II. - Пора переименовывать? Или как?

Нил Крас
Возвратимся к мемориальной доске. Исходя из того, что' я писал о ситуации вокруг истории о Героине Советского Союза Л. С. Ратушной, допустимо исчезновение  мемориальной доски со стены дома, что ныне — на месте того, в котором будущая Героиня проживала, расценить уже как звоночек (наверное, не первый), вне зависимости от того, перестала ли доска только быть видимой или же — перестала существовать вообще. Кто нажал на кнопочку — не могу сказать, но то, что импульс исходил из Службы безопасности Украины — само собой разумеется.
Более того, я имею основания предположить, что первоисточником тут явилась  статья кандидата исторических наук С. Гула, написанная по мне совершенно не ясным побуждениям (не инспирированная ли СБУ?) -  «Твін-Пікс» по-вінницьки або хто вбив Лялю Ратушну? 9. Маі 2021 (1) Facebook .
Не писал же он её, чтобы вызвать меня на дуэль и во время схватки выведать, каким оружием (доказательствами) я обладаю и в какой степени им владею.  Он ведь — Homo sapiens – человек разумный в буквально смысле этого слова. И понимал, чем всё это может закончиться.

Уже во время его работы в «Музее Винницы» он мог убедиться, чем завершались мои поединки с Музеем. Достаточно было ему почитать (и он же таки читал!) мою статью Об имидже города, городском просторе и прочем вздоре (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). После неё уже никто даже не вспоминает о «Музей Вінниці: гра в асоціацію», а затейница этой игры… Та, верьте или нет, сделала дяде директору Музея А. Федоришену ручкой. Невосполнимая потеря: затейница во время так называемых реконструкций всегда изображала обаятельную и чуткую к людским страданиям сестру милосердия.
Кто теперь будет оказывать первую доврачебную помощь С. Гула, прошитому остатками глиняных пуль, которые он выпускал в сторону сомневающихся в подпольных деяниях и случайной смерти Л. Ратушной, по ошибке думая, что строчит смертоносными боевыми зарядами? Рикошетом эти мнимо-смертоносные схемы-свидетельства-доказательства отскакивали в дом, когда-то построенный Борухом Мошковичем Львовичем. В дом, уступающий своими возможностями для защиты даже от таких (глиняных) пуль и отколовшейся штукатурки не только бетонированным ДОТам или деревоземляным ДЗОТам, но и ветхой землянке, в которой, как вы ещё, надеюсь, помните, проживал со своей старухой рыбак из сказки о нём и золотой рыбке когда-то известного и почитаемого в Виннице Александра Сергеевича Пушкина.

Не хватит пальцев на обеих руках, чтобы перечислить, на чём и в каких местах ожёгся кандидат исторических наук С. Гула (вместе со своими референтами из СБУ).
Но, клянусь полным собранием моих нетленок о Виннице, я ни тогда, в августе 2021-го, ни сейчас не пойму, почему С. Гула взялся за сей поистине сизифов труд. Почему начал катить на гору в винницкой Тартаре тяжёлый камень множества придуманных доказательств, «свидетельств» и россказней «очевидцев» по скользкой дорожке, выстланной непрочной мягкой древесиной л и п ы,  не зря обозначающей - на упорядоченном А. С. Пушкиным языке - также фальсификации и подделки? Почему не поискал свои аргументы, а обнародовал подсунутые ему в СБУ некоторые неуклюже сварганенные документы?

Один - единственный пример, хотя такие есть ещё. Как какое-то откровение С. Гула представляет размалёванную план-схему - "приложение к объяснениям Ворониной Т. Ф. и Куликова В. В.": I. Споры вокруг жизни и смерти героини Л. Ратушной (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . Т. Ф. Воронину я не знал даже только по фамилии, а вот с Владиславом - сыном автора «Свидетельств очевидца» - был бегло знаком, виделся с ним в доме его родителей. И с моим другом, младшим братом Владислава — Дмитрием, бывал в построенном Владиславом собственном доме по тогдашней ул. К. Цеткин — ныне Р. Скалецкого. Он был пристрастен к водке ещё в моё студенческое время - до 1961-го года, а в 1985-м году — ко времени составления означенного плана-схемы — превратился в законченного алкоголика. Ровно в 60 лет, в 1984-м году вышел на пенсию.
[В прошлой статье я ошибочно указал его год рождения: вместо 1924-го — 1926-й; его призвали в армию в 1944-м — и я подумал, что — 18-летним, упустив из внимания то, что раньше - из-за оккупации - мобилизация не могла произойти.
Последние тридцать своих трудовых лет Владислав Васильевич служил отоларингологом в Областной больнице им. Пирогова.]

