Человеческое, слишком человеческое

Томас Твин
        .        Когда власть духовная, носящая на себе образ Христов, сознательно действует вопреки
                духу Христову, она бесповоротно осуждает себя…               
        .        В. С. Соловьев

        .        Если вера и богослужение неразрывно связаны, то эта связь должна быть не только формальной,
                но и живой, питающей и веру людей, и их молитвенную жизнь.               
        .        Протоиерей Иван Мейендорф

        .        Я отвергаю все таинства. Я верю, что воля Бога яснее открыта в учении ЧЕЛОВЕКА – Христа,
                Которого понимать Богом и Которому молиться считаю величайшим кощунством.               
        .        Л. Толстой. Ответ Синоду.


=====================================================
              Так уж получилось, что, занимаясь историческими аспектами Писания, мне вдруг пришлось
              соприкоснуться с Преданием. До тех пор я наивно полагал, что авторитет и значение Священной
              Книги превыше всего, а потому обрядовой стороной особо не заморачивался. Мой скудный
              багаж состоял из отрывочных знаний любопытствующего атеиста. Слава Богу, нашлись люди, весьма
              компетентные, которые открыли мне глаза и побудили задуматься над сакральностью богослужения.
              Вот этими-то мыслями, возможно, ошибочными, я и хочу теперь поделиться.                =====================================================



        Золотом блещут стены, золотом – потолки, золотом – капители колонн, а нагой и алчущий Христос в
        образе нищего умирает перед нашими дверями.
        Блаженный Иероним





Вас не слепит золото храмов и риз, не гнетет церемониальность таинств, не тревожит разобщенность Церквей, не смущают скандалы вокруг клириков? Что ж, вольному – воля.
Я же ищу мудрость живую, босоногую, простую. Проникающую в душу легко и свободно, без посредников и экзальтации. Как, скажем, Нагорная проповедь или заповедь любви.
Ищу ее повсюду, в том числе - в Писании, но ищу разборчиво, не полагаясь на чужие мнения. Религиозные авторитеты, безусловно, накопили немало ценных знаний, но всегда ли они руководствовались первоисточником, не отвлекаясь на земное? Всегда ли вели паству путем Христа, не заботясь о своих интересах? Не превратился ли путь (ритуал) в самоцель, заслонив собой Землю Обетованную?

Итак, Писание или Предание, Учение или ритуал, или же то и другое одновременно?


               
        НЕ ВЕРЮ!

Со стороны Учение кажется важнее ритуала, поскольку
               Первое (учение) возвестил сам Сын Божий, а второе (ритуал) разрабатывали люди, его последователи.
               Первое – суть, второе – форма и один (только один!) из путей постижения сути.
               Первое, так сказать, первично, второе – вторично.
               Первое едино для всех христиан, второе варьируется в разных христианских конфессиях.
               Первое незыблемо, второе (ритуал) изменялось со временем.

Так представляется стороннему наблюдателю. Однако же люди верующие и сведущие понимают это иначе: «Для верующих важно всё! В том числе и ритуал. Суть – не учение, а Сам ХРИСТОС, который присутствует и в Учении, и в Церковных Таинствах»

Эх, да вашими бы устами…
       Понятно, что для людей набожных ничего выше Бога и быть не может. Стало быть, Его незримое присутствие в Церковных Таинствах должно освящать и сами эти Таинства. Поэтому я охотно верю, что православные христиане почитают обряды наравне с Учением.
Не верю же в другое – в это Его    н е з р и м о е    п р и с у т с т в и е,    в то, что нынешние ритуалы действительно заповеданы Христом и всецело соответствуют Его личности и учению. И по духу, и по букве.

       Не верю я, что пышные церковные церемонии заповедал тот, кто призывал молиться в одиночестве, не говорить лишнего, не клясться («да будет слово ваше: да, да; нет, нет») Кто осуждал амбициозных служителей, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям», а сами «любят…приветствия в народных собраниях».
       Не верю, что пастыри, живущие в роскоши, продолжают линию того, кто не имел собственного угла и достатка, кто передвигался пешком, а не в бронированных лимузинах с охраной.

Вы просто взгляните на Его скромное одеяние и сравните с золотыми рясами последователей.
Всмотритесь в изможденное лицо Христа и оцените упитанность служителей Церкви. Его Церкви, Христовой.
Вспомните простоту и непритязательность Учителя и сопоставьте с мелочной, детальной регламентацией обрядов (как креститься, как кланяться, как ставить свечки, кому и как молиться и т.п.)* И все это заповедал автор Нагорной проповеди?
А еще вдумайтесь в слова Христа, защищавшего Давида, который нарушил обряд**: «И сказал им (Христос): суббота для человека, а не человек для субботы»

Неужто этот дух пронизывает раззолоченные храмы и строгие регламенты?
Здравый смысл и интуиция подсказывают: неладно, ох, неладно что-то в Датском королевстве.
Дух мудрости заменили вещи и догмы.

