О свободе воли...

Александр Ивашкевич
       Человек  скорее есть  то, куда он попал по жизни и какую роль, функцию он должен, ему приходится  выполнять по тем или иным обстоятельствам,  чем то, что, якобы, в него заложено изначально при рождении как в некую свободную личность от природы, от бога и кем он, как бы, является - должен являться - на пресловутом  "самом деле"... Вся история человечества свидетельствует об этом. Но всегда находятся недоумки, которые фанатично верят в "свободную волю" человека.
       Человек попадает в "колею", по которой он движется и реализуется... Наш гениальный поэт Владимир Высоцкий достаточно точно отразил это в своей песне про "Колею..."
       Если человек попадает на войну - он становится солдатом. Если в тюрьму - то преступником или надзирателем. Если в театр - то актёром или режиссёром. Если в науку - то учёным. Если в спорт - то спортсменом или тренером... И так далее.
       Бытие определяет сознание!!!
       Я что хочу сказать? А то, что есть пути, дороги, тропы, колеи жизни, в которые попадает человек по неведомым нам причинам и в этих тоннелях человек становится тем, что он есть! Не человек сам по себе становится тем, что он есть, а пути, треки, обстоятельства его движения по жизни делают из человека того, чем он становится! Не рождаются героями  или  преступниками  - ими становятся по жизни!!!
       Древние индусы это поняли по своему и придумали для себя систему каст... Мне это не нравится и даже отвратительно. Но, они так живут тысячи лет... Значит это почему-то им надо!?
       Некоторым людям везёт: их природные наклонности и способности подходят к той колее, в которую они угодили. Но, зачастую, это не так... Судьба?
       В 1971 году был проведён очень интересный психологический эксперимент. Стэнфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, произведён в Стэнфордском университете американским социальным психологом Филиппом Зимбардо.
       Этот эксперимент представлял собой психологическое исследование реакции людей  на ограничение свободы одних и придание другим людям власти над ними, посредством создания условий тюремной жизни и на влияние на них навязанной социальной поведенческой модели - ты есть либо  "зек", либо  "начальник" априори. Дальнейшее изложение по материалам Википедии.
       Добровольцы играли роли  заключённых  и охранников и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключённые и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, люди реально стали быть теми или иными. Возникла опасность!  В каждом третьем "как бы" охраннике обнаружились садистские наклонности, а "как бы" заключённые стали морально травмированы. По этическим соображениям эксперимент был закончен раньше времени.
       Хотя... В 2018 году появилась информация о том, что эксперимент был постановочным. Французский экономист, социолог и режиссёр Тибо Ле Тексье, собиравшийся снимать документальный фильм об эксперименте, обнаружил в архиве Стэнфордского университета рабочие записи о нём и вместо фильма написал книгу "История одной лжи", а американский писатель Бен Блум опубликовал на сайте Medium подробную статью с аргументами, которые, по его мнению, опровергают результаты эксперимента. Чёрт его знает!? Мне кажется, что всё было чисто научно - люди превратились в те функции, которые они должны были выполнять по сюжету этой конкретной жизни. Человек попал в "колею" и стал тем, что должно быть в этой колее! Я лично это ощущал, работая проводником на поезде Алма-Ата_Москва в Студенческом отряде проводников (СОП).
       Группу, состоявшую из двадцати четырёх молодых мужчин, поделили случайным образом на "заключённых" и "охранников". Заключённым потом казалось, что в охранники берут за высокий рост, но на самом деле их честно набрали по жребию, подбрасывая монету, и между двумя группами не было никакой объективной разницы в физических данных.
       Условная тюрьма была устроена на базе кафедры психологии Стэнфорда. Лаборант-старшекурсник был назначен "надзирателем", а сам Зимбардо — управляющим.
       Зимбардо создал для участников ряд специфических условий, которые должны были способствовать дезориентации, потере чувства реальности и своей самоидентификации.
       Охранники получили деревянные дубинки и униформу военного образца: и то и другое они сами выбрали в магазине. Кроме того, им выдали зеркальные солнцезащитные очки, за которыми не было видно глаз. В отличие от заключённых, они должны были работать по сменам и возвращаться домой в выходные, хотя впоследствии многие участвовали в неоплаченных сверхурочных дежурствах.