Но всё равно — будь Владислав даже в состоянии белой горячки на допросе у начальника следотделения УКГБ УССР по Винницкой области В. С. Погорелова, сработавшего эту «акварель», подобного бреда он бы сочинить не смог. Я об этом писал в означенной выше статье и не могу успокоиться до сих пор. Дело уже не в кагэбисте-акварелисте, представившем начальству халтуру или намеренную (для чего только?) фальсификацию. Дело в С. Гула, которого я укорял, обвиняя в вопиющей халатности (пожелаете узнать детали моего «нагоняя» - обратитесь к статье).

По памяти тогда - 19.08.2021 - я нарисовал свой план этого участка города (см. там же). Но «заверить» его не у кого было. Поэтому я понимаю тех, кто  начальнику следотделения в 1985-м и зам. директора «Музея Винницы» - остепенённому профессионалу-историку в 2021-м поверили, а «підтоптаному злиднями та віком» пенсионеру-медику,  выключая компьютер, только сочувственно усмехнулись. [Вспомните-ка: „Выживает из ума дедушка, жаль ((“ Olexandr Vdovychenko - https://www.facebook.com/groups/vinnichane/, 13.05.2016. - Вiдсiч (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). А ведь с того мая месяца — сколько лет, сколько зим! И родившиеся в том году дети — в школу собираются… Поистине месяц май — роковой для моих оппонентов (А. Вдовиченко и С. Гула)!]   

И вот сейчас я могу добавить С. Гула за «службову недбалість» - Стаття 367 Кримінального кодексу України з Коментарями в новій редакції з останніми змінами на 2021 рік (kku.com.ua) - ещё парочку лет (см. окончание моей статьи, которую обсуждаю). «За що?», - возмутятся его сторонники. «За научно-преступную халатность, за легкомысленное отношение к фальшивкам КГБ, за, наконец, неуважение к своим читателям —  б ы в ш и м  (вот с этого момента) его поклонникам. К которым относился и я.

***

Фрагмент аэрофотосъёмки Винницы 1949-го года был передан в дар «Музею Винницы» в январе 2021-го года и находился в момент работы С. Гула над его «убийственно доказательной» статьёй - «Твін-Пікс» по-вінницьки або хто вбив Лялю Ратушну? - VежA (vezha.ua) — уже четыре месяца в нескольких метрах от его служебного кабинета (от меня — несколько дальше: в 1779 километрах, или, понятнее, в 1.779. 000 метрах).
Теперь, хотя бы в этом отношении, наши возможности уравнялись. Сейчас я постараюсь объяснить карту, а вы потом поразмыслите, каковы - в сравнении - ценности материалов «Музея Винницы» и мои, игнорируемые учёными дамами и мужами Винницкого исторического общества, по их просвещённому мнению, писанина и чертёжики (эти и по другим темам).

Итак, на карте (6) представлена центральная часть города, ограниченная слева-вверху существующими и сейчас зданиями бывшей Городской думы (торгово-промышленной палаты) и гостиницы (тогда «Красная Винница»), справа-вверху — разрушенными гостиницей «Савой» и напротив неё - жилым домом, слева внизу — участком улицы Пушкина (Гр. Сковороды) ниже существовавшего здания бывшей Двухклассной городской школы (в год съёмки - библиотеки медицинского института), справа-внизу — бывшей гостиницей «Бельвю» (редакцией областной газеты “Вінницька правда”) и участком улицы Козицкого (Н. Оводова), ведущим к старогородскому (тогда — понтонному) мосту через Южный Буг.

Надеюсь, что вы уже сориентировались на местности и мне можно переходить к интересующим нас объектам, среди них -  к представленным на «историческом» плане-схеме Управления КГБ Украины по Винницкой области и «Музея Винницы», принявшего фальшивку за истину, подделку - за выдаваемое как настоящее, и так далее.
Увы, карта аэрофотосъёмки находилась где-то более 70 лет и складирована ныне в молодом ещё (только лишь годовалом) «Музее Винницы» не в специальном хранилище-термостате при температуре ниже, чем +13 градусов по Цельсию. Что было бы идеально, так как при температуре выше + 24-х градусов по тому же Цельсию фотослой начинает разрушаться (а последние два лета, не мне вам напоминать, были жаркие до упарки). Но нашему всепроникающему взору удалось всё-таки различить на представленной карте важные для обсуждения объекты.

