Рецензии на произведение «Культурный ландшафт эпохи бронзы»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
В Аркаиме на реке Большая Караганка я бывал... Интересно!
Дмитрий Караганов 28.08.2009 15:41 Заявить о нарушении
Очень сложная специфическая тема освещена просто и интересно.
"Не вызывает сомнений высокая семантическая значимость курганов".
А подробнее можно, почему и как?
Сибирячка Татьяна Муратова 20.06.2009 12:27 Заявить о нарушении
Что касается семантической значимости курганов в культурном ландшафте эпохи бронзы. Сам я всегда больше занимался поселениями и менгирами. В археологической литературе уже высказывалось предположение о важном значении курганов в культурном освоении природного пространства. По мнению Э.Р. Усмановой и М.И. Скрипниковой «демонстрируя свою принадлежность данному пространству, курган символически утверждал культовую власть предков над ним» (Усманова Э.Р., Скрипникова М.И. Курган-храм в контексте погребальной обрядности (по материалам могильника Лисаковский) // Международное (XVI Уральское) археологическое совещание. Материалы международной научной конференции. Пермь, 2003. С. 220).
Достоверность данного предположения очень сильно зависит от того, каким было восприятие места погребения и самих остатков мертвого человека в культуре населения эпохи бронзы, особенно то, как именно относились к погребению после проведения установленного цикла поминальных действий и завершения самого обряда перехода из нашего мира.
Д.Г. Зданович весьма убедительно обосновывает концепцию, согласно которой после разложения мягких тканей мертвого тела погребение приобретало отрицательный сакральный статус. На материале исследования синташтинского погребального обряда он показывает, что очень широко распространенные в эпоху бронзы «ритуальные» ограбления могил, осуществлявшиеся после разложения мягких тканей, но до обрушения погребальной камеры, были направлены, прежде всего, не на изъятие погребального инвентаря, а на нарушение целостности скелета.
Д.Г. Зданович предполагает смысл этих действий в следующем: «считалось, что душа покидала могилу и в могиле осталась лишь некая темная отрицательная субстанция. Ее воплощали в себе костные останки и их, так или иначе, нужно было нарушить» (Зданович Д.Г. Древности на южной границе Санарского бора (рукопись). С. 6).
Если это предположение соответствует культурной действительности эпохи бронзы, то могильники должны были восприниматься как ритуально нечистые участки пространства – о чем, может быть, и свидетельствует традиция размещения могильника на противоположном берегу реки относительно поселка.
Федор Петров 20.06.2009 18:04 Заявить о нарушении
Извините, так сумбурно и длинно изложила. Вы пишете очень интересно, просто и понятно даже для людей, далеких от археологии, таких, как я. Думаю, что людям, связанным с археологией, Ваши публикации интересны вдвойне. Успеха и удач в творчестве! Татьяна.
Сибирячка Татьяна Муратова 21.06.2009 02:02 Заявить о нарушении
Федор Петров 21.06.2009 02:31 Заявить о нарушении