--------------------------------------------------------
                *Вот лишь немногое из бесчисленного множества правил:
                «В некоторых случаях полагается осенить себя крестным знамением и поклониться, в иных только
                поклониться или только осенить себя крестным знамением. Поклоны бывают поясные — когда человек
                только наклоняется к земле, и земные, когда он опускается на колени и склоняет голову до земли.
                Когда священнослужитель произносит «Мир всем!» и осеняет верующих рукой или свечами, следует
                делать поясной поклон без крестного знамения.
                Когда чтец во время чтения шестопсалмия произносит слова «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе,
                Боже» надобно трижды совершить крестное знамение без поклонов.
                Также положено креститься без поклонов во время произнесения слов «Силою Честнаго и Животворящего
                Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято
                осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш...» ».

                А вот разъяснения, кому и сколько свечей надо ставить:
                «В первую очередь ставится свеча к празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам Святого, если
                таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой».
              **«вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых
                не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним»
--------------------------------------------------------


                НАРУШАЕМ, ИБО ТАК ПРИНЯТО

       Исказили не только дух, но и букву Учения.

       В самом деле, уж коли следовать Божьим повелениям скрупулезно, то начинать надо с Ветхого Завета, который Иисус, по Его собственным словам, пришел не нарушить, но исполнить [Мф 5:17].
       И где же в таком случае многочисленные предписания из ветхозаветной книги Левит с их обязательными замысловатыми жертвоприношениями, церемониальными одеяниями, пищевыми запретами, правилами очищения и т.п.? О них давно никто даже не вспоминает.
       Почему в нарушение второй заповеди Декалога [Исх 20:2-5] христиане занимаются иконопочитанием, то есть создают изображения «того, что на небе вверху» и поклоняются им? Поклоняются образам Богоматери, святых, пророков*…
       Стоит ли напоминать о широко распространенном поклонении чудотворным иконам, мощам, реликвиям (часть ризы Христовой, гвоздь из креста Господня, часть ризы и пояс Богоматери и др.), когда святыня становится предметом культа и фактически заслоняет собой божество.

--------------------------------------------------------
           *Богословы, разумеется, изо всех сил защищают запретные изображения, толкуя так и сяк слова
             «изображение», «поклонение», но вопрос этот поднимается снова и снова. Дабы не углубляться
             в непростую тему, напомню лишь краткую историю икон Бога Отца (в образе человека).
                787 год - Седьмой Вселенский Собор (признаваемый РПЦ) запрещает такие изображения.
                1551 год – Московский Стоглавый Собор разрешает рисовать Саваофа.
                1655 год – Великий Московский Собор вновь запрещает такие иконы.
                Тем не менее, их продолжают писать.
                В 1937 году – спустя почти 300 лет - протоиерей Сергий Булгаков «объясняет» это следующим образом:
                «Икона Бога Отца, хотя и не предусматривается прямым постановлением Седьмого Вселенского
                Собора, однако узаконяется церковной практикой».
             Вот так. Нарушаем, потому что принято нарушать!
--------------------------------------------------------


                ДОГМА – ЭТО МНЕНИЕ

         Великий авторитет придает ритуалам традиция. Обряды наши, дескать, завещаны Иисусом Христом, заботливо сохранены в Предании, тщательно соблюдаются Церковью, а посему неприкосновенны и незыблемы. Неудивительно, что всякий раз, когда кто-либо из мирян нарушает сложившийся порядок, его объявляют нечестивцем, кощунником, еретиком и сурово наказывают.
Однако неземное происхождение и нерукотворность ритуалов, как говорится, сильно преувеличены.

       Даже беглое знакомство с трудами святых отцов Церкви (Дионисия Александрийского, Григория Неокесарийского, Петра Александрийского) сразу обнаруживает, что отцы вовсе не транслировали священные указания Учителя, а САМИ разрабатывали правила, затем превращенные церковниками в догмы.

