Рецензии на произведение «Человеческое, слишком человеческое»

Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

Оооочень глубокие, нужные мысли. Давно сам задумывался.Но Вы, Томас, разложили "по полочкам". Это очень серьёзное, главное, аргументированное исследование.И смелое. Представляю, сколько может вызывать гнева у верующих.
А последняя Ваша фраза: "...заставить СЕБЯ ДУМАТЬ и МЕНЯТЬСЯ" крайне актуальна. И относится не только к затронутой в этой статье теме.Но и ко всем вопросам, которые ставит жизнь в нынешних условиях.

Вадим Егоров   26.04.2021 23:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, за поддержку.
Мне бы не хотелось враждовать с верующими. Зачем разрушать чьи-то представления (и даже иллюзии), если в них он находит утешение?
(как говорил мудрый А. С. Пушкин "Тьмы горьких истин мне дороже нас возвышающий обман")
Учение Христа содержит, на мой взгляд, много ценных идей, но последователи исказили их и превратили в примитивные клише. Наверное, когда-то это было необходимо, но сегодня многие люди уже способны воспринимать эти идеи без традиционной догматической упаковки. Вот я и пытаюсь им помочь отделять зёрна от плевел)
С уважением,

Томас Твин   27.04.2021 17:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

Томас!
Как же я не заметила эти Ваши во истину замечательные рассуждения, написанные ярко, живо, чувственно?!
Как же они оказались не прочтенными мною?!
И как же хорошо, чудесно, что именно сегодня, так необходимо для меня, так своевременно - я их читаю!
Ну что это, если не Провидение?
Спасибо, Томас!

Мария Левина   22.03.2020 05:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мария!
Мне очень приятно, что те давние размышления пришлись ко двору. Тем более - такому чувствительному и рассудительному человеку, как Вы.
И вдвойне приятно, что продвигает сей текст само Провидение!)))
С уважением,

Томас Твин   22.03.2020 10:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

Ну, как же... Зачем нам православные попы? Все - в лоно протестантизма! Поближе к демократическим ценностям и духовной свободе...
Что,"Радио- свобода" еще жива?

Дмитрий Чухряев   13.07.2019 12:39     Заявить о нарушении
Вас не слепит золото храмов и риз, не гнетет церемониальность таинств, не тревожит разобщенность Церквей, не смущают скандалы вокруг клириков? Что ж, вольному – воля.

Томас Твин   14.07.2019 14:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

Томас а можешь написать что нибудь на тему седьмой заповеди. Эту тему всегда обходят стороной.

Евгений Огай   04.11.2018 20:13     Заявить о нарушении
Я просто так или "по заявкам" писать не умею: тема должна сначала "созреть". Так и седьмой заповедью. Вы, наверное, имеете в виду "Не прелюбодействуй"? Тема хорошая, но я пока не готов. Приму к сведению и буду думать, а там - как получится.
Спасибо за отзыв и предложение.
С уважением,

Томас Твин   05.11.2018 07:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

У меня был опыт хождения в храм, я прошла катехизацию и даже окончила два курса православного университета, то есть резко приблизилась к тому, чем живёт и дышит наша церковь, даже в свечной лавке постояла) Я соблюдала все догматы и посты и довела себя до полного нервного измождения, учитывая то, что пришла уже в таком состоянии, что пора было лечиться от невроза. На какое-то время мне показалось, что мне помогает моя вера, пока я не стала открывать рот в церкви, а, как известно, женщина в церкви должна молчать (чего не скажешь о сторожилах церкви, уж им-то рот не заткнёшь). В церкви нельзя высказывать своё мнение, как впрочем, критику не любят ни в одной секте, что и обнаруживает некое сектанство. И когда мой критический ум включился и здравый смысл восторжествовал, я тут же покинула пределы храма. Мне ближе вера "по толстовски" и жизнь по золотому правилу Канта: "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой". Если бы все придерживались этого правила и воспитывали по нему своих деток, то никакой религии нормальному здоровому психически человеку не нужно. это моё личное мнение. Спасибо, что прочли. И Вам спасибо за публикацию, хотя и сложновато для меня.

Любовь Коваленко   13.01.2018 11:58     Заявить о нарушении
Только что у Юрия Яковлевича Любарского прочел похожую мысль: "Если у человека есть совесть, религия ему не нужна" Как-то так.
Совершенно согласен и с ним, и с Вами. Людям нужны нормальные отношения, а не обряды, но если кому-то для этого требуются символы и ритуалы - ради бога. Главное, чтобы средства не превращались в цель.
С уважением,

Томас Твин   15.01.2018 08:04   Заявить о нарушении
Для Л. Коваленко: я уже писал рецензию на эту статью, но она больше музыки касалась, чем по существу вопроса, и поэтому рискну вклиниться в вашу переписку, настолько тема злободневна и тоже хочется на тему атеизма высказаться. Заранее прошу прощения у автора, что так привязался к его статье, безусловно полезной и интересной.