Таким образом, под нулевым номером (красного цвета) — бывший Сквер прессы (сейчас — часть Площади Независимости). Под номером 1 — другое бывшее здание Двухклассной городской школы, а потом — спортивного (с аудиторией) корпуса медицинского института. Под номером 2 — уже упоминавшееся здание бывшей Двухклассной городской школы (библиотеки медицинского института). Под номером 3 — тропа, протоптанная в травяном покрове большого двора с улицы Пушкина и далее вокруг здания, где располагались ремонтные мастерские Комбината бытового обслуживания, на улицу Козицкого [см. подробнее: Баккушан наоборот (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) и - ниже].

Под номерами 4 и 5 — дом №3, в котором проживала семья В. Я.Куликова. Им принадлежала как раз половина, которая ближе к тропе, вторую половину (что нумерована мною цифрой пять, хотя дефект плёнки не совпадает с условной разделительной линией между половинами дома) занимала семья, о которой у меня мало сведений (см. ниже). Обе половины составляли один цельный дом и, повторяю, как бы щель между ними — дефект плёнки. Вы увидите этот дом ещё на другой фотографии, которую я, возможно, рассматривал и ранее, но не придал ей особого значения. А в этом доме в период оккупации города вермахтом происходили знаменательные события, которые, кстати, сам Василий Яковлевич представил нам как совершенно не интересные. Он оказался весьма скрытным (по частично ясным и частично предполагаемым мною причинам) человеком и умолчал о подробностях своей частной практики (фактически, почти её не касался), гостевания в его квартире многих немцев, обслуживания гостей его супругой Наталией Ивановной, жизни детей (что делали, кроме как ходили в школы - какие? - его старшие дети, особенно сын Владислав), и ещё очень даже о многом друго'м.

На отмеченном номером 5 участке (верхней части его) располагался дом, в котором проживала после освобождения города семья военпреда 45-го завода, но чётко выделить его мне не удалось. А дом я хорошо помню: он располагался, отделённый заборчиком от тротуара, несколько глубже дома Куликова, был из красного кирпича; перед домом был мизерный огородик (клумба?), а к входу в дом вела пристроенная небольшая лестничка на 3-4 ступеньки. Стоя у калитки, я несколько раз беседовал с военпредом, его женой. У них было, кажется, двое маленьких детей (один ребёнок?). Военпред - я уже писал - умер молодым, жена с детьми покинула Винницу.

У дома В. Я. Куликова был значительно больший огородик, отделённый заборчиком. На карте — в сторону тропки (3) и также - за домом. К дому с правой - если смотреть с улицы - его стороны (опять же - в сторону тропки) была пристроена вместительная застеклённая веранда с лестницей, из веранды дверь вела в коридор с рядом комнат. Я бывал только в первой, по правую руку — Дмитрия.

Дворик дома военпреда отделялся высокой каменной стеной от двора (6) с хозяйственными постройками, в части которых одно время (1947) располагалось «подпольное» общежитие медицинского институт (см. рассказ об этом тут: Винницкий мединститут. XVI-й выпуск врачей, I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).
Цифра 7 - над замысловатым по архитектуре 2-3 и 4-хэтажным зданием, в котором располагались в 1949-м году администрация медицинского института и (на первом этаже) аптека №1 [главный вход в здание был с улицы Ленина (Соборности), на ведущих к массивным дверям с большими латунными (медными) ручками, на сероватого цвета гранитных ступенях выделялась вставка из красного камня: А П Т Е К А ]. Этот дом хорошо видно на коллажах в «Моей Виннице»: Моя Винница в иллюстрациях фото 09. 18 (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) — справа вверху и Моя Винница в иллюстрациях фото 28. 36 (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) — слева вверху.

Гостиница Бельвю (8) видна тут: Моя Винница в иллюстрациях фото 01. 08 (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) — справа внизу. Я обозначил её на карте только потому, что через один дом ниже (в сторону центрального моста через реку Южный Буг, по снимку — правее) проживала до переезда в дом №3 по ул. Пушкина семья Куликова. Дом был в плохом состоянии ещё во время войны: он был построен над пустотами - в Виннице их называли «катакомбами» - но строители об этих погребах с ходами между ними, по всей вероятности, часто не знали. Теперь на том месте уже несколько десятилетий — лёгкие строения.

Я ограничиваюсь только этими указаниями, не показываю, где - другие дома (например, по улице Ленина), чтобы ещё более не затруднять восприятие сей, очень повреждённой временем карты. Ведь 99 и 9 в периоде процентов читателей не видели это место «живьём» в 1949-м году, почти ни единого из запечатлённых строений уже давным давно нет, а от Сквера прессы остались рожки да ножки. Да ещё не привычному - к рассматриванию подобных карт и тем более с дефектами - глазу отличить трещину от пустыря или прочего ничем не застроенного места, а иногда - и улицы — не просто.

