Рецензии на произведение «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки»

Рецензия на «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки» (Клуб Вологжан Ступени)

Хороший рассказ. По-тургеневски хороший. Удались описания природы. Особенно запомнился краткий экскурс по особенностям Уральских гор.
Концовка рассказа - наверное все-таки плюс. После того, как Диме захотелось глухаря обнять, мысли и эмоции Димы исчезли, уплыли куда-то.
Я ждал немного другого, но... в этом что-то есть, наверное.

Александр Зачесов   03.11.2013 21:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки» (Клуб Вологжан Ступени)

Чтение этого произведения происходит в контексте того, что в России 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Также известно и то,что 2013-й год является годом Нидерландов и Германии. Какие у нас взаимоотношения с нидерландцами после выяснения отношений полицейских и дипломатов, после вопросов о соблюдении/несоблюдении прав сексуальных меньшинств известно всем. Вот и в этом произведении нужен скандал и выяснение отношений, т.е. наказание виновного!

Андрей Коврайский   02.11.2013 23:00     Заявить о нарушении
Дыни дынями, а страдания Дмитрия должны быть оценены.

Андрей Коврайский   03.11.2013 14:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки» (Клуб Вологжан Ступени)

Настя, вполне душевно.
Но вот три раза "потом" в трех фразах - многовато. Дыхание перехватило?
На кой тогда такая поэтика охоты? Глухаря жалко? Но съели же?
Знаете, этого мало. надо было как-то Диму наказать за глухаря. По-взрослому. Тогда бы и рассказ получился.

Сергей Донец   01.11.2013 23:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки» (Клуб Вологжан Ступени)

Спасибо автору, что ненавязчиво заставил задуматься о жизни. На мой взгляд - яркий, интересный рассказ, cо смыслом. Вот как я его поняла.
Дима не знает, чего хочет от жизни. Его история показывает, что человек без принципов может вот так запросто не только убить глухаря, но и податься в Австралию, встречаться одновременно с Гулей и Таней… Да много чего еще можно натворить без жизненных установок. Вероятно, для героя рассказа, вопрос, чем заполнить пустоту в душе остается открытым. Да, птичку ему жалко, и он вроде осознает, что так жить нельзя… Но мы не видим его дальнейших действий, не знаем его мыслей насчет будущего. И для читателя вопрос тоже остается открытым. И этим (помимо сюжета и языка) рассказ еще больше подкупил.
Отдельные моменты немного «резанули»: «и уши отозвались внутренней вибрацией», повторы «вот уж», «моргая глазами на окно», «упругой жизнью». Сравнение гор с «верблюжьими горбами» как-то не состыковалось с дальнейшим повествованием: «дремлют они на могучей груди своей матери-земли». Хотя может это только у меня… А так очень «сочно» и просто все описано. Ничего лишнего. Чего стоит только описание убийства глухаря! Да что говорить, весь текст рассказа пропитан эмоциями. Как-будто я сама в этих горах побывала и убила глухаря...

Карина Хачатрян   31.10.2013 23:55     Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки» (Клуб Вологжан Ступени)

