Рецензии на произведение «Наука и религия»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Здравствуйте, Сергей Александрович!
Как всегда, Ваша интересная миниатюра - это взгляд с уникальной точки на проблему соотношения двух сфер человеческого познания, как "Наука и Религия". И Ваша миниатюра с особого философского угла зрения подтверждает то видение, что субъективность присуща не только Религии, в Науке фактора субъективности еще больше. И ТАКОЕ тогда, когда и та и другая СФЕРА познания претендуют на "объективность". И здесь "объективность" выступает в абсолютно положительном качестве, как бы со стороны в большей части сферы Науки, а "субъективность", соответственно, в качестве противоположном. Спрашивается, отчего такая ПРЕТЕНЗИЯ на "объективность" и разве "объективность" это так здорово, а "субъективность" так плохо. По-моему, ВСЁ ДЕЛО в КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА мысли. Представим, дискуссию между посредственным ученым и посредственным "богословом", как говорит Ф.М., то "скучища неприличнейшая". Именно, в такой дискуссии не видно Личности-Субъекта мысли. А теперь представим Диалог между гением-ученым и гением-Богословом - так ТАКОЙ Диалог будет Событием в сфере познания.
Сергей Александрович, поразительно, но Ваши миниатюры возбуждают во мне ПРОдолжение Мысли по теме к обретению какого-то завершающего Смысла. Другими словами, миниатюры возбуждают МЫСЛЬ обрести Смысл. Но для обретения Смысла необходим Диалог между сторонами. И для проблематизации Диалога, чтоб не было "скучновато", мне интересно возразить на последнюю заключительную мысль, высказанную Вами. Спрашивается, РАЗВЕ для истинной Веры страшны и "чрезвычайно вредны" дискуссии с учеными или некие книги с какими-то "историческими" подробностями, как книги Штрауса и Ренана. И ответ здесь двузначен. Для неопытного в мышлении человека, у которого при этом "слабый дух", такие книги вредны. Спрашивается, тогда, вообще, для такого "слабого духом" человека, как художник А.А.Иванов, книг лучше не читать, ничего не познавать и быть, как по "мечте" Ивана Карамазова, семипудовой купчихой, ставящей свечки в Храме. С другой стороны, если в душе таких людей, как художники А.Иванов и Н.Ге, УЖЕ сидит маленькая червоточенка "смердяковского духа", способного лишь на профанацию какой-либо святыни, то неудивительно, что "слабость духа" у них будет подвержена не только воздействию таких книг, но и возбуждению такого "духа" в познавательно-художественном смысле на какую-либо провокацию и профанацию на религиозную тему. Ведь, у таких типажей таких людей, как Смердяков и Ракитин, чтобы они ни говорили на тему религии, а получается сплошная профанация, переходящая часто в провокацию. А ведь есть ученые, люди Науки, с которыми мне довелось иметь общение, которые подобны типажам Смердякова и Ракитина, и которые "интересно" переосмысливают картины того же художника Н.Ге, сводя "СМЫСЛ" не просто к профанации, а и, боле того, к антирелигиозному настроению, даже к воинствующему атеизму. Например, автор Михаил Беленкин на сайте "Проза" и его публикации о художественном творчестве с манифестом "Атеизм как высшая стадия гуманизма". Вот с такими учеными, претендующими на "объективность", а по сути источающими из себя суеверную "субъективность", оченно трудно найти подход к настоящему Диалогу. Суеверие таких ученых просто поражает, просто удивительное. К счастью, а иногда на удивление, есть, действительно, уникальные Ученые с большой буквы, с которыми Диалог, тем более, на религиозные темы не только возможен, но и ИНТЕРЕСЕН.
И на этой точке возвращаюсь к изначальной проблематике. В любом человеке, какую бы познавательную сферу он ни представлял, очень существенен фактор "субъективности". Отсюда проблематика сводится к вопросу: на какие ЦЕННОСТИ направлена "субъективность" ученого и КАК сквозь "субъективность" ЦЕННОСТИ приобретают то или иное значение, как или профанацию, или сублимацию и преображение. Вот В ЧЕМ вопрос.