***

И как вам не продемонстрировать моё открытие: дореволюционный вид дома Куликова по ул. Пушкинской №3?!
К этой фотографии (7) придана следующая подпись: «Подвір'я садиби в р-ні сучасної вул. Пушкіна. Фото з фондів Вінницького обласного краєзнавчого музею.» Для нас оно — бывшее Двухклассное городское училище, его правое крыло.
Фотографий училища (обоих его зданий) достаточно, чтобы получить представление о том, как они выглядели. А вот попавший в кадр дом (на заднем плане, на противоположной стороне улицы Пушкина) мне довелось опознать на фотографии впервые. «Живьём» я его видел не менее сотни раз, причём со всех сторон, входил в него, знал его жильцов. А вот теперь могу рассказать и, главное, показать его, потому что писал об этом доме я многократно. Даю его увеличенное изображение (8) и начинаю пояснять.

Дом продолговат и по дымовым трубам на крыше понятно, что состоит он из двух частей (имевших, вероятнее всего, уже тогда различных хозяев). Противоположная половина улицы Пушкина лежала ниже той, на которой построено здание училища с колоннами у входов слева и вправо (такой рельеф сохранялся и в моё время). Не видно не известно когда добавленного к дому пристроя (веранды) справа, о котором я писал выше. Входная дверь (со стороны улицы) - слева после войны была заколочена, а справа я не видел и даже не подозревал (видимо была замурована и заштукатурена). К Куликовым был вход справа через веранду, а к его соседям - другого не представляется - с обратной стороны дома, из сада. Ни соседей, ни их сада вспомнить не могу, несмотря на то, что хотя бы мельком кого-то из них и вход тот видел в одну из зим, когда деревья в саду стояли голыми.

А вот от деревьев, среди которых стоят люди, в моё время оставалось 3 - 5, не более. Слева ведь построили второе здание училища (будущий спорткорпус мединститута), перед которым как раз и находились эти остатки сада.

[«Телефонный справочник Винницы 1957-го года» сообщает наличие в этом доме двух абонентов: 1. Куликов В. В. - Пушкина 3  -  № телефона -  40-46 (обращаю ваше внимание, что В. В. - сын В. Я. Куликова Владислав; сам  Василий Яковлевич нередко решал оставаться в тени), 2. Блайвас М. Л. - Пушкина 3-а  -  № телефона - 22-48; этого человека я не знал.]

***

Представленного мною, считаю, вполне достаточно, чтобы ещё раз убедить вас в «отличном качестве» работы сотрудников КГБ образца 1985-го года (вот с такими умниками мне приходилось вести беседы в 1970-е -80-е годы в Казани, Тернополе и Москве).
[33-й год живу в Германии, 20 из них - в Кёльне. Здесь находится Федеральное ведомство по охране конституции Германии (нем. - Bundesamt fuer Verfassungsschutz, BfV) — спецслужба внутреннего назначения, или внутренняя контрразведка. Ни с одним из служащих сего ведомства ещё не пришлось познакомиться. А ведь я, в отличие от работы в СССР, допускался здесь полтора десятилетия проводить контроль охраны труда на закрытых предприятиях (оружейных, работающих с благородными металлами, в особых подземельях Госбанка - Deutsche Bank, где велась обработка денежных купюр, пр.) — обследовать их сотрудников. Предъявления удостоверения личности и подписи о неразглашении было достаточно. О мытарствах, навязанных так называемыми спецотделами вузов (филиалы - за закрытыми дверьми, оббитыми железом - КГБ), и вспоминать не хочется.]

Мне самому это не очень-то приятно, но прошу всё-таки вас вместе со мной посмотреть, как представил это же место в своей расследовательской публикации С. Гула: I. Споры вокруг жизни и смерти героини Л. Ратушной (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), как выглядит схема, которую ему вручили в архиве бывшего КГБ (там - фото 3), от которой осталось лишь мокрое пятно после сравнения её со схемой, представленной мною по памяти. Теперь же, после подтверждения моей схемы картой аэрофотосъёмки, от схемы, составленной начальником следотделения УКГБ УССР по Винницкой области В. С. Погореловым, сохранился лишь ещё один грязный след на несуществующем, по словам С. Гула, «Деле Л. С. Ратушной». Почему В. С. Погорелов в 1985-м году поленился дотащиться (пусть и пьяной походкой: на трезвую голову такую фантазию не сочинишь) от улицы Дзержинского до улицы Пушкина, чтобы хоть прикинуть на глаз, как это могло выглядеть — это я уже не спрашиваю. Но почему Сергею Гула вручили эту фальшивку, почему винницкий Пинкертон - Пинкертон — Википедия (wikipedia.org) - не отважился разузнать, как это место выглядело в 1944-м году у кого-нибудь из бывавших там до претворения коммунистами своего угрожающего обещания, провозглашённого в партийном гимне «Интернационал» ( «… мы разрушим до основанья, а затем…)?