С этими учениями не знаешь, что и делать, как к ним относиться, как общаться с верующими людьми. Если сравнить с онкологическим заболеванием, то положение таково как с неоперабельным раком: вскрыли, увидели что метастазы удалять невозможно и зашили – ступай себе, братец, домой; медицина бессильна. Все мы слышали байки о внезапном ухудшении здоровья после пустяковой операции – мол не надо было и вскрывать, тогда ещё долго бы раковые клетки смирно вели себя, или наооборт – бабушку с метастазами отправили домой и она перестала заботиться о своём здоровье, стала ходить в лес каждый день за грибами и только шоколадку с собой брала: так и не дождались наследники её смерти, а потом проверили эскулапы, а от рака и следов не осталось, только рубчики от швов. Это я так подвожу к идее толерантного поведения между людьми, чтобы они не покалечили друг друга во имя единственно правильной веры или атеизма.
Одно время я часто слушал передачи Якова Кротова и долго не мог понять, в чём смысл его передач: такое ощущение было что это махровый атеист, но только в рясе. Такой широкий круг проблем обсуждается на его посиделках, что голова кругом, и больше похоже на программу из рубрики "Хочу всё знать". Буду ли я такому человеку доказывать, что его вера ложная – да я просто поставлю себя в смешное положение, настолько широки его знания, и одной фразой он поставит меня на место.
Или вот, скажем, Александр Мень: широта его взглядов такова что не каждый профессор за ним поспеет и вот: православный священник – как относиться к этому: записать его в мракобесы?
Что касается дураков, то их всегда легко построит на борьбу с врагами – хоть атеист , хоть православный, и только об этом я думаю, когда просматриваю многокилометровые трактаты о космических излучениях или чакрах, как их наиболее успешно открывать, или о быдле из-за которого все усилия, сделать жизнь счастливой и осмысленной, бесполезны. Крайние точки зрения, когда они тесно соприкасаются, когда они слишком близко друг к другу в ограниченном пространстве официоза: вот что по-настоящему опасно и страшно.

Леотим   06.09.2018 09:10   Заявить о нарушении
Рад Вашему «вмешательству»: спорящим очень полезно послушать непредвзятого арбитра.
Насколько я понял, уважаемый Леотим, Вы статью считаете полезной, но предостерегаете оппонентов от взаимного ожесточения. Я тоже обеими руками за толерантность и именно поэтому пытаюсь сократить разрыв между религиозным и научным миропониманием. Для этого, как мне кажется, необходимо искать зоны согласия – те понятия, факты, идеи, которые признают обе стороны.
А. Мень, например, чтобы обосновать свои взгляды, тщательно изучал мировую историю, опираясь на светские источники и общепризнанные факты.
Вот так и я, исследуя религиозную практику и учения, пытаюсь в меру сил очертить там зону, приемлемую для атеиста. Ну, скажем, признать историчность Христа и ценность (для меня!) его нравственной проповеди, но не чудес.
Или, как в данной работе, - отделить ритуал от учения и показать, что обряд сильно отклонился от живого слова и личного примера Учителя.
Ведь часто бывает, что множащаяся бюрократия постепенно трансформирует учения под свои интересы, не так ли?
В таких случаях освободить идею от наслоений полезно и для одной, и для другой стороны. В этом убеждают меня и те верующие люди, которые не ставят знак равенства между своей верой и «приватизировавшей» её церковью.
Конечно, обращаться с чужими догмами и символами надо предельно осторожно и уважительно, но если просто отстраниться и не искать взаимопонимания, то в нынешних условиях это будет усиливать мракобесные тенденции. А нам это надо?
С уважением,

Томас Твин   06.09.2018 12:58   Заявить о нарушении
Да, статья ваша представляется мне чрезвычайно полезной, уважаемый Томас, и всегда с удовольствием читаю подобные работы, тем более что сам-то не очень склонен к системному анализу: всё больше наскоком да по настроению. Спасибо, что отозвались!

Леотим   06.09.2018 13:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

Религия всегда несёт насилие, невежество. Любая, притом.

Старый Ирвин Эллисон   29.12.2017 08:13     Заявить о нарушении
Я хоть и атеист, но согласиться с Вами не могу. По-моему, функции религии гораздо разнообразнее. Да, немало насилия и невежества, но много и психотерапии. Далеко не все стремятся знать, как устроен мир, зато они нуждаются в справедливости, устойчивости, утешении, любви. Особенно в критические минуты. Можно считать это опиумом, но ведь и опиум необходим, чтобы справиться с болью.
К сожалению, наука на многие запросы пока ответить не может. Вот эти ниши религия и заполняет.
С уважением,

Томас Твин   29.12.2017 08:46   Заявить о нарушении
только наркотик вызывает деградацию и смерть всегда...