                Дионисий Александрийский, например, ввел 4 правила (когда прекращать пост перед Пасхой, можно ли
                пускать женщину в церковь в критические дни и т.п.)
                Каждый вопрос он рассматривал, обдумывал и, наконец, решал по своему усмотрению. Важно, что свое
                решение Дионисий вовсе не считал истиной в последней инстанции. Он так и писал своему собеседнику:
                «Я же не так, как учитель, но так, как прилично нам собеседовать друг другу со всякою простотою,
                МОЕ МНЕНИЕ высказал.  Рассуди о нем, благорассудный сын мой, и напиши мне, если что
                представится тебе справедливейшее и лучшее, или же, если усмотришь, что вышеизложенное –
                истина».
                Другими словами, размышляя, Отец церкви опирался только на собственное понимание Писания и
                допускал, что можно истолковать его иначе. Даже на Откровение свыше не ссылался.

       Раз так, раз правила придумывали люди, они же взялись их пересматривать. Время от времени. Правда, заниматься этим дозволялось лишь высшим чинам Церкви и Государства.
Позвольте напомнить некоторые этапы этого произвола.

       Уже на заре Православия власть бесцеремонно попрала традиционные верования людей во имя собственных
       интересов

                Историк Б. Акунин так описывает приведение Руси к новой вере:
                «Владимир возвращается в Киев. Там он велит изрубить или сжечь идолов, которых совсем недавно с такой
                помпой установил, а главного из них, Перуна, привязывают к хвосту коня, колотя палками, и
                сбрасывают в реку…
                Из летописи ясно, что столичных жителей сделали христианами при помощи запугивания — и сугубо
                формально, ничего толком не объясняя…
                Известно, что в Новгород пришлось снарядить целое войско во главе с боярином Добрыней. Новгородцы
                отказались от язычества лишь после ожесточенной борьбы…. Киевским карателям пришлось поджечь
                город — лишь тогда местные жители объявили себя христианами»

       Несколько веков язычество сопротивлялось, а Церковь и власть беспощадно подавляли его*. В конце концов старую веру сломили, непокорных истребили, новую Церковь утвердили. Прошло время, и патриарх Никон решил обновить наконец-то устоявшийся обряд, чем вызвал новое потрясение в умах паствы.

Только представьте: 700 лет православный люд крестился двумя перстами и считал это нерушимым законом.  И вдруг приходит беда: выясняется, что креститься-то надо было тремя перстами, а двуперстие есть опасная ересь.** Выходит, 700 лет (из всего-то тысячи) православные вели себя «пребеззаконно и хульно»?!

Помимо двоеперстия патриарх Никон отменил малые земные поклоны, стал водить крестный ход в обратном направлении, сугубую (двойную) аллилуйю заменил трегубой (тройной).

Мелочи, скажете вы? Ан нет, судя по свирепым наказаниям, тогда это мелочью не считали. Царица Софья, например, по просьбе духовенства в 1685 году издала документ под названием "12 статей", предусматривающий различного рода репрессии в отношении староверов (исчислявшихся миллионами!)  – изгнания, тюрьмы, пытки, сожжения заживо в срубах.***  Сами же староверы упорствовали, считали себя истинно верующими, а остальных православных – инославными, наряду с католиками, протестантами и др. Так из-за вроде бы незначительных деталей ритуала православие раскололось. Вот вам и мелочь!

Чтобы лучше прочувствовать состояние тех людей, мысленно перенесемся из века XVII в век XXI и вообразим себе невообразимое: некие люди входят в ваши дома, открыто и дерзко глумятся над старинными иконами, а потом издевательски демонстрируют поруганные святыни.  Какие чувства должны при этом верующие испытать и какие действия предпринять? Уж верно - решительные. Но что, ежели сие непотребство творит сама Церковь?
Ведь именно так действовала православная Церковь в середине XVII века. Никониане ходили по домам с обыском, у отобранных икон выкалывали глаза и в таком виде носили их по городу. А ведь совсем недавно осквернители почитали эти иконы священными!..

Минуло 10 лет и на Большом Московском соборе (1666—1667 гг.) святейший патриарх Никон был смещен со своего поста, осужден и сослан в монастырь. Свершилось, правда восторжествовала? Да нет: осудить-то ретивого Предстоятеля осудили, но его установления оставили в силе.

Помимо этого, Собором были приняты очередные нововведения, из коих, к примеру, следует, что на тот момент не всякая церковь имела амвон, в алтарях были зеркала, прихожане переговаривались во время службы, а среди икон нет-нет да попадались запрещенные изображения Саваофа****.