До меня расстояние от Винницы (от кабинета С. Гула) «составляет» скорость прохождения е-mail. Я ещё никому не отказывал в ответе, разъяснении, сообщении источника материала. Но гипертрофированное чувство собственного достоинства и негласный запрет на общение с возмутителем спокойствия, сами понимаете… Уж лучше опереться на абстрактную живопись «акварелиста» Погорелова! Результат — пляма на мундире кандидата наук, заместителя директора «Музея Винниці» по научно-просветительской работе.  Очищаться придётся долго. Пока я буду напоминать: и его не имеющее оправдания высокомерие, и псевдонаучность - необоснованность его утверждений, и пр.
 
Но в этот раз особо зол я на С. Гула, потому что эта карта аэрофотосъёмки лежала почти что рядом с кабинетом замдиректора. Это мне трудно было к ней подобраться. Ему же — сделать несколько шагов.
Такая вот нетребовательность к себе, неряшливость в составлении претендующей на шик и оригинальность - «Твін-Пікс» по-вінницьки ...» - статьи о принципиально спорной странице винницкой истории.

С. Гула всё ещё не определил свою линию поведения. 9 мая 2021-го года в ток-шоу «На часі» с Олегом Семко (Телеканал ВІТА) он справедливо подмечает, что архивы составляются людьми (под этим как бы нейтральным выражением значится, по моему мнению, понимание того, что при комплектовании архивов возможны ошибки, подделки и исчезновение документов), что необходим - для выяснения истины - перекрестный анализ архивов, объясняет ещё многое весьма логично, последовательно, связано, а всего через два дня — 11-го мая 2021 публикует эту примитивную по доказательствам, бессвязную по логике оценки фактов статью! В которой  науки и просветительства — ох как маловато! Никаких выводов, например, по приводимым им же сведениям о творившемся в библиотеке медицинского института! Выводов, напрашивающихся, молящих об их обнародовании и хотя бы попытки толкования! И так далее: смотрите мои рассуждения в выше означенной статье о Л. С. Ратушной.

[Я просто не могу на этом остановиться. Слова С. Гула - «архивы составляются людьми» - вызвали у меня ассоциации с порядками в архивах Винницы. Молодые люди, вероятно, не смогут ничего сказать, услышав или прочитав имя Юлиана Семёнова. А ведь по его роману «Семнадцать мгновений весны» был поставлен феноменальный 12-серийный художественный телевизионный фильм. Такого переполоха от кинофильма не видели до и с того 1973-го! Навряд ли увидят ещё когда-либо!
О  Ю. Семёнове  - несколько цитат. Отсюда: Семенов Юліан Семенович — Вікіпедія (wikipedia.org) -  «… Семёнов досить добре розмовляв українською мовою» и «Уся команда авторів фільму «Сімнадцять миттєвостей весни», окрім автора Юліана Семенова, відзначена державними нагородами.» Почему — узнаете, почитав его биографию на украинском языке или здесь: Семёнов, Юлиан Семёнович — Википедия (wikipedia.org). На этой, русскоязычной, странице есть такое утверждение: "Семёнов профессионально работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем»". Может быть, так вам лучше запомнится значение (сохранение, доступность) архивов, о чём я - вам более известный (но для вас же несравненно менее авторитетный, чем создатель романа о Штирлице, Мюллере, Бормане и иже с ними) - автор статей о реальных личностях любимой всеми Винничины - постоянно твержу.]

