   Заявить о нарушении
Что-то я стала сильно занятой гражданкой.))
Некогда почитать любимых авторов.
Поздравляю Вас с Днём советской армии и военно-морского флота.
Уж точно, это Ваш праздник.
Желаю Вам плодотворной работы.
Ваша благодарная (за правду) читательница Троя.

Троянда   22.02.2019 12:05   Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО, Троя, за такое сердечное поздравление!
Всегда рад с Вами пообщаться.
С уважением и благодарностью,

Сергей Дроздов   22.02.2019 13:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Сергей, по большому счёту ни один командир боевой части на передовой не обязан спешить к соседу на помощь, если только это не его зона ответственности за "левый) стык. Это задача командующего, а более всего - Генштаба, который планирует и по эшелонам и по резервам.
И ведь в своём письме к Родзянко Алексеев по сути прав. И не прав Лемке, утверждавший, что этим письмом Алексеев выносит приговор самому себе. Реформировать армию - не дело командующего, а количественный состав штабов, обоза и т.п. регулируется уставами (Боевой Устав Пехоты), Наставлениями и другими документами, который командующий только проводит в жизнь...

Собранный Вами материал позволяет осмысливать существующие Руководства. Я помню, нам постоянно твердили, что каждая буква в Уставах - результат многолетнего опыта, а потому незыблем. Хотя и в годы моей службы уже было устаревание многих наставлений; многие просто переписывались с довоенных, а те - со времён царской армии.
Хотя бы взять один момент - о праве часового на применение оружия безотносительно времени (военно, или мирное), то есть - право на убийство в мирное время.

Ваш!

Станислав Бук   13.01.2019 22:23     Заявить о нарушении
Не соглашусь с Вами, Станислав.
Придти на помощь погибающему в неравной борьбе соседу – прямая ОБЯЗАННОСТЬ его боевых товарищей и по принципам морали русской армии (Сам погибай, а товарища – выручай!- требовал Суворов), да и простой здравый смысл этого ТРЕБОВАЛ: разгромят соседа, а затем возьмутся за тебя с его фланга (что в реальности там и получилось: гвардии пришлось спешно бросать свои отлично оборудованные позиции, а русской армии бросать стратегически важный город и ж/д узел Вильно). Это получилось из-за того, что командование гвардии (и 10-й армии) не захотело выдвинуть на помощь ополченческому 496 полку один из ПЯТИ своих полков, отдыхавших в резерве.
Как подчеркивает историк Евсеев, стремление равнодушно наблюдать за тем, как враг избивает твоего соседа было свойственно китайским мандаринам – полководцам конца 19 века.
Царские военачальники ОБЯЗАНЫ были извлечь урок из бездарных ошибок китайских мандаринов, приведших их Поднебесную империю к краху.

Ну и кстати, связь со своим соседом (нищенски экипированными ополченцами) ОБЯЗАНА была организовать царская гвардия, которая была прекрасно снабжена всеми средствами связи и боевого обеспечения (даже коньячок им подвозили постоянно).

Что касается письма Алексеева Родзянке.
Разумеется, в нём есть множество здравых мыслей и предложений по устранению наиболее очевидный «язв» царской армии. Алексеев де-факто и был Верховным главнокомандующим в это время (царь был им только номинально, что ни для кого в Ставке не было секретом).
Возникает вопрос: что же мешало Алексееву заниматься решением всех этих вопросов при этом номинальном Верховном?!
Ровным счетом НИЧЕГО! Царь соглашался со всеми его оперативными и стратегическими решениями, «влезая» только в кадровые проблемы.

Стало быть, это письмо Алексеева Родзянке было программой его действий, на случай будущего свержения царя (мол, когда уберем из Ставки это ничтожество, тут то я и развернусь в реализации данной программы и мы победим супостата). Как известно, вышло все строго наоборот.
Освобожденная от присяги царю (и «пут дисциплины») армия стремительно разложилась и стала небоеспособной.
Поэтому прав в своей оценке как раз Лемке: этим письмом Алексеев вынес приговор самому себе, как интригану и заговорщику.

Сергей Дроздов   14.01.2019 09:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Добрый день, Сергей!