Отменный, восхитительный рассказ! Написан на едином дыхании, и пульс в нём бьётся соответственно событиям, размеренно, или замирая в нужных местах, или вдруг выдавая «тахикардию». Я всё боялась, не изменит ли где автору вкус, не окажется ли «выстрел» в конце не соответствующим по силе началу. Нет, всё свершилось должным образом. Всё связалось и развязалось без натуги, вполне естественно. И последействие осталось, и думаю, что вставшая перед глазами картина не отпустит ещё долго – своими красками, звуками, запахами, своей природной мощью, преображённой в слово.
Подумалось даже сейчас, что писан текст жёсткой мужской рукой, не допускающей сантиментов. Многое в рассказе дано сдержанно, как бы намёком, с учётом мужской психологии. И с учётом возраста героев.
Ёмко и ярко дана биография дяди Славы, за которой встаёт эпоха перемен. Юношеским любопытством и светом проникнуто описание природы, при взгляде на которую в Диме всплывают волнующие его знания не только о горах вообще, но и о судьбах всего мира. Уже со второй страницы подкупает живой приветный диалог между встретившимися родственниками – за ним не только языковая стилистическая правда, но и характеры, и обстоятельства жизни той и другой стороны, привычки, принципы. Нам видна и уздечка, которую штопает дядя, и абажур под потолком, а потом и собственный табунок лошадей, который, казалось бы, не играет особой роли в сюжете, но, тем не менее, придаёт картине и большую достоверность, и вынуждает проводить некоторые параллели между мирами живых существ.
Вороны, стонущие «с французским акцентом», лес, кипевший «тайной, упругой жизнью», журавли, которые «танцевали на тонких ногах, широко разведя крылья» – все подобные штрихи буквально погружают нас в природу, заставляя забыть о действительности напрочь. И хочется уже шагать и шагать за героями, предугадывая развязку.
А потом краткий грубоватый родственный диалог «А? – Бэ», совсем нас подкупающий и уже неотступно ведущий вслед за героями. Птицы на фоне тёмного неба, как бы «вырезанные из картона». Пронзительные стоны глухарок и сугубо мужской комментарий к ним. Мокрые усы, торчавшие из-под капюшона дядиной куртки. Его вдруг засквозившая тоска по прежней профессии егеря. И в противовес этому Таня-Гуля-Наташа, всплывшие вдруг в памяти молодого героя, и его искреннее непонимание, к кому же из них его более тянет. И желание увидеть весь мир… Во всех этих внутренних душевных движениях, не имеющих, вроде бы, отношения к сюжету, есть столько жизненной правды, что иногда и впрямь забываешься, где ты и кто ты сам…
А потом из всего этого начинает пробиваться и подспудная идея, ради которой начато повествование. «Что-то мы забыли, потому что сами захотели. А оно не хочет, чтобы его забывали – и вот я сижу в лесу, и ищу глухаря», – размышляет Дима, чуя в себе незнакомые душевные движения. И полнейшее слияние с природой приводит к тому, что «что-то в нем открылось. Что-то такое, отчего вдруг все деревья в лесу словно встали на места». Но мы уже понимаем, что это вовсе не деревья, а душевные пласты сдвинулись, чтобы позволить человеку прозреть внутри себя что-то давно забытое, но такое важное.
«Тонкая стальная леска обвилась вокруг его сердца и тащила его в леса – так, словно на том конце привязан был к ней глухарь». Неотвратимость предстоящего заставляет нас волноваться вместе с молодым героем, как будто это одинаково важно и для нас. Древнее охотничье чутье и современное осмысление убийства, к которому Дима ещё не пришёл, но непременно придёт, подспудно борются в нём и в нас, потому что после выстрела нельзя уже без боли и содрогания смотреть на продолжающий жить полный весеннего «сумасшествия» лес.
И это оглушающее познание не оставит не только юношу, но и нас. Не даёт автор нам однозначного указания на вершащееся в душе парня, но мы стоим вместе с ним в тумане у речной воды, слушая крики живых журавлей, и думаем о жизни. И именно для этого и пишутся рассказы.

Нина Веселова   26.10.2013 00:25     Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки» (Клуб Вологжан Ступени)

Ценность рассказа даже не в прекрасных описаниях природы, хотя и они важны, а в фиксации того трудноуловимого таинственного "зова", который чувствует человек, от природы давно оторвавшийся, но още не окончательно "расчеловечившийся". Читая, я опасалась, что автор испортит все какой-нибудь сентиментальной сценой - например, Дима будет раскаиваться по поводу убитой "птички". Однако чувство соразмерности и сообразности автора не покинуло - финал лаконичен и строг.
Несообразности другого рода все же есть. Практически во всем рассказе мы видим окружающее глазами Димы, "здесь и сейчас", поэтому пространные рассуждения автора о скрывающихся в недрах Урала драгоценных камнях стилистически выпадают из текста, кажутся лишними, так же как географические подробности (например, о высшей точке Уральского хребта). Это, скорее, демонстрация эрудиции автора, а не Димино ощущение от происходящего. Да еще и язык сваливается в штампы: "дремлют они на могучей груди своей матери-земли".
В этих рассуждениях, к тому же, встречаются и фактические ошибки - камни на Урале все больше полудрагоценные, а хвост его, "истрепавшийся за тысячелетия", не так уж молод - в самом деле Уралу без малого миллион лет.
Однако эти недостатки легко исправимы. В целом впечатление от расказа прекрасное.

Ирина Речицкая   24.10.2013 18:12     Заявить о нарушении
Уралу сотни миллионов лет).