Возвратимся к верно (теоретически) понимающему роль архивов для исторических расследований, возможное наличие в архивных джунглях различного рода терний на пути к истине — к С. Гула. Увы, это — его красивые слова, а действия его были совсем иными.
И общее его кредо меня смущает. Смотрите сами.
Чего стоит сие, по его мнению, наверно, очень патриотическое заявление на собственной странице в FB: «29. April 2022 · Маасковская (і не тільки) пішла, забравши попід ручки Горькава! З почином! Перший транш є) To be continued...»?
На мой взгляд, так может выражаться только малообразованный подвыпивший человечишка, которого водка мотает с одной стороны на другую бывших улиц Винницы — Московской и Горького  …
Но это ведь публичное заявление культурного и учёного просветителя! Ужас! Проведенная будто бы «деколонизация» и связанные с ней переименования топонимики — позор, который в свободных и демократических странах не поняли и не поймут. Там никогда ни Достоевского, ни Толстого и даже Горького, якшавшегося с деспотом-«вождём всех народов», не считали виновными за действия, к которым они не призывали и в которых сами не принимали участия.

[И снова отклонимся в сторону, вернувшись к архивам.
Приведу один абзац из моей прошлой статьи:
«Я с ужасом обнаружил, сравнивая различные «чистосердечные признания» пленённого немецкого старшего лейтенанта Эрвина Бингеля, что его россказни (представленные советской стороной на Нюрнбергском процессе в качестве обвинительного материала!) написаны им хотя и собственноручно (есть их фотокопии), но с приставленным к его виску чекистским пистолетом или просто переписаны с придуманного - за и для него - самими стражами партии.
И я был потрясён, увидев почерк хорошо знакомого мне винницкого адвоката Л. А. Шаина на сфабрикованном НКВД описании расстрела винницких евреев (http://www.proza.ru/2015/01/27/96; http://www.proza.ru/2017/07/15/276). Никакого расстрела, кроме жены и сына в собственном дворе, Л. А. Шаин никак видеть не мог, потому что, сумев убежать, просидел он всю оккупацию в тайнике, что спасло ему жизнь (http://www.proza.ru/2009/08/14/42, глава «Еврейский вопрос»): Лицо германского национал - социализма (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

Интересно, что как раз перекрестным анализом архивов, о котором упоминает  С. Гула, я открыл великую ложь, которую сконструировали сотрудники НКВД, опубликовавшие и дотащившие до Нюрнбергского процесса так называемые свидетельства Э. Бингеля. Пытаясь перевалить вину за расстрелы мирных жителей в годы Большого террора, секретные захоронения которых были вскрыты во время оккупации, они раздвоили Э. Бингеля: первый из них видел своими глазами расстрелы у этих могил в Парке им. Горького, второй (по другим его же свидетельствам) находился  в этот же день далеко от Винницы. И многое прочее, что приучило меня ставить под сомнение любую информацию, исходившую из недр НКВД - КГБ.]

Как может это у С. Гула сочетаться? Слушаешь выступления С. Гула, представленные на сайте “Музея Винницы”, с одобрением думаешь, что перелом в Украине близок. Всё - «с чувством, с толком, с расстановкой». Как наказывал своему слуге управляющий в казённом [то есть, в государственном] доме Павел Афанасьевич Фамусов (Комедия в стихах «Горе от ума» «деколонизированного» в Виннице А. С. Грибоедова, 1795-1829). Почитаешь же написанное замісником директора комунального закладу “Музей Вінниці” — спрашиваешь себя: доколе будет такое продолжаться?

[Жаль, что в означенном выше ток-шоу, продолжавшемся 33 минуты, донельзя вежливый Олег Семко задал С. Гула, наверное, не менее 33 вопросов, постоянно прося ответить на них коротко. Но ответы требовали рассуждений — и С. Гула вынужденно «себя смирял, становясь на горло собственной песне» (цитата из поэмы «Во весь голос» ещё одного «деколонизированного» в Виннице поэта - В. В. Маяковского, 1893-1930). А я хотел бы выслушать его до конца — говорил он правильные слова. И вёл себя выдержанно по отношению к О. Семко, который превратил тематическую беседу в «Вечер вопросов и ответов» в сельском клубе. Только один раз деликатный во всём С. Гула был явно фраппирован (ошеломлён): это когда О. Семко вложил в одну обойму с  вопросом об И. Бевзе и Л. Ратушной также и ... З. Космодемьянскую. Вот тут-то С. Гула несколько не сдержался, правда, лишь в  т о н е  ответа (надо только хорошо прислушаться). Честно сказать, и я в этом месте вздрогнул, подумав, а почему в сим ассорти нет Робина Гуда: тоже ведь партизан из леса? Мне бы и тут выдержку С. Гула, но моя язвительность выпрыгнула первой…] 

На деле, а не на словах у С. Гула, ну, как бы вам понятнее объяснить …
Вот есть у «деколонизированного» И. А. Крылова (1769-1844)  басня  «Три мужика» (1830), а в ней — нравоучительное заключение, которое гласит: «Иному, до чего нет дела, о том толкует он охотнее всего...». Описывает С. Гула в подробностях происходившее в здании библиотеки медицинского института в годы оккупации, основываясь на материалах, которые он получил в винницком архиве СБУ.  Досконально, как ранее никто до него, повествует о том, что можно было бы смело назвать «Репортаж из винницкого борделя для служащих вермахта». Но, словно строгий пуританин, избегает С. Гула даже намёков на «та-ко-ое!». Мол, это не моё, историка, дело; я вам не полиция нравов: рассказал — фантазируйте на эту тему сами!