Очень интересно и познавательно!
Умные офицеры постоянно пытались обратить внимание командования и императорского дома на вопиющие ошибки. Но все было тщетно. Почему? На мой взгляд, дело здесь не только в клиническом идиотизме, а в понимании военной и политической элитой, что есть для них благо. Для элиты благом являлось процветание кланово-корпоративной группировки, в которую они входили, а не процветание государства. При Николае II власть перестала быть концептуальной. Невозможно выиграть войну при отсутствии четкой и ясной концепции управления и развития государства. ВОВ мы выиграли и потому, что снова появилась концепция управления и развития государства. А СССР распался и потому, что концепция управления и развития государства опять сошла в ноль.
Спасибо за блестящий анализ!
С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   03.01.2019 12:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Александр!
Я полностью согласен с Вами.
Очень рад, то Вам интересны мои исторические очерки.
С Новым Годом поздравляю Вас и всех Ваших близких!!!
С уважением и благодарностью,

Сергей Дроздов   03.01.2019 13:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Не хотел мой прадед на войну идти, но его туда "пригласили", ...... а как погиб, то семье мешок муки выдали и почетную грамоту....

Андрей Бухаров   31.12.2018 18:18     Заявить о нарушении
Светлая память твоему прадеду и всем защитникам Отечества, Андрей.

Сергей Дроздов   31.12.2018 19:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Здравствуйте, многоуважаемый Сергей.
Если можно, скажите пожалуйста, испытывал-ли полуостров Крым, проблемы с водоснабжением в то время, когда он находился под белогвардейцами?
Сто лет тому назад.
И как Вы думаете, в ближайшее время, решится-ли Путин на то, чтобы решить нынешнюю проблему водоснабжения Крыма, военным путём?

Олег Бубнофф   30.12.2018 00:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Олег!
Собственно "под белогвардейцами" Крым находился всего несколько месяцев, которые были тогда "ознаменованы" невиданным бардаком, грабежами и прочими беспорядками (об этом очень подробно рассказывали сами белогвардейцы (генералы Э. фон Валь, Слащев, Врангель и т.д.) НИКТО тогда проблемами с водой просто не озадачивался.
В селах тогда воду добывали из колодцев, а в Севастополе проблемы с водой были все 200 лет его существования. Поливного земледелия тогда просто не существовало (это в Советское время появилось там, уже после войны).

А что вы понимаете под "решить нынешнюю проблему водоснабжения Крыма, военным путём", поясните пожалуйста.

Сергей Дроздов   30.12.2018 10:33   Заявить о нарушении
Просто я видел карту Крымского ханства.
Территория этого ханства, точь в точь похожа на карту так называемой Новороссии.

И в славные Советские времена, Крым не просто так передале от РСФСР УССР.
Проблема водоснабжения полуострова, стоит намного важней, чем стояла проблема с мостом.
И Путин это прекрасно понимает.
А вот отважится-ли он расширить территорию Крыма до территории Крымского ханства, путём военного вторжения, я не знаю.
И поэтому, спрашиваю ваше мнение.
По этому поводу...

http://proza.ru/2016/05/20/557

Олег Бубнофф   30.12.2018 17:02   Заявить о нарушении
Во времена Крымского ханства (карту которого вы приводите в своей ссылке) "так называемой" Украины не было и в помине, верно?! Вся ее территория принадлежала Речи Посполитой и малороссы (тогда никто их и не думал именовать "украинцами" были людьми ТРЕТЬЕГО сорта в этой державе (после поляков и евреев).
А вот "так называемая" Новороссия существовала с конца 18 века.
Это - что касается исторического экскурса.
Что же до, обсасываемого некоторыми "мудрецами", "военного вторжения на Украину, то при минимальном желании Путина это можно было сделать еще в 2014 году. Никакой необходимости в этом ныне нет.

Сергей Дроздов   30.12.2018 21:05   Заявить о нарушении
Понял.
Спасибо.

Олег Бубнофф   30.12.2018 21:17   Заявить о нарушении
Рад стараться!
С уважением,

Сергей Дроздов   30.12.2018 21:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Публикация говорит о высоком уровне авторского письма старшего офицера!..

