Естественно-научные революции

Александр Ивашкевич
       Революция (от поздне лат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. "Революцию" понимают как качественный скачок, как быстрое и существенное изменение всего того, что было до этого. "Революцию" отличают от "эволюции", где развитие происходит плавно и постепенно, именно резкостью и быстротой изменений. Очевидно, что любая "революция" подготавливается эволюцией! Копятся количественные факторы, которые в некоторый момент вызывают (приводят) к количественным изменениям рассматриваемой системы. Скачёк... Только не надо примитивно представлять, что "количество переходит в качество". Этого никогда, нигде и ни с чем не происходит. Сколько не собирай картошки - она никогда не станет апельсинами...
       Человек рождается с естественным ощущением себя ("Чувствовать и ощущать. В чём разница?" http://proza.ru/2015/06/20/804) как центра мира - центра всего, что его окружает. Это нормальный личностный эгоцентризм или коллективный антропоцентризм: восприятие себя как человека или как человечества в Мире. Родители всё делают для того, чтобы ребёнок стал полным эгоистом: всё делается для него и вокруг него все бегают... Дитя это видит и воспринимает как само собой имеющиеся обстоятельства в мире.
       А потом, по мере познания мира как человек, так и человечество в целом, переживают различные "революции" - возникновения понимания, что они не являются центрами Мира!
       Каждому человеку вначале его существования - отражения бытия в своём сознании - кажется, что главное и единственное в мире есть его семья и он, находящийся в её центре. Всё вращается вокруг него...  Родители и родственники усиленно "работают" над такой картиной мира у своего любимого чада... А потом удивляются: и чё это он такой эгоистичный...
       Далее человек узнаёт, что,  помимо его семьи, есть и другие семьи и другие дети в них, которые не менее значимы,  чем он в своей, в них! И все "вращаются" внутри или вокруг двора, улицы проживания...
       Потом приходит знание, что есть много дворов с такими же людьми... И "вселенная" бытия ребёнка сильно расширяется. Оказывается, есть ещё и целый город!
       Затем возникает понимание, что есть множество городов, которые "вращаются"  в государстве. Но и само государство не одно, а есть  множество государств на континенте...
       И наконец человек осознаёт, что есть целая планета под названием Земля, на которой существуют  все континенты, все государства, все города, все дворы и улицы, все семьи... А вокруг Земли вращаются  различные космические объекты: Солнце, Луна, планеты, звёзды...
       Этот путь познания проходит не только  отдельный человек, но  и человечество в целом. Как говорится в биологии фенотип повторяет генотип: ну, типа, развитие отдельной особи повторяет в своём развитии вид...
      Примерно к 4 веку до н.э. (по имеющимся историческим данным) у людей сформировалось представление о геоцентрической системе мира: что, мол мир не ограничивается  их государством, а есть ещё и много других - а в центре мира находится Земля , а всё остальное вокруг неё существует (Анаксимандр). Таким образом сложилось первое естественно-научное представление об устройстве Мира, где мы живём.
       Далее, усилиями Евдокса Книдского, Каллиппома  из Цизикуса,  Геппарха и Аристотеля (ну то, что мы вроде как знаем) была худо-бедно разработана концепция-теория о геоцентрическом устройстве всего мира: система мировых сфер.
       Клавдий Птолемей - несомненный гений (!!!) - во 2 веке нашей разработал механический вид  геоцентрического устройства мироздания! Эта система, модель, теория описывала всё, что происходит на Небе в то время: видимое движение планет, расчёт их положения в будущем, солнечные и лунные затмения и т.д. и др. Система мира Птолемея удовлетворяла все запросы астрономов в те времена. Хотя и была весьма сложной.
       Совокупность этих достижений  можно охарактеризовать как "первую глобальную (т.е. общую) естественно-научную революцию"! У человечества появилась некая целостная Картина Мира! Есть Земля. Вокруг неё всё вращается по определённым, известным закономерностям...
       Кстати, книга Птолемея называлась " Великое математическое построение астрономии в ХIII книгах" ( в переводе на арабский язык эта книга называлась "Альмагест").
       Вторая глобальная естественно-научная революция началась с отрицания концепции  Аристотеля: Земля не есть центр мира! Центром мира является Солнце!
       Переход от геоцентризма к гелиоцентризму. И вообще: помимо Солнца есть ещё куча звёзд и там могут быть такие же миры - полицентризм!
       Математическое обоснование (опору) эта вторая  "революция" получила в работах Исаака Ньютона (1643 - 1727). "Математические начала  натуральной философии" (1687).
       В основе третьей глобальной естественно-научной революции"  лежали работы Альберта Эйнштейна с его "Специальной теорией относительности" (1905) и "Общей теорией относительности" (1907-1917), Макса Планка о квантовании света (1900) и вещества и много кого ещё, кто разработал  понимание строения атома и атомного ядра.
       Четвёртая глобальная революция с переходом в пятую происходит в наше время. Возникает понимание единства Вселенной и микромира (микропроцессов), происходит единение Общей теории относительности Эйнштейна и Квантовой теории строения вещества и света. Решаются проблемы устройства и возникновения Вселенной.
       Пятая глобальная естественно-научная революция "вертится" вокруг стремления  понять и воспроизвести человеческий разум! Создать Искусственный интеллект. Информационная революция.
       Человек станет лишним в этой Игре? 

      "Путь абсолютного познания" http://proza.ru/2020/07/13/1301
      "Важнейшая задача современного познания" http://www.proza.ru/2014/07/16/848
      "К истинному познанию природы" http://www.proza.ru/2014/11/14/1851
      "Восприятие человеком окружающего мира"  http://proza.ru/2015/08/21/1147