Рецензии на произведение «Курск. Флотские фантазеры о причинах катастрофы»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Добрый день, Альберт Иванович!
Удивили три вещи. Первая. Баки с горючим и окислителем наддуваются ВОЗДУХОМ? Окислителю ничего не будет, а горючка в смеси со сжатым воздухом — это же бомба. Равно как и с чистым кислородом, ибо парциальное давление кислорода одинаковое. Точно для наддува топливных баков используется не азот, углекислота или иной нейтральный газ? На Ил-76, например, есть ГНГ — генератор нейтрального газа, в нём без избытка воздуха сжигается керосин и получившийся выхлоп подаётся в надтопливное пространство баков, чтобы там не стояла смесь воздуха с парами керосина — на случай обстрела. А ракетное топливо, как мне кажется, повзрывоопасней керосина.
Вторая. Может, я неправильно понял морскую оружейную терминологию, но разве на практической торпеде есть боезаряд? Что в данном случае значит «практическая»?
Третья. Почему иномарки строят однокорпусными? Чтобы повысить живучесть ЦГБ и сделать возможной посадку на грунт?
Заранее спасибо за ответы! Ушёл читать дальше.
Иван Варгатый 15.07.2020 04:53 Заявить о нарушении
Иван Степанович, по поводу наддува резервуаров торпед с перекисью водорода. Если будете читать продолжение о Курске, увидите. Да, они наддуваются перед выстрелом ОБЕЗЖИРЕННЫМ ВОЗДУХОМ (специальные фильтры), через обезжиренные красномедные гибкие трубки, присоединяющиеся к торпедам с применением обезжиренного инструмента. Любое нарушение в этой цепи может привести к взрыву. Иными словами "мгновенному разложению перекиси водорода".
Именно это я имел в виду, когда написал: "...следствием на основании изучения повреждений и обломков, установлено, что первый взрыв был на его ЛЕВОМ борту и совсем другой, практической, торпеды".
Так что Вы правы, никакого боезаряда в практической торпеде нет.
А почему "иномарки делают однокорпусными" - это вопрос к их конструкторам, а не ко мне. У меня,конечно, есть свои предположения, но это не имеет значения.
С уважением и благодарностью, за интерес молодого человека к нашим делам. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы, на которые смогу.
Альберт Иванович Храптович 15.07.2020 05:15 Заявить о нарушении
В авиации работа с кислородной системой тоже положена обезжиренным омеднённым (чтобы не давал искр) инструментом, а с топливной — просто омеднённым. Кислороду, конечно разлагаться не на что, но вот всякого рода масло и топливо с кислородом хлопает на ура. Это хорошо знают и сварщики.
Но вернёмся к подлодкам. В следующих частях речь действительно о торпедах, но в первой речь и о ракетах. Их топливо (именно топливо) не боится сжатого воздуха? Получается, при пяти килограммах смесь ещё не взрывоопасна? Если вы помните чёрный для Дальней Авиации 2015, когда за одно лето были потеряны два Ту-95МС, то первый (борт 05) взорвался на разбеге именно из-за заправки амортизатора воздухом вместо азота.
Правда, там давление на порядок выше, чем в баке ракеты, есть график зависимости от температуры, что-то порядка 60 — 120 кило, но этого более чем достаточно, чтобы от разогрева воздуха полыхнула залитая в амортизатор гидросмесь (керосин с присадками). И это в атмосфере просто воздуха, не кислорода. Так что давление — страшная вещь, и любые агрегаты с горючими жидкостями (гидроаккумуляторы, амортизаторы) заряжать воздухом категорически запрещено — только азотом. И колёса тоже, воздух окисляет резину, при нагреве (а там рядом сверхмощные тормоза) — до самовозгорания.
Насчёт соображений о конструкции иностранных лодок — ну, не знаю... Если не ваши соображения слушать, то чьи же ещё? У конструкторов зачастую есть определённая инертность мышления — есть она и у эксплуатантов, но иного рода. В ВМФ, в отличие от авиации, нет разделения на техсостав и лётный состав, и незнание «матерной части», что не редкость среди лётчиков, на корабле, особенно подводном, есть просто самоубийство. Вот и вопрос: чьи мысли могут быть ценнее мыслей практика, знающего и конструкцию, и эксплуатацию, в том числе обеспечение живучести?
Иван Варгатый 15.07.2020 11:47 Заявить о нарушении
Что касается наддува баков ракет (чтобы их не раздавило на глубине при заполнении шахт водой), так топливо у них другое (какое - не скажу, но не перекись водорода). То же и с окислителем. Делалось всё не на "авось". В общем, надеюсь, Вы всё поняли.
Альберт Иванович Храптович 16.07.2020 05:44 Заявить о нарушении
Тут в куче люди, кони, ибо амин и азотная кислота могут быть компонентами окислителя, но никак не топлива, топливо — гептил, он же диметилгилразин. С какой целью помешаны люди с конями — то ли для упрощения, то ли для того, чтобы и сказать, и лишнего не сказать — тайный авторский замысел... О свойствах гидразина и его потомков легенды ходят, но главный факт общеизвестен — гидразин может гореть (точнее —
разлагаться в присутствии катализатора и тем самым служить топливом) даже без окислителя. Кислородом воздуха он тоже окисляется, а как он может окисляться кислородом в сжатом воздухе — знать не могу, а попробовать негде... Потому и возникает вопрос — почему все баки ракеты наддуваются воздухом.