Серафим Григорьев -3   25.12.2018 21:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Серафим!

Сергей Дроздов   26.12.2018 09:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Очень интересно, многое неожиданно и удивительно. Дураки в руководстве страны и армии явно еще не все, напрашивается объяснение в стиле популярных сегодня «особенностей русского народа». Особенно в сравнении с порядками в Германской армии. Появляется желание с этих позиций сравнения почитать, почему у немцев так все разумнее и организованнее, дело только в организаторах или в национальном характере тоже. Тема опасная, но все же. Объяснять, как было принято, «идеологией» и патриотизмом не получается, патриотизм характерен для всех участвовавших в войне наций, про идеологию столько наговорено... В общем спасибо Вам за Ваши очень интересные и, уверен, полезные исследования и простите за мои наверное неуместные сомнения.
С уважением.

Валерий Короневский   25.12.2018 18:35     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш интерес к моим статьям, Валерий!
Ваши отклики заставляют меня о многом задуматься.
Беда нашей истории в том, что власть имущие, увы, не делают никаких выводов из ее уроков.
С уважением и благодарностью,

Сергей Дроздов   26.12.2018 10:10   Заявить о нарушении
Вмешаюсь однако.
Думаю, здесь разница в менталитете европейца и нашего брата.
Российские просторы и ресурсы всегда располагали нас брать, что плохо лежит (да и что хорошо лежит). Широта нашей натуры исходит из масштабов наших огромных ресурсов, из традиций общинности бытия. У нас не западло крадануть (чай, не обедняем!). Это принцип простоты обращения с государственной и чужой собственностью прочно укоренился в нашем обществе. Как говорится: "Воруют все!"
Европейцы формировались в среде с ограниченными ресурсами, в крайне индивидуализированном обществе. Индивидуализм предполагает жесткий контроль своего имущества. Попробуй укради в Азии или Европе! Отрубят всё, что можно отрубить. Более жёсткая (жестокая) система бдения за добром. Поэтому они в основном грабили не своих, а другие народы, обосновывая это "освобождением гроба господня" или "борьбой с коммунизмом", "борьбой за демократию" и пр.
А наши грабили в основном своих да наших, им не надо было для этого отправляться в Палестину или Индию. Всё было рядом! Только руку протяни, не поленись.
Отсюда и следует разная ментальность по отношению к ресурсам (у нас - халатность и разбазаривание, откровенное воровство), у них - экономия, расчёт и угнетение чужих.

Троянда   22.02.2019 12:21   Заявить о нарушении
Я с Вами полностью согласен, Троя.

Сергей Дроздов   22.02.2019 13:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Спасибо, дорогой Сергей Борисович.
Статья просто блестящая.
И для людей, хотя бы немножко, знакомых с военным делом, особый интерес представляет анализ "устройства" взаимодействия с авиацией.
Конечно, при такой дикости в постановке этого вопроса нельзя было рассчитывать на достойные результаты в войне.
Письмо Родзянко - область мне маловедомая, не читал раньше. Блестящий анализ, молодец Родзянко.
А ведь всё можно перенести и в наше время.
Мыслю, Вы слышали, как Мантуров докладывал Президенту, что ЗАКЛЮЧЁН договор о поставке в Россию 1000!!! "Боингов".
Это значит, что прощай все отечественные проекты, вся отечественная авиация.
Спасибо Вам, сердечное, за столь прекрасный материал.
И только сил Вам и добра.

Иван Кожемяко 3   25.12.2018 12:33     Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО за отклик и Ваше внимание, дорогой Иван Иванович!
Согласен с Вами.
С уважением,

Сергей Дроздов   25.12.2018 12:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Не могу не привести отрывки из записок К. Лисынова, офицера 4 батареи 63-й арт бригады, отбивавшей 2-3 августа 1915 года штурмы германцев на правый форт крепости Новогеоргиевск.

"Батальонами в 231 полку командовали: шт.-кап. Кириллов (человек совершенно больной), поручик Козловский и поручик Богданович, человек нервно больной, сидевший еще в мирное время в доме умалишенных, куда возил его поручик Чуб. Ротами командовали большей частью 4-х месячные прапорщики. Зато полковым адьютантом был штабс-капитан. У нас ведь часто канцелярия идет впереди строя...

