Рецензии на произведение «Три жизни Валентина Бянкина»

Рецензия на «Три жизни Валентина Бянкина» (Владимир Вейхман)

Здравствуйте, Владимир!

Как прочитал на Вашей страничке. Вы живёте в Израиле. Жаль, что потеряли такую удивительную, хоть и со сложной историей - Родину.

А я родился во Владивостоке и много лет прожил в этом городе. Но всему своё время: уже почти 6 лет, как теперь живу в Суздале.

Сам я не связан с морскими специальностями. (Ну, только чуточку с морской пехотой по своей офицерской специальностью после университета)Просто у меня на слуху были некоторые события, имена людей, упомянутые в Вашей работе на странице Прозы. Мой дед одно время управлял хозяйством Владивостока, затем был тем, кто отвечал за материально-техническое обеспечение нашего Пароходства. С выходом на пенсию по здоровью, дедушка так и оставался консультантом-советником до момента ухода отсюда. И мой отец работал в портовом флоте. Мамуля тоже была специалистом в кое-каких областях, работая в приморском городе. Бывала наша семья и в Польше, где, в том числе, на верфи делались суда для ДВ Пароходства. Но ещё раз - я к морским делам практически никаким боком не отношусь. Мне просто было интересно почитать Ваш очерк, Владимир.

Не вижу новых Ваших работ, Владимир, может быть, Вы уже не заходите на Страницу?

Ладно. Всего Вам доброго, если что - заходите и ко мне, есть у меня кое-какие воспоминания из прошлого. Но больше я пишу лирику и о внутреннем мире.

С уважением,

Кристен   17.05.2024 14:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Три жизни Валентина Бянкина» (Владимир Вейхман)

Одна короткая жизнь.