--------------------------------------------------------
             *Жители Мурома и Ростова Великого, например, боролись с христианизацией до XII века, вятичи – до
            XIII века.
          **В 1656 году на поместном соборе РПЦ все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками,
               отлучены от Троицы и преданы анафеме.
          ***Вот некоторые примеры того, что грозило хранителям старых обрядов:
                — Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места.
                — Бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость старообрядцам: дадут им или
                поесть, или только испить воды.
                — Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых старообрядцы только приютились.
                — Все имущество старообрядцев отбирать и отписывать великим государям.
               
                После подавления восстания староверов в Соловецком монастыре иноков жгли огнём, топили в
                проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. В итоге из 500
                защитников веры в живых осталось лишь 14.
                Боярыню Морозову, стоявшую за старые обычаи, били кнутом, пытали на дыбе, жгли огнем, морили
                голодом в яме, пока она не умерла. Протопопа Иоанна Неронова посадили на цепь, епископа Павла
                Коломенского сожгли. Лазарю и Епифанию отрезали языки, протопопа Аввакума с товарищами сожгли
                в срубе.
           ****В противном случае все это не потребовалось бы специально регулировать.
                Об алтарных зеркалах, например, говорится в «Путешествии антиохийского патриарха Макария в
                Россию в половине XVII века»: «Заметь, что во всех монастырях и церквах земли казаков, находящихся
                в городе Киеве и его округе, а также во всех церквах и монастырях земли московитов непременно
                бывает одно или два зеркала в каждом алтаре церкви".
--------------------------------------------------------


Впоследствии Петр I несколько смягчил репрессии против раскольников, но под страхом смерти запретил им иметь свое священство*. Обезглавил он и РПЦ, упразднив патриаршество и заменив его Синодом. Ну что ж, паства и это новшество приняла как должное**.

                «Со времени Петра I РПЦ обращена в одно из правительственных или казенных ведомств, и живое 
                отношение пастырей к пасомым искажено канцелярщиной, заковано в бюрократические формы» (Аксаков)

С тех пор и вплоть до 1917 года государство жестко, совсем не по-христиански карало всякие проявления религиозного вольнодумства***. Запомните, мол, смерды раз и навсегда: перекраивать священнодействие позволено лишь «сверху»!

Наконец, наступило 31 мая 1971 года и на Поместном Соборе Русской православной церкви все решения соборов XVII века против старых обрядов были отменены****.

--------------------------------------------------------
                *За старообрядческое богослужение или совершение треб по-прежнему полагалась смертная казнь.   
               **Седьмой Вселенский Собор повелел не признавать духовных лиц, назначенных светской властью.
             ***Законы Российской империи:
                Статья 182.  Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания,
                клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания,
                клеймение.
                Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
                Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в
                смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
                Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
                Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
                Статья 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные
                наказания, клеймение.
               ****«Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого
                Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их
                православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие»
               
                «ЯКО НЕ БЫВШИЕ»! А что же страдания и жертвы, с этим связанные? Их тоже «как бы не было»?
                Невольно вспоминается «Сказка о тройке» братьев Стругацких: достаточно было приложить к приказу
                Большую Круглую Печать – и Болота не стало.

--------------------------------------------------------


       Неужели мне одному сей калейдоскоп запретов, нарушений и отмен кажется чисто человеческой борьбой интересов, страстей и убеждений?
Неужели неумолимая жестокость религиозного законотворчества у кого-то ассоциируется с милосердным Христом?
Неужели Он действительно присутствует в ритуалах, обильно политых кровью?


                ДОГМА – ЭТО ТРОМБ

По счастью, сомнения посещают не только меня, атеиста, но и многих истинно верующих людей.
Сошлюсь здесь на единое мнение авторов с очень разными взглядами и позициями:

                «Верю ли я в Бога? Конечно, да. Обязан ли я при этом верить в догматы тысячелетней (и более) давности?
                Конечно, нет. Почему? Потому, хотя бы, что человеческие знания об окружающем мире изменились
                очень существенно, и будут изменяться и далее… Истинная вера в Бога индивидуальна, она не
                предполагает массового строевого шага, детального слепого исполнения инструкций и указаний,
                написанных тьму времени назад» (Машин)
                «Когда богослужение застывает в непонятных формах, совершается на непонятном языке, отдает
                предпочтение внешним (а иногда и совсем недавним) обычаям, то народ начинает прибегать к
                «кустарному творчеству», питается сентиментализмом, а иногда и вовсе уходит на совсем нецерковные
                (сектантские) пути...» (Протоиерей Иван Мейендорф)
                «Христианству конечно чуждо деление мира и вещей на «сакральные» (особо связанное с Богом,
                мистическое, запретное) и профанные (низкое, чуждое Бога). Чуждо и деление людей на «посвященных»,
                могущих входить в «сакральное» и «простолюдинов» — недостойных общения с Богом. Конечно, такой
                взгляд популярен, но ему трудно найти богословское и евангельское обоснование» (Юрий Белановский)
                «В России большинство населения – славяне. Подавляющее большинство славян – крещены в
                Православии. Подавляющее большинство крещеных славян сегодня, увы, глубоко равнодушны к Богу, к
                Его Законам, к правилам Его Церкви, к своему Вечному Будущему и вообще – к Вере, как таковой,
                считая ее не более чем давнишней национальной традицией…» (Геннадий Обрезков)
                «В отличие от православия христианского, в Истинном православии нет:
                а) поклонения кумирам - богородице, канонизированным грешникам, преподобным, старцам и т.д.;
                б)  поклонения идолам - иконам, крестам, мощам, рукотворному храму, могилам и т.д.;
                в)  ритуалов – посещения храмов, богослужений, песнопений, воскресных ходов и т.п.
                г) паломничеств и всех прочих религиозных игр, ввергающих душу в ад погибели» (Максим Соловский)
                «Церковь сегодня не церковь. В церкви сегодня бизнес план. В каждом втором магазине церковные
                лавочки.
                Продают, продают, продают. Продают ВЕРУ в розницу» (Петр Плужников)
                «Храмы, где сидят еретики, - красивая картинка услаждающая взор плотского и душевного человека,
                однако духовный человек уходит из тех мест голодным» (Александр Ставцев)
                «Господь дает заповеди, а сатана насаждает ритуалы» (Евгений Бугров)

Увлечение процедурой в ущерб живому слову и мудрости приводит к охлаждению религиозного чувства. Пастыри фигурируют в криминальных сводках, паства обходит храмы стороной. Достаточно взглянуть на статистику, чтобы в этом убедиться.
Конечно, статистика эта очень несовершенна, ангажирована или сервильна, но все же она дает некоторое представление о реальном отношении прихожан к своей Церкви*.

Другим индикатором является авторитет главы Церкви. Статистика свидетельствует: половина молодежи не знает даже имени Патриарха. Поэтому не удивительно, что доверяют своему Предстоятелю только 29% православных**.

--------------------------------------------------------
             *ФОМ: Из тех, кто назвал себя православными, ходят на исповедь 4%, а читали Евангелия - 8%.
                80% не соблюдают пост перед Пасхой.
                66% россиян посещают церковь не чаще 1 раза в год.
                В Рождественских и Пасхальных богослужениях принимают участие 3-4% россиян.
                В 2016 году православные богослужения в Исаакиевском соборе (которые теперь проводятся ежедневно)
                посетили 18 тыс. человек, а туристов побывало 3,9 млн.

                В этой связи будет уместно вспомнить о постановлениях 6 Вселенского (Трулльского) Собора (680 г.),
                строго-настрого запрещавших христианам пропускать три воскресных службы подряд, самостоятельно
                причащаться, лечиться у врачей-иудеев, участвовать в юмористических действах.
                Многие ли прихожане нынче следуют этим постановлениям?
           **Впечатляющие поездки Иоанна Павла II и Франциска по странам мира собирали на площадях городов
               миллионы людей. Могут ли наши Патриархи похвастаться подобной популярностью?
--------------------------------------------------------


Подведем итоги.

                Бог……не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих,
                как-бы имеющий в чем - либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все..
                Деяния Апостолов 17: 24-25 стихи


Позволю себе предположить, что церковные обряды (за исключением Евхаристии) не заповеданы Сыном Божиим, а измыслены людьми. Люди же вводили эти обряды, меняли их и упраздняли. Их содержание далеко отходит от духа и буквы Учения Христа. И все же, несмотря на это, Церковь упорно настаивает на сакральности своих обрядов.

Такая косность выхолащивает Учение и отчуждает от Церкви большую часть паствы. Мудрость подменяется суевериями, милосердие – фанатизмом.

Высказывая эти мысли, я отдаю себе отчет, насколько они уязвимы ad hoc. Да, о деталях можно спорить бесконечно. И все же… На ум приходят многочисленные сальери – служители храма искусства, которые разучились слышать живую музыку, но упорно втискивают ее в мертвые схемы…

Нетрудно любить плод своего воображения, поклоняться некому Всемогущему (уж к этому-то мы привыкли испокон!), наполняться благодатью в праздники, молить Всевышнего о милости, ставить свечки, святить куличи, верить в целебную силу клочка одежды, бояться наказания…
Нетрудно формально выполнять формальные предписания.

Гораздо труднее заставить себя думать и меняться.