Во время боев под Ловичем в начале декабря 1914 года я видел и расспрашивал пополнение. Прибывшее для укомплектования полков 1 Сибирской стр. дивизии. Рослый, молодой, здоровый народ из сибиряков, но оказалось, что они не только ни разу не стреляли из винтовки, но даже ни разу не держали ее в руках. К тому же он были не обмундированы, и не имели ни вооружения ни снаряжения. А ведь они шли прямо в тяжелый бой...

Винтовок было весьма недостаточно (на весь гарнизон немцы потом насчитали 35 000 винтовок) да и имевшиеся были частью в весьма неисправном состоянии. Мнe очень часто приходилось слышать жалобы от офицеров и нижних чинов 251 Ставучанского полка на неисправное действие затворов...

Еще хуже дело обстояло в 114 пех. дивизии, только что сведенной из дружин ополчения, из которых часть несла только караульную службу и ходила на работы, а военного обучения никакого не получила… Как ополченцы понимали полевую службу, хорошо характеризует следующий эпизод. Старший на заставе, по смене докладывает: «Так что подъезжал немецкий разъезд, но так как они не знают пропуска, мы их не пустили"...

К тому же пехоте постоянно внушалось: « отнюдь в упорные бои на передовых позициях не ввязываться, стрелять только при крайней необходимости». Всякие попытки устройства поисков с целью усиленных разведок и приучения людей обычно воспрещались и пресекались. Окопному делу были почти не обучены – не умели их делать быстро и не понимали необходимости и пользы окопов, достигая иногда по 3 и более дня на одном месте не окопавшись, ссылаясь на скудость шанцевого инструмента и на отсутствие сапер… Неудивительно, что сила сопротивления такой пехоты часто была доведена до минимума, что на передовых позициях держались, так сказать, главным образом благодаря полевой артиллерии, и ровно постольку поскольку она сдерживала своим огнем натиск противника. Штыковых атак противника обычно не принимали, отходя уже в то время когда противник приближался на несколько сот шагов, а иногда и значительно раньше.

В пехоте, особенно ополченческой, замечался также громадный недостаток в наблюдательных приборах (даже из офицеров редко кто имел бинокль), в телефонах и в пулеметах. Вот маленький образщик неофицерского отношения к делу наблюдения за неприятелем некоторых офицеров: вижу, как днем немцы спокойно трассируют окоп ближе чем в 1000 шагах от нашей пехоты. Посылаю спросить ротного командира, видит ли он, как немцы безнаказанно работают впереди него. Ротный командир, штабс-капитан с анненским темляком, ответил: «во первых, не имею никаких зрительных приборов, а во-вторых, совершенно не считаю своею обязанностью наблюдать за полем» На чьей же обязанности это лежит!?

Комментарии, как говорится, излишни.

Игорь Чудиновских   25.12.2018 11:02     Заявить о нарушении
Спасибо за такую ИНТЕРЕСНУЮ и малоизвестную информацию, Игорь!
В том-то и беда была царской армии в годы ПМВ, что в окопах, нередко, сидели нервнобольные офицеры и "четырехмесячные прапорщики", а тыловые рестораны были забиты тысячами "поручиков голицыных", которые отнюдь не спешили на фронт, в окопы, чтобы "лечь там костьми" за царя- батюшку.
Царя это, отчего-то, тоже совершенно не интересовало и не волновало.
Отсюда и многочисленные "успехи" нашего воинства против германцев в той войне.
С уважением,

Сергей Дроздов   25.12.2018 11:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «О причинах поражений в годы ПМВ. ч. 7» (Сергей Дроздов)

Не помню кого, но называли Главноуговаривающий. Солдат ещё расстреливали за не исполнение приказов, а вот офицеров, а тем более генералов нет. Конечно и расстрелами генералов не навели порядка когда всё прогнило, но ведь и не пытались.

Виктор Королёв   24.12.2018 19:06     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Виктор!
Согласен с Вами.
Главноуговаривающим называли А.Ф. Керенского.
С уважением,

Сергей Дроздов   24.12.2018 20:53   Заявить о нарушении