Впервые прочитав очерк Владимира Вейхмана «Три жизни капитана Бянкина», я обрадовался. Да, писать о В. П. Бянкине надо: личность масштабная, но явно недооцененная. Трагедия его жизни многозначительна для России. Мне довелось видеть её развязку, общаться с Капитаном и кое с кем из его друзей и врагов. Поэтому и спрос по большому счёту.
После третьего прочтения взяло сомнение: надо ли именно так поминать этого человека?
Не очень-то важны национальные корни Бянкина: во Владивостоке его помнят как негидальца. Но, упомянув ещё пару версий, автор много ниже вдруг объявляет, что отец героя – «русский из русских». С чего бы это?
Но сначала – в «оживляж»: в 15 лет Бянкин ещё гадает, что такое «рубон» ( хотя любой ребёнок уже знает), скребёт банки из-под тушёнки на помойке. Ну, не верится; в 1944 году, да и ранее, голода на Амуре не было, река и тайга кормили.
Большой абзац – гадания и намёки, почему именно Бянкина в 18 лет приняли в ВКП(б). Причём упущен фактор войны: он сильно облегчал вход в партию и комсомол. Да и перспективы должности требовали. Кстати, в пароходство не «направляли четвёртыми помощниками капитана» - это должность, а не квалификация по диплому.
Насколько помню, судно «Кузбасс» В. П. Бянкин в 24 года сам перегнал из Гданьска на Дальний Восток, а это – полукругосветка. Перед войной с Гитлером из Германии на ДВ перегнала «Чавычу» А. И. Щетинина; но ей было 27 лет. Подчеркнуть бы такие славные свершения. Тем более, что эти два капитана были верными друзьями.
Бянкин у автора относит «детские садики» к делам заместителя начальника пароходства по кадрам. Реальный кадровик Бянкин на себя чужого не брал.
Снова «оживляж»: драка помполита и старпома Фронина «из-за широкобёдрой буфетчицы», да ещё и на её глазах! Помполит в то время, и даже много позже, - резидент КГБ; старпом о том знает и бьёт его. Не верю!
Тут же – «внутренние морские воды»… Автор хотел сказать «территориальные»? К неточностям и «развесистой клюкве» отнесём и «крупную рыбину» - нерестовую навагу, и корюшку-огуречник, ловимую бреднем. Навага – не крупная, да и слово «рыбина» лучше избегать: для моряка это решётчатый вкладыш в дно шлюпки. Огуречника ловят со льда, а «бредни» – для креветок-чилимов.
«Транспортная логистика» и «мультимодальные перевозки» - незнакомые понятия для молодого начальника пароходства? И это после восьми лет представительства в Даляне. Не верю! Здесь же: ещё до 1969 года Бянкин получил специальность «Эксплуатация водного транспорта», а позже «пробил» такой факультет и «из первого выпуска забрал себе самых перспективных ребят». А сам был какого выпуска? Непонятно.
Очень мало, скороговоркой, пишет автор о Вьетнаме. А ведь именно в мае 1972 года В. П. Бянкин самостоятельно принимал решения на уровне Л. И. Брежнева: вывести суда из портов Вьетнама или оставить их под бомбами. Это время заслуживает подробностей: помню, как мы на нашем буксире встречали «Туркестан» с погибшим механиком Рыбачуком, как пришёл «Михаил Фрунзе» со следом очереди из авиапушки наискось мостика. Ссылкой на Н. Цаха Вейхман утверждает, что Бянкин «никак» не был отмечен за Вьетнам. А орден Трудового красного знамени, а орден Ленина?
Наконец, история «Тикси». Автор пишет: «Скорее всего, громадное судно мгновенно опрокинулось». Да за «Тикси» наблюдали японцы и даже вели репортаж по телевидению в реальном времени. Помнится, Виктор Конецкий писал, что оверкиль видел сын капитана «Тикси».
Но главное – Вейхман не говорит, за что сняли В. П. Бянкина с должности: за отказ подписать акт расследования причин гибели «Тикси», за его особое мнение. Несмотря на посулы сделать министром морского флота и запугивания… чем? «Как будто бы чего-то недоговаривают», - замечает автор и добавляет о врагах: «Один секретарь парткома пароходства чего стоил!» Да ничего он не стоил, будучи под В. П. Ломакиным, не раз защищавшим Бянкина. Но тут и первый секретарь Крайкома притих; вот на каком уровне решали судьбу Валентина Петровича.
И при этом, уверяет Вейхман, Бянкин «вспоминал давнюю историю со старпомом Фрониным». Тут автор путает божий дар с яичницей. Зачем так опускать личность Капитана? И пошло-поехало: оказывается, Бянкин имени-отчества Гека не знал, хотя потомки шкипера были капитанами его пароходства; сокрушался Бянкин, мол, «куда же я со своей единственной книжкой». Да и новый друг капитана Андрей Иванович Крушанов, один из лучших людей среди академиков Дальнего Востока, представлен лишь плоским шутником. Нельзя так: я имел счастье общаться с А. И. в очень острой ситуации и видел, что он достоин дружбы с В. П. Бянкиным.
А между тем накал борьбы вокруг Капитана едва ли не возрастал. Я участвовал в заседании Приморского филиала Географического общества, когда обсуждали первую книгу Бянкина; даже выступил, прекратив бедлам. Кажись, сидевшая рядом А. И. Щетинина одобрила. История имела печальное продолжение, но не о том сейчас. Расставаясь с В. П., я дал ему свой адрес и обещал помощь. Увы…
Вейхман считает размещение Бянкина в лазарете «Професора Хромова» почётным? Ну, ну…
А вот кощунство – последняя мысль Капитана: «Нехорошо как-то получается – на чужом судне, даже не нашего ведомства…». Вроде злой шарж на «Мэри Глостер» Киплинга. Да и заглавие «Три жизни капитана Бянкина» пародирует «Три возраста Окини-сан». Помните Пикуля (Бянкин его любил)?
Наконец, этот рефрен: «…И жена французского посла». Помню, как однажды в рейсе А. М. Городницкий даже в тесной компании категорически отказался петь эту песню: «Не надо! Она… хулиганская. Не буду!» Может быть, строки «о жене» в очерке лишние? Или Вейхману они дороги…
Лет десять назад я зашёл в Музей морского флота во Владивостоке. О Бянкине там не было ничего! Спросил у заведующей: «Почему?» Она в ответ: «Семья запретила. Имеет право…»
Потом почти всё изменилось: статьи пошли, судно назвали, книга воспоминаний, вечер памяти… Но главное не сказано: за что погиб Бянкин. А ведь есть кому сказать.

Владимир Бородин 4   16.02.2016 10:13     Заявить о нарушении
Уважаемый г-н Бородин!
Не скрою, что я получил удовлетворение от того, что Вы достаточно внимательно прочитали мой очерк о В.П. Бянкине, даже несмотря на показавшийся мне недоб-рожелательным тон Вашей рецензии. Ну, тон − это пустяки но в главном, как мне кажется, мы солидарны: Бянкин заслуживает доброй памяти и как моряк, человек, гражданин и ученый, и как незаурядный деятель, хозяйственный руководитель, пытавшийся вырваться из сетей господствовавшей командно-административной системы. Его инициативность и решительность противоречили саамам основам этой системы, и она сожрала его, как Сатурн сожрал своих детей.
На некоторые из Ваших замечаний у меня возникли возражения, которые я при-вожу ниже. Фрагменты из текста Вашей рецензии, к которым относятся мои возражения, ограничены справа и слева знаками равенства.