       Заключённые должны были одеваться только в намеренно плохо подобранные миткалевые халаты, без нижнего белья, и резиновые шлёпанцы. Зимбардо утверждал, что такая одежда заставит их принять "непривычную осанку тела" и они будут испытывать дискомфорт, что будет способствовать их дезориентации. Их называли только по номерам вместо имён. Эти номера были пришиты к их униформе; от заключённых требовали надевать на голову туго сидевшие колготки, чтобы изобразить бритые головы новобранцев, проходящих начальную военную подготовку. Вдобавок каждый из них носил на лодыжке небольшую цепочку — как постоянное напоминание о своём статусе заключённого.
       За день до эксперимента с охранниками провели краткий инструктаж, заключавшийся в запрете на любое физическое насилие. Им вменили в обязанность совершать в произвольном режиме обход тюрьмы.
       Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Охранники применяли садистские методы и оскорбления в отношении заключённых, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.
       После спокойного первого дня на второй день вспыхнул бунт. Охранники добровольно вышли на сверхурочную работу и без вмешательства исследователей стали подавлять мятеж, используя против заключённых огнетушители. После этого инцидента охранники пытались разделять заключённых и стравливать их друг с другом, выбрав "хороший" и "плохой" корпусы, и заставляли заключённых думать, что в их рядах есть "информаторы". Эти меры возымели значительный эффект, и в дальнейшем возмущений крупного масштаба не было. Согласно консультантам Зимбардо (бывшим заключённым), эта тактика была подобна используемой в настоящих американских тюрьмах.
       Подсчёты заключённых, которые изначально были задуманы для того, чтобы помочь им привыкнуть к идентификационным номерам, превратились в часовые испытания, в ходе которых охранники изводили заключённых и подвергали физическим наказаниям, в частности заставляли подолгу совершать физические упражнения.
       Тюрьма быстро стала грязной и мрачной. Право помыться стало привилегией, в которой могли отказать, что часто и делали. Некоторых заключённых заставляли чистить туалеты голыми руками. Из "плохой" камеры убрали матрасы, и заключённым пришлось спать на голом бетонном полу. В наказание часто отказывали в еде.
       Сам Зимбардо говорит о своей растущей погружённости в эксперимент, которым он руководил и в котором активно участвовал. На четвёртый день, услышав о заговоре с целью побега, он и охранники попытались целиком перенести эксперимент в настоящий неиспользуемый тюремный корпус местной полиции, как в более "надёжный". Полицейский департамент ему отказал, ссылаясь на соображения безопасности, и, как говорит Зимбардо, он был зол и раздосадован из-за отсутствия сотрудничества между ним и полицейской системой исполнения наказаний.
       В ходе эксперимента несколько охранников начали превращаться в садистов — особенно ночью, когда им казалось, что видеокамеры выключены. Экспериментаторы утверждали, что примерно каждый третий охранник проявлял настоящие садистские наклонности. Многие охранники расстроились, когда эксперимент был прерван раньше времени.
       Впоследствии заключённым предложили «под честное слово» выйти из тюрьмы, если они откажутся от оплаты; большинство приняло это предложение. Зимбардо использовал этот факт, чтобы показать, насколько сильно участники вжились в роль. Но заключённым потом отказали, и никто не покинул эксперимент.
       У одного из участников развилась психосоматическая сыпь по всему телу, когда он узнал, что его прошение о выходе под честное слово было отвергнуто (Зимбардо его отверг, поскольку думал, что тот жульничал и симулировал болезнь). Спутанное мышление и слёзы стали обычным делом для заключённых. Двое из них испытали такой сильный шок, что их вывели из эксперимента и заменили.
       Результаты эксперимента были использованы для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая их поступки идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов.
       В психологии результаты эксперимента используются для демонстрации ситуативных факторов поведения человека в противовес личностным. Другими словами, ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности. Этим эксперимент похож на известный эксперимент Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказу вопреки своим собственным желаниям и таким образом становились сообщниками экспериментатора.

       "Эксперимент  Кэлхуна. Проблемы интерпретации."  http://proza.ru/2020/09/05/1119
      "Воля. Часть - 1."  http://www.proza.ru/2019/02/28/1906
      "Воля. Часть - 2." http://www.proza.ru/2019/02/28/1913
      "Что такое хорошо, а что такое плохо?" http://www.proza.ru/2016/07/20/1436
      "Выбор и воля"  http://proza.ru/2022/04/17/1608