Рецензии на произведение «Культурный ландшафт эпохи бронзы»

Рецензия на «Культурный ландшафт эпохи бронзы» (Федор Петров)

В Аркаиме на реке Большая Караганка я бывал... Интересно!

Дмитрий Караганов   28.08.2009 15:41     Заявить о нарушении
Спасибо! Я рад :)

Федор Петров   29.08.2009 22:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Культурный ландшафт эпохи бронзы» (Федор Петров)

Очень сложная специфическая тема освещена просто и интересно.
"Не вызывает сомнений высокая семантическая значимость курганов".
А подробнее можно, почему и как?

Сибирячка Татьяна Муратова   20.06.2009 12:27     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Пока только заглянул на Вашу страницу - еще обязательно зайду поподробнее. Археология входит в число Ваших увлечений? Такие специфические темы интересуют, как правило, весьма немного людей :)

Что касается семантической значимости курганов в культурном ландшафте эпохи бронзы. Сам я всегда больше занимался поселениями и менгирами. В археологической литературе уже высказывалось предположение о важном значении курганов в культурном освоении природного пространства. По мнению Э.Р. Усмановой и М.И. Скрипниковой «демонстрируя свою принадлежность данному пространству, курган символически утверждал культовую власть предков над ним» (Усманова Э.Р., Скрипникова М.И. Курган-храм в контексте погребальной обрядности (по материалам могильника Лисаковский) // Международное (XVI Уральское) археологическое совещание. Материалы международной научной конференции. Пермь, 2003. С. 220).

Достоверность данного предположения очень сильно зависит от того, каким было восприятие места погребения и самих остатков мертвого человека в культуре населения эпохи бронзы, особенно то, как именно относились к погребению после проведения установленного цикла поминальных действий и завершения самого обряда перехода из нашего мира.

Д.Г. Зданович весьма убедительно обосновывает концепцию, согласно которой после разложения мягких тканей мертвого тела погребение приобретало отрицательный сакральный статус. На материале исследования синташтинского погребального обряда он показывает, что очень широко распространенные в эпоху бронзы «ритуальные» ограбления могил, осуществлявшиеся после разложения мягких тканей, но до обрушения погребальной камеры, были направлены, прежде всего, не на изъятие погребального инвентаря, а на нарушение целостности скелета.

Д.Г. Зданович предполагает смысл этих действий в следующем: «считалось, что душа покидала могилу и в могиле осталась лишь некая темная отрицательная субстанция. Ее воплощали в себе костные останки и их, так или иначе, нужно было нарушить» (Зданович Д.Г. Древности на южной границе Санарского бора (рукопись). С. 6).

Если это предположение соответствует культурной действительности эпохи бронзы, то могильники должны были восприниматься как ритуально нечистые участки пространства – о чем, может быть, и свидетельствует традиция размещения могильника на противоположном берегу реки относительно поселка.

Федор Петров   20.06.2009 18:04   Заявить о нарушении
Специально археологией не увлекаюсь. Но, когда осмысливаешь Мирозданье в целом, без археологии никуда. Сначала столкнулась с ней вплотную при изучении Древнего Египта, затем в непревзойденном исследовании Аркадия Захарова о золотой бабе и Сибири, затем, при посещении Читинской области, художник из Петровск-Забайкальского, Николай Михайлович Полянский, подарил иллюстированные им книжки М.В. Константинова об архелогических изысканиях в тех местах. А в музее Читы купили довольно редкий сборник статей "Забайкалье: судьба провинции" Выпуск шестой, том III, Чита, 2006 об археологических раскопках Читы, Нерчинска, Кяхты,Якутска, Красного Чикоя. У нас тоже ведутся активные археологические раскопки на мысе Лударь села Байкальского нашими детьми местного лицея с учеными Новосибирска. Правда, я еще не соприкасалась с их работой вплотную, все как-то мимо. Мне интересно, как на берегу Байкала оказался человек 7 тыс. лет назад небольшого роста, рыжеволосый, предметы быта которого по внешнему виду идентичны предметам быта Древнего Египта (останки были найдены недалеко от Слюдянки в Иркутской области). Вопрос мой не праздный, это проявление с моей стороны интереса к возникновению Руси и ее связи с Древним Египтом.
Извините, так сумбурно и длинно изложила. Вы пишете очень интересно, просто и понятно даже для людей, далеких от археологии, таких, как я. Думаю, что людям, связанным с археологией, Ваши публикации интересны вдвойне. Успеха и удач в творчестве! Татьяна.

Сибирячка Татьяна Муратова   21.06.2009 02:02   Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо! Вы меня определенно перехвалили. Археологи весьма часто пишут в научно-популярном духе, и очень многие делают это и систематичнее, и интереснее, чем я. Спасибо!

Федор Петров   21.06.2009 02:31   Заявить о нарушении