=Тут же – «внутренние морские воды»… Автор хотел сказать «территориальные»?=
Во внутренних морских водах работа судовой радиостанции ограничивается, а в территориальном море − не ограничивается, поэтому радиообмен начинается с выходом именно из внутренних морских вод, а не из территориального моря.

=«Транспортная логистика» и «мультимодальные перевозки» - незнакомые понятия для молодого начальника пароходства? И это после восьми лет представительства в Даляне. Не верю!=
Особенно эффективно процесс внедрения в практику на научной основе понятий «транспортная логистика» и «мультимодальные перевозки» происходил в 90-х годах прошлого века, а во времена работы Бянкина в заграничном представительстве эти понятия еще не вошли в обиход торгового мореплавания.

=Бянкин у автора относит «детские садики» к делам заместителя начальника пароходства по кадрам. Реальный кадровик Бянкин на себя чужого не брал.=
Дальневосточное пароходство, как и многие другие предприятия, имело собственные детские сады и другие объекты «соцкультбыта». На кого же они замыкались по подчиненности, как не на заместителя первого руководителя по кадрам (иногда − по кадрам и быту)?

=Автор много ниже вдруг объявляет, что отец героя – «русский из русских». С чего бы это? =
С того же, с чего Пушкин называл Фонвизина «из перерусских русским».

=В 15 лет Бянкин ещё гадает, что такое «рубон» ( хотя любой ребёнок уже знает), скребёт банки из-под тушёнки на помойке=.
«Любой ребенок» не владел морским жаргоном. Банки из-под тушенки выбрасывали не на помойку, а в «шхеру», и это деталь из военных лет.=

=Бянкина в 18 лет приняли в ВКП(б). Причём упущен фактор войны: он сильно облегчал вход в партию и комсомол.=
Но ведь в ВКП(б) приняли именно Бянкина, а «фактор войны» в равной степени распространялся и на других его соучеников=

=Драка помполита и старпома Фронина «из-за широкобёдрой буфетчицы», да ещё и на её глазах! Помполит в то время, и даже много позже, - резидент КГБ; старпом о том знает и бьёт его. Не верю!=
Увы, эта драка, как и всё, связанное с нею, фактически имела место…

=Ещё до 1969 года Бянкин получил специальность «Эксплуатация водного транспорта», а позже «пробил» такой факультет и «из первого выпуска забрал себе самых перспективных ребят». А сам был какого выпуска? Непонятно.=
В вузах обычно нумеруют выпуски по студентам дневного обучения. Хорошо ли это, плохо ли, но это так.

=…этот рефрен: «…И жена французского посла». Помню, как однажды в рейсе А. М. Городницкий даже в тесной компании категорически отказался петь эту пес-ню: «Не надо! Она… хулиганская. Не буду!» Может быть, строки «о жене» в очерке лишние? Или Вейхману они дороги…=
Александр Моисеевич неоднократно исполнял эту песенку «на публику», с об-стоятельным комментарием, в том числе на том выступлении, на котором я присутст-вовал, включал ее в сборники своих стихотворений. А о том, почему эту шутливую песенку автор не просто упоминает в своем очерке, а связывает ее с определенной ситуацией, предоставляю рецензенту возможность додуматься самому.

=…заглавие «Три жизни капитана Бянкина» пародирует «Три возраста Окини-сан». Помните Пикуля (Бянкин его любил)?=
А почему не «Три сестры» Чехова, «Три товарища» Ремарка и т.п.?

=Навага – не крупная, да и слово «рыбина» лучше избегать: для моряка это ре-шётчатый вкладыш в дно шлюпки.=
Навага бывает и мелкая (35-30 см), и крупная (до 50 см). По-видимому, рецен-зент имеет в виду трюмный рыбинс, но это совсем другое.

=…оказывается, Бянкин имени-отчества Гека не знал.=
В очерке говорится, что имени-отчества Гека не знали составители книги «Рус-ские мореплаватели» (1953 г. издания).
С уважением -

Владимир Вейхман   20.02.2016 16:37   Заявить о нарушении