Другими словами, исходя из качества Личности, будет освещена проблематика той или иной темы ПО-РАЗНОМУ: или ЦЕННОСТИ будут сводиться к профанации, про что Вы и рассказываете в своей миниатюре об ученых 19 века, или Ценности будут освещены ученым ТАК, чтоб стала ВОЗМОЖНА Сублимация человека. Вот! В ЧЕМ ПРОБЛЕМА. Проблема в Личности ученого. И от Лика человека, от личностного фактора никуда ни скрыться.
Например, ярчайший ФЕНОМЕН СИНТЕЗА в сфере "науки и религии" - это опыт жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого), отображенный в его же книге "Наука и религия".
Есть ученые, люди Науки, как и священники и богословы, которые желают настоящего Диалога по теме взаимоотношения "Науки и религии", а есть те и такие "ученые", суеверность и "субъективность" которых просто поражает до самой смешной иронии.
Другими словами, проблема в "субъективности" ученого, претендующего на "объективность" и дающего самому себе санкцию говорить от имени "объективности" Науки. Спрашивается, какой "Науки", не той ли, которая состоит из сообщества ученых с разрозненными точками зрения, глубоко укорененными в "Подполье" Субъективности. Вопрос!
По-другому, все дело в субъективности, дело в Личности и в гении той Личности, который способен увидеть даже сквозь отрицательное нечто и что-то положительное.
Например, как ГЕНИЙ религиозно-философской мысли Б.П.Вышеславцев увидел в книге Ренана то, что не увидел уникальный мыслитель Ницше. А именно Вышеславцев увидел сквозь книгу Ренана изумление автора перед феноменом Иисуса. И не просто увидел, но и развернул МЫСЛЬ в сторону сублимации человека. Вот то качество, что не хватает "многим" мыслителям и художникам. Например, сейчас процитирую из Вышеславцева то, что так не хватает ПЕРУ в художественном видении Николая Ге, того Н.Ге, на которого так очень повлияла книга Ренана. С иронией, все дело в субъективности.
"Конечно, историческая реальность Христа еще не говорит о Богочеловечестве Христа. Последнее нужно увидеть, услышать духовным слухом, УГАДАТЬ СЕРДЦЕМ, убедиться с аксиологической очевидностью. Но увидеть Бога в живом Богочеловеке ("видевший Меня видел Отца") есть нечто иное, нежели увидеть Бога в своей душе. Здесь не нужен "онтологический аргумент", не нужны никакие доказательства: ВЗГЛЯНИ и УБЕДИСЬ! И тот, кто не может убедиться, кто не имеет органа, чтобы ВОСПРИНИМАТЬ "святость" и аксиологическое совершенство, для кого "божественный глагол" не звучит в силу ОТСУТСТВИЯ слуха (ибо лишь "имеяй уши да слышит"), -- тот все же, как Ренан, ПРИНУЖДЕН будет ОСТАНОВИТЬСЯ в ИЗУМЛЕНИИ перед этим ЧУДОМ ИСТОРИИ..." (Б.П.Вышеславцев).
Вот это! "ВЗГЛЯНИ и УБЕДИСЬ!"
И, исходя из выражения Б.Вышеславцева "Взгляни и убедись!", картина Николая Ге совсем не убеждает в Богочеловечности Иисуса, а направлена на противоположное восприятие, как на "человеческое, слишком человеческое". Возможно, что виной тому книга Штрауса "Жизнь Иисуса", что так повлияла на ВООБРАЖЕНИЕ и художественный дух Николая Ге.
Гений Вышеславцева заключается в способности сублимировать уникальные мысли и опыт Науки с уникальным опытом религиозной мысли, как и на опыте своей религиозно-философской мысли показать направление к истинному СИНТЕЗУ в Диалоге Науки и Религии. Более того, в гении Б.П.Вышеславцева осуществилось пророчество Достоевского, выраженное по адресу гения А.С.Пушкина в 1880 году, ибо Вышеславцев в своих трудах, ВПЕРВЫЕ в истории философской мысли, синтезировал достижения современной научной мысли с опытом святоотеческой мысли. И КАК синтезировал? Гениально!..