Вы можете мне возразить: «Откуда же ему знать, что' происходит в борделях?». Отвечаю:  «При логическом рассуждении можно было бы сделать немаловажный для темы его статьи вывод, даже не имея никакого опыта личного посещения подобных заведений.»
[Я вот в «Музее Винницы» не бывал, а многое могу о нём рассказать (не только о нахождении там карты аэрофотосъёмки города). Я, например, предсказал его размещение в этом здании, когда нынешний директор этого всего-то год существующего за'кладу, был простым экскурсоводом и только страстно мечтал о создании «Музея Винницы — временной столицы УНР». Не утверждаю, что в результате моих возражений (типа: временная столица - это лишь три коротких эпизода, ничего не значивших ни для Винницы, ни для скукожившейся тогда Украины до её части, именовавшейся УНР), но, как видите, названию музея на бывшей Ерусалимке всё-таки провели обрезание. Насколько он будет иудейским (как Винница в XVIII-м, XIX-м и первой половине XX-го столетий) — покажет время.
Более того, я уже заявлял, что при такой концепции экспозиций музея можно с размещением его в усадьбе Б. М. Львовича смириться. Кое-где надо и уступить, тем более, что музей вырисовывается даже совсем неплохой. Лишь бы здание не изувечили «новым простором».]

[Ещё одно интересное замечание в связи с упоминаемым в ток-шоу С. Гула о сотрудничестве украинских историков с западно-европейскими коллегами. Действительно, таковое существует, но, как бы это выразить не обидно для моих нынешних соотечественников: в основном, на финансовой базе.
До сих пор крупные немецкие концерны ощущают свою вину за содействие нацистам в их злодеяниях. И — спонсируют различные (в том числе научные) проекты во благо, в частности Украины. Я уже писал об одном из таких фондов, управление которого находится в Кёльне - Startseite : Fritz Thyssen Stiftung (fritz-thyssen-stiftung.de), Фонд Фрица Тиссена (kharkiv.edu). А проект, в котором С. Гула принимал участие, финансировался Фондом Фольксваген. Организовывала работы с немецкой стороны (всего одна публикация автора из ФРГ) проф. Tanja Penter из университета города Хайдельберг. Об этом вузе и о всём прочем, что я бы вам рекомендовал прочитать, чтобы лучше понять различные аспекты этой моей статьи, я писал тут: Бессилие служанки в объятиях охранки (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).  Формально — это была рецензия на сборник "Насильство над цивільним населенням. Вінницька область. Документи органів держбезпеки. 1941-1944 / упоряд.: В. Васильєв [та ін.]. Київ : Видавець В. Захаренко, 2020. 564 с. Но в ней есть и многое другое (как, впрочем, и в самом сборнике, где представлены не только «Документи органів держбезпеки»).

В августе 2021-го года я говорил по телефону с проф. Пентер, которую просил помочь мне наладить взаимопонимание с роднёй Ф. Маргенфельда. Она - одна из редактировавших означенный выше сборник - не получила, как оказалось, сообщение из Киева-Винницы о том, что ещё в мае того года вышла моя рецензия (по моим данным, до сих пор — единственная рецензия на этот сборник). И, не зная этого, прислала мне текст сборника как образец успешной совместной работы с Украиной. Ответным сообщением с приложением ссылки на мою рецензию я её, конечно, удивил.

То есть, как В. Васильев, так и С. Гула, пр. продемонстрировали: а) своё высокомерие, б) своё неуважение по отношению к спонсорам и коллегам из Германии. Конечно, в научных исторических кругах Украины и Винницы я — нуль, но, может быть, в других местах мыслят несколько по другому? Недавно мне пришлось представить доказательство этого: Всё течёт, всё меняется (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .

Само собой разумеется, что о Л. Ратушной в этом сборнике не упоминается. По внешней, что ли, стороне дела, можно оправдать и отсутствие материалов о Л. Ратушной тут:  "«ВІННИЧЧИНА В РОКИ ДРУГОЇ СВІТОВОЇ ВІЙНИ до 80-річчя початку німецько-радянської війни Вінниця • «Нілан-ЛТД» • 2021." и тут: "Тетяна Кароєва ВІННИЦЬКІ БІБЛІОТЕКИ ПІД ЧАС НАЦИСТСЬКОЇ ОКУПАЦІЇ МІСТА У 1941–1944 РР (стр.145-152)."]

Вообще, коль мы уже перешли на лирику, моё отношение к А. Федоришену не менее гибкое, чем его тактика по реализации юношеской мечты по организации музея, возможно, во многом иного, чем пришлось, но зато именно там, где грезилось, и занять кресло, которое ему - мне-то ясно - принадлежит  п о  п р а в у. В прошлом году прослушал его выступление в связи с переносом Мемориала славы. В некоторых местах изложение истории возникновения и прирастания могилами и монументами этого кладбища в когда-то детском парке, аргументация необходимости ликвидации сей абсурдной ситуации, прочее — просто высший пилотаж. Директор «Музея Винницы» оказался, как говорят немцы, lernfaehig, а американцы — educable, то есть, способным к обучению. Что есть очень важным … для меня (в связи с моим давним предсказанием его карьеры). Всё, кроме одного, идёт по «моему плану». Почитайте мои давние статьи. (Но и диссертация будет скоро защищена.) 

[Вспомните своих одноклассников, однокурсников, с которыми вы встречались по случаю юбилеев окончания этапов вашего с ними образования. Не поражались ли вы топтанию на месте одних и огромным прогрессом в развитии
других? Ещё как! По этому поводу есть немало грубых выражений. Но директор «Музея Винницы» никогда не прибегал к вульгарщине — и я последую его примеру, напомнив вам тут слова лирической песни И. О. Дунаевского и поэта М. В. Исаковского (к счастью, в числе колонизаторов Винницы не значившихся) из маскарадного кинофильма «Кубанские казаки» (1949): «Каким ты был, таким' остался». Это — о некоторых ваших однокашниках, никак — о директоре. Теперь понятнее?]

И - это я хочу особо отметить - в «Музее Винницы» постепенно формируется коллектив квалифицированных специалистов. Кто уходит сам, понимая, что эта работа ему, по каким-то соображениям или по изменившимся семейным обстоятельствам, не подходит, других приглашают, выбирая по деловым и человеческим характеристикам. Пришедшая недавно опытнейшая сотрудница - из последнего поколения, получившего образование в педагогическом институте  Винницы ещё в советское время. У меня нет конкретных доказательств, но есть впечатление того, что приобретенные тогда знания - более глубокие и широкие (в общем и специальном наборе, необходимом для историка), чем те, с которыми вышли из того же виш'а их более молодые коллеги. [Как неблагозвучно произносится и ассоциативно плохо воспринимается написанное «сокращение»: высшее учебное заведение - виш (укр. звучание - выш) — будто бы аббревиатура  украинских слов «вищий навчальний заклад» Но  “Академічний тлумачний словник української мови” определяет: “АБРЕВІАТУ'РА, и, жін. Слово, що становить скорочення двох або кількох слів.” Какое же это сокращение? Нашёлся ответ на мой вопрос: "Це скорочення слів “вища школа”. И я — хотя по-русски и по-украински «высшее учебное заведение» - понятие более узкое, чем  «высшая школа», в которое входят, например, и колледжи (главное, чтобы за спиной было законченное среднее образование), и вроде бы даже «высшая школа верховой езды» — спорить не стал. Только (конечно, в уме) спросил: “ Педвиш, ти добре вчиш?”].

Сравнивать, однако, знания проф. Ю. В. Легуна или новой сотрудницы «Музея Винницы» со знаниями их молодых коллег было бы неправомерно: практический опыт, как и чистое образование, тоже ведёт к накоплению знаний. Но образ мышления, технология, так сказать, исторических розысков, и др.  у этих поколений различаются. Не в пользу молодых…

Далее я расскажу вам об истории дома, в котором проживала Ратушная с сестрой и дочерью. К сожалению, того листа карты, где был изображён этот дом, в запасниках музея не оказалось. Но я вам постараюсь объяснить, почему предположил, что се'мьи Ратушной и Куликова были между собой знакомы. Как минимум, с весны 1942-го года, когда - после второго массового расстрела евреев Винницы - Куликовы въехали в дом №3 по улице Пушкина, располагавшийся фактически в одном дворе с домом Ратушных.

Продолжение: http://proza.ru/2023/02/26/1789.