Старый Ирвин Эллисон   30.12.2017 20:18   Заявить о нарушении
Ну, в этом вопросе я не разбираюсь. Вроде бы есть ведь и кокаин, и марихуана...
В любом случае жизнь с нестерпимой болью тоже не жизнь.
С уважением,

Томас Твин   30.12.2017 20:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

Прочитала с удовольствием. Кажется вы разобрали по косточеам мысль Льва Толстого об церковных обрядах Его за это отлучили от церкви Но вам это не грозит, вы же атеист. Хотя от современных распояшившихся христиан всё можно ожидать. Берегите себя. Ваша работа над этим материалом заслуживает большого уважения. У меня была очень религиозная тётушка, царство ей небесные,она пророчествовала в расцвет атеизма,-"Придут такие трудные времена, когда люди вспомнят про Бога, побегут за благодатью в церковь, но и там не найдут её". Кажется это время пришло. И сколько бы не стояли наши верхи со свечками, увы, "по делам их судите".

Галина Лазарева 2   18.12.2017 10:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. Для меня очень важно знать мнение человека верующего, но не зашоренного, доброжелательного, способного отделять "зерна от плевел".
С уважением,

Томас Твин   18.12.2017 11:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

Спасибо, Томас.
Пожалуй - заставить себя думать и меняться, искать и не сдаваться :)
Просить и стучать... - самое главное для Человека.
===

Незадолго до Вашей публикации, прочел у автора прозару - Сергея Михальчука, такие строки:

"Господь Бог – наш Творец, а не Судья! Он Любовь, а не Справедливость; Оправдание, а не Наказание. Наш Бог – это только Милосердие…
Мы путаемся в себе самих!
Нас осуждает наша совесть! – и, одновременно, через нашу совесть говорит с нами Бог…
А мы, не зная любви, потеряв её, однажды, в нашей жизни, не различаем эти голоса в себе. Не можем отличить голос своей совести от голоса Бога!
- И, естественно, обвиняем Его в жестокости, укоряем за справедливость, требуем любви к себе.
- И, совсем забываем, что требовать любви можно только от себя, а не для себя!
Поэтому мы, постоянно, всё более и более погружаемся в те проклятия, которыми сами проклинаем себя, обвиняя Бога в том, в чём повинны сами…
Вина человека складывается из его личной вины перед другими людьми и из личных вин других людей перед этим человеком…
Как распутать этот комок спутанных нитей вины?
За какую из ниточек надо потянуть?!
Господь Иисус Христос Вседержитель показал всем нам пример…"

///
Спасибо.

Саша Человекиз   22.10.2017 14:00     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Не совсем понял, почему "Просить и стучать... - самое главное для Человека"
С уважением,

Томас Твин   23.10.2017 08:01   Заявить о нарушении
И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. -Лк.11:9,10

Спасибо.

Саша Человекиз   23.10.2017 08:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

Дорогой Томас, умоляю Вас, не пишите имя выдающегося композитора в Вашем тексте с большой буквы. Вы ведь имеете в виду некий символ, введённый в обращение Александром Сергеевичем. Простим ему этот грех. Правда, не очень простительный, потому что его "сальери" никакого отношения к Антонио Сальери не имеет и сильно искажает реальный образ А.Сальери. Кабы А.С. не был бы гением, то и забылось бы. А так поселился "несальери" в сознании многих на многие времена. Более того, на мой взгляд, надо бы Ваш термин взять в кавычки. Но это есть маленькая техническая деталь. Ваша статья превосходна. Вы лишний раз убедительно подтверждаете то, что многовековое внедрение в воцерковлённые головы обрядовых догматов под прикрытием Христова имени, ко Христу никак не могут быть отнесены. Его обряды - это работа над собой, ничего другого он по сути не заповедовал. И.К.

Иван Казанский   25.09.2017 20:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван, за отзыв и замечание. Вы, конечно, правы: в таких случаях имя собственное надо писать с маленькой буквы. Вот кавычки, по-моему, лишние (на всякий случай справился у семейного филолога)
Исправление я уже внес в статью.
С уважением,

Томас Твин   25.09.2017 07:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Томас, за дружескмй отклик. И.К.

Иван Казанский   25.09.2017 14:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человеческое, слишком человеческое» (Томас Твин)

Уважаемый Томас! Очень интересный и убедительный текст. Меня, правда, особо убеждать не надо, я согласен с Вашими взглядами на этот вопрос. Но я вот что подумал: может быть, надо обратить внимание на психотерапевтический аспект веры и, не в последнюю очередь, обрядности. Так сказать, ложь во благо, для слабых душ.
Спасибо, желаю творческих успехов
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   11.09.2017 08:56     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Юрий.
Данный текст родился из полемики по поводу Пусси Райт, которая показала, что значение обряда порой полностью заслоняет гуманистические идеи учения Христа.
А терапевтическая функция веры в наше время, вероятно, является важнейшей. Я даже подумываю написать об этом отдельную статью.
С уважением,

Томас Твин   12.09.2017 07:56   Заявить о нарушении