С уважением,
Бармин Виктор 24.05.2019 06:11 Заявить о нарушении
В 21-м же веке наука поменялась ролями с религией в том смысле, что открытия науки становятся опасны для самой Науки, открытия становятся миной замедленного действия для устоявшихся фундаментальных основ научных представлений, например, как концепция-(и) эволюции. После каких-либо научных открытий следует такое литературное продолжение, как "оказывается", прям как в дискурсе А.Чехова. И, похоже, что научные открытия еще принесут много чего интересного, после которого неизвестно КАК произойдет трансформация научного представления о мире. Фундаментальная трансформация научных представлений конца 20-го и 21-го веков состоит и будет состоять в возможности и в способности увидеть самих себя не только умопостигаемо в идее, как по Платону, но и в реальном видении-воображении со стороны или из глубины Космоса. Со стороны мы уже увидели себя, когда человек вышел в открытый космос на околоземной орбите. И уже тогда у многих людей произошел сдвиг сознания к планетарному. Но вот когда придет ОСОЗНАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ Космоса, то даже трудно представить о грандиозности того сдвига-взрыва сознания, что случится у людей-землян. Ведь речь уже тогда будет не только о сдвиге представлений о мире, но и сдвиге-взрыве самого по себе мышления человека. Каким оно будет? Даже вообразить затруднительно о грандиозности такой трансформации.
С уважением,
Бармин Виктор 24.05.2019 08:27 Заявить о нарушении
Вы пишите, что в науке фактора субъективности еще больше. Я думаю, что это относится в большей степени к гуманитарным наукам. Под объективностью мы часто понимаем правду и даже истину. Этим и объясняется положительная окраска объективности и, соответственно, отрицательная – субъективности. Каждый хочет прийти к истине и не хочет заблуждаться.
Виктор, трудно раскрыть тему до конца в одном произведении, тем более, что оно такое небольшое. Поэтому Ваше стремление продолжить дискуссию выглядит вполне понятно.
Спасибо за столь подробный анализ этой темы! Я еще вернусь к Вашему отзыву, Вашим мыслям.
С уважением,
Сергей.
Семенов Сергей Александрович 29.07.2019 18:44 Заявить о нарушении
Хочется ответить на второй Ваш отзыв. Вы пишите, что «со стороны мы уже увидели себя, когда человек вышел в открытый космос на околоземной орбите. И уже тогда у многих людей произошел сдвиг сознания к планетарному». Юрий Гагарин вышел в открытый космос в 1961 году. Однако после этого произошло столько войн… (слава Богу, не мировых), продолжаются убийства, коррупция, воровство и другие действия, не совместимые с новым планетарным сознанием. По-видимому, если сдвиги в сознании и произошли, но у небольшого количества людей. Основная масса как жила, так и продолжает жить, не смотря на небо, всецело находясь во власти земной жизни и животных инстинктов.
Сейчас я плыву на теплоходе по Волге недалеко от Нижнего Новгорода, и мимо проплыл теплоход «Юрий Гагарин». Это к вопросу о совпадениях, случайны они или нет?
С уважением,
Сергей.
Семенов Сергей Александрович 30.07.2019 12:26 Заявить о нарушении
Ну да,"Верую ибо это абсурдно"
Владимир Погожильский 23.05.2019 07:45 Заявить о нарушении
Natus est [в других источниках — Crucifixus est] Dei Filius, non pudet, quia pudendum est;
et mortuus est Dei Filius, prorsus credibile est, quia ineptum est;
et sepultus resurrexit, certum est, quia impossibile.
(De Carne Christi V, 4)
«Сын Божий рождён [распят] — это не стыдно, ибо достойно стыда;
и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо;
и, погребённый, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.»