По плавучести и непотопляемости никак не могу понять — почему он выше у двухкорпусной? Ведь расположение ЦГБ внутри прочного корпуса значительно повышает их надёжность. Или тут важнее то, что прочный корпус защищён лёгким? И какую плавучесть имеет прочный корпус двухкорпусной лодки, если её полностью лишить лёгкого корпуса, то есть убрать и балластные цистерны, массу лёгкого корпуса? Будет ли он держаться на воде?
И ещё один вопрос: как правильно пишется индекс модификации (АУ, БДР) — слитно с номером проекта (667БДР) или раздельно? Что в автомобилестроении (ЛиАЗ-677М, МАЗ-543А), что в локомотивостроении (ВЛ80Р, 3ТЭ10МКО), что в авиастроении (Ту-22РДМ, Ми-6А) — везде слитно, а в кораблестроении я с документами не работал и установить не могу.
Однако, знать — одно дело, понимать — другое. Большое спасибо, что помогаете понять, Альберт Иванович!
Иван Варгатый 16.07.2020 12:54 Заявить о нарушении
Потому, я извинился и не стал вдаваться в подробности.
Надеюсь, Вы меня понимаете. На девятом десятке лет кое-что уже помнится с трудом...
А Вам желаю и дальше открывать новое с таким же интересом и дотошностью.
С уважением,
Альберт Иванович Храптович 16.07.2020 17:21 Заявить о нарушении
Что бы конкретно ни послужило основной причиной гибели «Курска», очень жаль, что это произошло.
Светлая память погибшим!
А правду нам, видимо, так и не узнать.
Ольга Смирнова 8 17.01.2020 14:03 Заявить о нарушении
С поклоном,
Альберт Иванович Храптович 17.01.2020 14:09 Заявить о нарушении
Светлая память подводникам... И опять нелепая смерть 14-ти профессионалов. Сколько еще морская стихия будет собирать свои жертвы..? Погибли в пожаре на борту...
Натали Третьякова 03.07.2019 10:21 Заявить о нарушении
Конечно, возникло желание что-то о том узнать.
Но как можно было найти мои записки о "Курске" среди сотен других подобных материалов - представить себе не могу...
Альберт Иванович Храптович 03.07.2019 12:49 Заявить о нарушении
Натали Третьякова 03.07.2019 18:14 Заявить о нарушении
Владимир Волконский 27.08.2019 06:39 Заявить о нарушении
Однако и у молодых людей бывают ошибки. Кто такой Сергей Садиленко мне неизвестно. Зато точно знаю, что записку, которая опубликована, написал Дмитрий Колесников.
Ходили слухи что была еще одна записка, но о ней у меня нет никаких сведений.
С благодарностью,
Альберт Иванович Храптович 27.08.2019 18:17 Заявить о нарушении
Владимир Волконский 27.08.2019 22:10 Заявить о нарушении
Очень грамотно и убедительно написано, уважаемый Альберт Иванович! Как и всех наших граждан, а в особенности моряков, гибель "Курска" меня волновала и интересовала. Переживали с женой, я дома тогда был, и хорошо это помню. Спасибо!
Михаил Бортников 19.04.2019 07:09 Заявить о нарушении
Альберт Иванович Храптович 19.04.2019 18:08 Заявить о нарушении
Здравствуйте Альберт. Простите не знаю вашего отчества. Гибель подлодки Курск в свое время сковала меня мучительной болью. Я так хотел, что бы выжил хоть кто ни будь. Не случилось... Увы, стихии безжалостны в этом случае. Версии плодились, как грибы, а истина все оставалась где-то рядом. Я совсем не специалист в морском деле, но сочувствующий. Мне не безразличен флот. Прочитал Ваши статьи на эту тему, а вопросов почему-то стало больше. На первый план вышли следующие... Что взорвалось? Боевая часть торпеды или двигательная установка? Вопрос второй... Насколько сильны по вашему были повреждения носовой части? Отсек судя по всему изрядный по объему. Как быстро он мог быть затоплен? Это секунды или минуты? Вопрос третий... Возможно ли удержать лодку от дифферента на нос рулями или какими еще средствами и избежать удара о дно? Я понимаю, там не глубоко, но сколько было времени на осознание ситуации и противодействие ей? Я конечно понимаю, что вопросы "Что, было бы, если бы?" от лукавого, но все таки. С Уважением, Виктор Баравков.
Виктор Баравков 28.02.2017 22:26 Заявить о нарушении
Альберт Иванович Храптович 01.03.2017 10:37 Заявить о нарушении
Прекрасная статья и разбор! остаётся лишь Поблагодарить Вас за столь Увлекательную форму кою Вы выбрали в
рассказе на очень Не простую тему!
насчёт Лжи Кремля-так это видел весь Мир ещё тогда ...
и к сожалению сегодня...
но Господь есть и за многие дела и Ложь будет ещё расплата!
Ещё раз Спасибо за очерк и желание отстаивать Разумное мышление даже не в простой ситуации!
с Уважением
Максимушка 15.01.2016 18:08 Заявить о нарушении
Статья очень специфична даже для специалиста, а для рядового читателя вообще непостижима.Тем не менее, неубедительность версии В.Алексина просматривается легко. С уважением, Пётр.
Петр Чванов 27.12.2015 23:55 Заявить о нарушении
С уважением, А.Х.
Альберт Иванович Храптович 28.12.2015 06:51 Заявить о нарушении