Елизавета Безнина   25.10.2013 10:02   Заявить о нарушении
Ну да. Примерно 900 миллионов. Извините за описку :)

Ирина Речицкая   26.10.2013 21:08   Заявить о нарушении
Галя, но рассказ же не о сближении людей!

Ирина Речицкая   26.10.2013 21:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки» (Клуб Вологжан Ступени)

Тут спрашивают про "сверх-идею". А нет никакой сверх-идеи! Молодая девушка выступила от имени мужчины, юноши по имени Дима, который убил глухаря, хотя изначально и не желал этого - только послушать глухариную песню. Но инстинкты сильнее людей - они древнее, поэтому герой не понял, что за желание им овладело - убить, не из-за голода же. Убил, достиг цели, и мясо съели - вкусное, но жёсткое...
И всё-таки рассказ написан из любви к природе, а не из любви к писательству. "А утро в лесу выдалось ясным. Ушли тучи, солнце плясало вместе с ветром на ветках сосен, заглядывало под тяжелые ветви пихт.
И журавли, крича, летели над лесом – к родному болоту. И разбегались переполненные ручьи, ломая последние ледяные корки, и таял снег в ельниках – прощальный привет сбежавшей зимы", - замечательный описательный талант автора. А сверх-идея пусть формируется читателем - каждый нашёл то, что искал. Я, например, простой и чистый авторский литературный язык.

Нина Писарчик   21.10.2013 03:03     Заявить о нарушении
Нина Викторовна, а мне, напротив, кажется, что идеи (не знаю, "сверх" они или нет) здесь выражены достаточно мощно. Они прямо на поверхности лежат.

Наталья Мелёхина-Михайлова   21.10.2013 14:25   Заявить о нарушении
Кстати, если бы у рассказа было авторство не "Анастасия Рогова", а, скажем, "Максим Петров", не думаю, что вопрос про пол автора вообще возник бы.

Наталья Мелёхина-Михайлова   21.10.2013 14:56   Заявить о нарушении
В том и мастерство автора - написано от мужского лица, и не сомневаешься в этом. Конечно же, идея всегда присутствует - иначе зачем автору и браться. Я же здесь нашла мастерство в описаниях и авторский язык, с меня достаточно.

Нина Писарчик   21.10.2013 22:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Глухари-невидимки» (Клуб Вологжан Ступени)

Рассказ понравился, читала с удовольствием, но должна признаться в субъективности: слабость у меня к охотничьим историям, тем более, что сейчас все меньшее количество молодых авторов обращается к теме природы. Вполне можно предложить этот текст в альманах "Охотничьи просторы".

Каких-то вещей мне все-таки не хватило. Глухариная охота и тяга - это самые любимые и самые поэтичные виды охоты. Как правило, первый вальдшнеп или первый глухарь серьезно меняет отношение человека к себе самому и к природе. Что изменилось в Диме (или не изменилось? такое же тоже может быть) не понятно. Потому что далее просто описываются действия героев "разделся до футболки", "ели дичь", "вышел на улицу" и т.д. Все это прекрасно для описания атмосферы происходящего, но сам-то Дима здесь где? Что он чувствовал/не чувствовал? Как на него повлияла эта охота? Любопытно, что до этого момента автор переживания и размышления героя описывает, а вот после добычи глухари остаются только глаголы.

Поделюсь еще и таким наблюдением: в современной литературе (последние два десятилетия), если описывается природа или деревня, то чаще всего глазами горожанина. Эту тенденцию заметил и описал в своих исследованиях филолог, д.ф.н., Владимир Шапошников (Москва). "Глухари-невидимки" - типичный пример такого рассказа: берется традиционный для русской литературы сюжет (кто только не писал! Аксаков, Тургенев, Скребицкий и т.д.) - охота на глухарином току, но подано глазами именно горожанина Димы. И сюжет обретает новое чувственное наполнение, но вот герой теряет прежнее безграничное понимание и единение с природой. Так у нас на глазах трансформируется литературная традиция. Очень точно суть этой трансформации передает цитата: "Что-то порвалось в нас, думал Дима, вернувшись в избушку, и подкидывая дрова в печурку. Что-то мы забыли, потому что сами захотели. А оно не хочет, чтобы его забывали – и вот я сижу в лесу, и ищу глухаря".

Наталья Мелёхина-Михайлова   18.10.2013 11:31     Заявить о нарушении