Сергей Горский Москва 23.05.2019 14:50 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 23.05.2019 15:12 Заявить о нарушении
«корнем религиозной веры и религиозной жизни является именно трансперсональный опыт. …Именно названный корень – сокровенная сущность религии, тогда как всё остальное – либо проявления (феномены и эпифеномены) этой сути, либо формы самоотчуждения религии, ее инобытия, если использовать гегелевскую терминологию (что прежде всего относится к аспектам религии как социального института)» (Е.А.Торчинов, «Религии мира: опыт запредельного», Введение).
С уважением,
Сергей Горский Москва 23.05.2019 15:17 Заявить о нарушении
Вот именно!
Религия - организованное поклонение высшим силам. Причем, за "высшие силы" вполне может сойти любой "бог Кузя". Организованость поддерживается ритуалами, обрядами и наличием достаточного количества приверженцев - «обращенных».
Ритуальность во всех современных религиях имеет древне-родовое, патриархальное тоталитарное происхождение: преклонение перед старейшиной, вождем или царем-оккупантом, задаривание пищей и жертвами, умилостивление танцами и песнями, поставкой красивых девушек для сексуальных утех, мольба о пощаде, восхваление... Такое же диктаторско-беспрекословное подчинение и в самих культовых структурах. Жрецы также имеют тотолитарную предысторию- приближенные люди владыки.
Короче, религия -анахронизм.
А христианство -религия отчасти, в современном виде -церковное творчество, обрядоверие. А в сущности-учение о равенстве и неродовой общине. То есть социальное учение.
Владимир Погожильский 23.05.2019 16:29 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 24.05.2019 01:20 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 24.05.2019 06:41 Заявить о нарушении
Рецензенты для него "как дети малые, играющие в песочнице, "игрушками" у которых "наука" и "религия", а слова словно песчинки, которыми они разбрасываются".
А сам он, выходит, старец-мудрец, прозаический обладатель Высшей Истины! ☺☼☻☼☺
Оказывается, Высший Смысл кроется в миниатюре Автора из 3-х абзацев!!!
Эх, дети, дети!!! Забудьте про "Отче наш", про евангелия и книгу Откровения. Учите назубок миниатюру Автора! Вот где настоящее откровение!!! ☺☼☻☼☺
Сергей Горский Москва 24.05.2019 06:42 Заявить о нарушении
http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm
Начните прямо с Введения, где очень много мифов о религии развеивается, в частности, что религия сводится к вере в Бога. Например, в буддизме и джайнизме Бога нет. Гносеологические корни религии, как я уже написал, сводятся к высшему психическому опыту, трансперсональному опыту.
О связи науки с религией советую почитать другую книгу того же автора, доктора философских наук, востоковеда Евгения Торчинова: "Пути философии Востока и Запада. Познание запредельного". http://psylib.ukrweb.net/books/torch02/index.htm
Часть вторая как раз исследует трансперсональный опыт с научных и философских позиций. Приведу всего одну цитату из эпилога:
"Мы увидели, что на самом деле современная наука не только не опровергает, но практически становится на сторону религии и даже признает превосходство мистического миросозерцания. Как пишет Ньюберг в своей книге "Почему Бог не уйдет: наука о мозге и биология веры": "Тот, кто имеет мистический опыт, обладает чувством реальности более глубоким и более ясным, чем наше. Следовательно, это чувство реальности может быть и более точным, чем наше научное чувство реальности".
С уважением,
Сергей Горский Москва 24.05.2019 06:54 Заявить о нарушении
Сергей Горский Москва 24.05.2019 07:10 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 24.05.2019 07:11 Заявить о нарушении
С уважением,
Сергей Горский Москва 24.05.2019 07:18 Заявить о нарушении
В такие минуты критический голос рассудка умолкает и человеку кажется, что он не только ощущает бытие Бога как физическую реальность, но и совершенно отчётливо понимает, что иначе и быть не может, что мир без Бога — верх нелепости и логического абсурда, что без Бога мир не просуществовал бы и мгновения. Однако озарение проходит, воспоминание о нём постепенно бледнеет, а разум, со всем его скепсисом, мощно вступает в свои права; и у подавляющего большинства испытавших подобные озарения людей скоро от полноты веры не остаётся и следа, они опускаются на обычный для нормального человека уровень умеренной религиозности, с постоянными колебаниями от веры к неверию.
Сходные ощущения счастья Ф. М. Достоевский испытывал, по его словам, и перед началом эпилептического припадка, который как бы являлся непосредственным результатом невозможности для рассудка хотя бы секундой дольше вынести это чрезмерное счастье. По-видимому, индийские йоги путём суровой многолетней тренировки тела и воли достигают способности без заметного вреда для своего здоровья не только произвольно вызывать в себе подобное психическое состояние, но и продлевать его в течение многих часов. Будучи объективными идеалистами, они считают, что в таком состоянии транса человек сливается с Абсолютом и приобретает его качества — всеведение, бессмертие, всемогущество, безграничность в пространстве и времени. Йоги предупреждают новичков, что попытки вызвать у себя состояние транса без достаточной закалки тела и духа могут кончиться помешательством» (Вера Панова, Юрий Вахтин, «Жизнь Мухаммеда», глава 7)
Сергей Горский Москва 24.05.2019 20:07 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 25.05.2019 19:25 Заявить о нарушении
Сергей Горский Москва 26.05.2019 04:12 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 26.05.2019 07:38 Заявить о нарушении
http://psylib.org.ua/books/torch01/txt00.htm#1
Специально для демагогов:
"Еще хуже обстоит дело с определением религии как веры в Бога или в богов. Хорошо известно, что существуют учения, единогласно относимые к религиям, в которых подобная вера отсутствует. Иногда их называют даже "атеистическими" (т.е. "безбожными") религиями, что, впрочем, вряд ли удачно, ибо в современных языках слово "атеизм" означает безрелигиозность, а не безбожие, почему религии такого типа лучше называть нетеистическими, какими являются буддизм, джайнизм и даосизм. Что касается Китая, то даже и в самом китайском языке отсутствует слово "бог", на что обратил внимание еще А. Шопенгауэр.
Слово шэнь означает: психическое начало в человеке (ср.: шэньсюэ – "теология"), дух в его отличии от тела (дух умершего), нечто необычное, сакральное, стихийное, природное божество (божество ветра, дождя, горы и т.п.). Поэтому христианские миссионеры так и не могли решить, как переводить слово "бог" на китайский язык, а первые проповедники-иезуиты вообще предпочитали транскрипцию тэусы (от лат. deus и греч. theos).
В буддизме и джайнизме, как уже говорилось, так называемые божества (дэва) просто вид живых существ, подверженных заблуждениям, страстям, рождениям и смертям. Обе религии отрицают существование единого Бога, творца и промыслителя, считая веру в него серьезным заблуждением. При этом джайнизм верит в существование вечных субстанциальных и несотворенных душ, спасение которых (точнее, освобождение, нирвана) – его цель, а буддизм отрицает и это, проповедуя доктрину анатмавады об отсутствии неизменного субстанциального "я" или души.
Таким образом, наличие веры в Бога или богов также не может считаться сущностным признаком религии"(Е.А.Торчинов)
Зачем заниматься демагогией, если есть возможность заняться познанием?
Сергей Горский Москва 26.05.2019 08:00 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 26.05.2019 08:14 Заявить о нарушении
Надо же такое ляпнуть: "Буддизм - не религия, а образ жизни, предписаный Буддой..." Слов нет!
Действительно, а зачем что-то читать, если всё и так уже "давно известно". Типа, "Я ПастернакА не читал, но скажу".
Ну, тогда продолжайте свою демагогию дальше на пару.
Типа, "Почём опиум для народа?" ☺☼☻☼☺
Сергей Горский Москва 26.05.2019 08:23 Заявить о нарушении
Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке . Различные исследователи определяли буддизм по-разному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование , как «науку о сознании. Википедия.
Владимир Погожильский 26.05.2019 08:58 Заявить о нарушении
А для буддистов есть Дхарма. Боюсь, что вы такого слова и не слышали.
Желаю успехов в изучении Википедии! Торчинов явно не для вас. ☺☼☻☼☺
Сергей Горский Москва 26.05.2019 09:03 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 26.05.2019 11:11 Заявить о нарушении