У тебя есть я- и наша страна!

Ефим Златкин
- Наша  Анечка! Идише шинкейт( еврейская красавица), коп фун голд ( золотая голова)! И за кого выходит замуж? За этого шлемазэла( неудачник). Я понимаю – за директора магазина, заведующего продовольственным складом, за инженера, - посмотрела на Бориса-Лейбу, - на крайний случай, - за парикмахера, как ты, была бы левая копейка, а то за этого пи-са-ку! Это же голь! Чем он будет кормить своих  будущих детей? Газетной бумагой, нищенскими гонорарами или лозунгами: "Вперед! К победе коммунизма!" Так его даже ваши правнуки не увидят- бабушка Ита  не могла  сдержать своего возмущения.

  Мой будущий тесть   Борис-Лейба всё время  тарабанил пальцами по краешку стола. Он всегда так делал во время нервного  напряжения.

 Моя будущая теща Любовь Израилевна, тяжело вздыхая, разводила руки в стороны. Всё было написано на ее лице, мол, что я могу сделать?

 Я , конечно, не слышал, как отзывались обо мне мои будущие родственники, но догадывался.

Зато мой отец Давид мне прямо говорил в глаза:
- Не о  том пишешь! Двадцать лет прославляешь передовиков! Догнали Америку?
- А про кого писать?
- Про наш  народ!
- Батя, да   какие  герои твои евреи? Сам знаешь!Жизнь  так затукала, что не осталось ничего еврейского.
 - Ещё какие герои, что даже  такая  никчемная  жизнь не могла сломать.

 Батя мне каждый раз что-то доказывал, я спорил, а Б-г, видимо, смеялся?

 Иначе через несколько лет мы бы не оказались  в Шереметьевском аэропорту.
- Фима, ты понимаешь, что самые лучшие годы мы оставляем здесь, - нервничает дородная женщина.
- Бела, ты хочешь сказать, что впереди у нас худшие?-вопросительно смотрит на жену Фима.

-Не люблю, ой не люблю я евреев, - выразительно говорит мужчина славянского типа -  красавец с вьющими волосами.
- Даже здесь антисемиты! Злата, сядь на другую скамейку, - возмущается еврей с институтским ромбиком на пиджаке.

 А наш славянин, выждав пару минут, продолжает. - Ой, не люблю я евреев. Зато евреек… обожаю! Посмотрите,  какая моя   Фира – самая красивая!

- Роза! Сделай позу! Сфотографируемся в последний раз в Москве.
- Давай уже лучше в Тель-Авиве.
- Хочу на тебя смотреть и вспоминать, какая ты  была красивая в России?
- А шо    в Израиле буду хуже?...

Евреи  любят шутки? Не согнула их советская власть?
 
 Слушая их я понял,   что там, то есть в Израиле,  буду обязательно писать! Ведь неистощимый юмор моего народа – такая тема. Ничего не выдумывай, только слушай.
 
… И через 20 лет начал писать. Первая моя книга "От Михалина до Иерусалима",   Вторая – "Молитва в Михалине".
 Третья книга "Неизвестность по имени Жизнь".
 

- Скажите, почему вы продали Родину и уехали в Израиль? -  спрашивает у меня суровый мужчина на встрече читателей в Минске.

-Я даже не знал, где за нее давали деньги. Наоборот, сам заплатил за лишение гражданства и получение высшего образования.

- Так вы не продали Родину? - не отстает от меня,  видимо, бывший сотрудник органов?

- Коль за нее не получил ни копейки, значит, не продал, -  не могу не шутить.
 Вот приехал к вам, хочу спросить у власти, где моя пенсия? Работал до 43 лет и всё коту под хвост?
-  На вас там  и так доллары падали  с первого дня  золотым потоком.

  И я начал   рассказывать о том, как получив кучу денег в  аэропорту, назавтра больше половины  мы отдали   за съем квартиры.

 Деньги  уходили,как песок,сквозь пальцы. Уловив взгляд мамы на уменьшающую жменьку  разноцветных денежных бумажек , понял  что нужно срочно где- то начать подработку.Тем более , что до начала изучения иврита  в ульпане  оставалось  недели две.

- Хочешь на трубный завод?- спросил у меня  мой родственник Гена  Рохлин, с которым я   расстался   в аэропорту  Шереметьево, а встретился  уже в Израиле.

 - Да хоть к черту на рога!
- Смотри, не пожалей.

 Мой напарник- уроженец черной  Эфиопии. Молодой ,мускулистый.
- Один конец трубы поднимает он, второй- ты,- объяснил мне жестами бригадир участка,- понятно?

Мне то понятно,но как объяснить коленкам, чтобы они не подгибались от тяжести,
, а руки выдерживали ношу. Вспоминая все русские маты, я перетаскиваю трубу за трубой на другую сторону.…

 Отстояв полсмены, спешу   за всеми в столовую , но старший по ней ,  поднимает меня за шиворот  со стола. Оказывается, меня  ещё не  поставили   на довольствие?

 Уставший, голодный продолжаю  перетаскивать трубы.  Наконец,   заканчивается моя первая рабочая смена.
 Пришла  подвозка,  а в ней мне   нет  места:  обратно людей  возвращается больше, чем днем.

Д-а-а ,первая рабочая  ночь  стала для меня большим испытанием на прочность.  Я один остался на заводе, ходил  между станков,коротая время.  Вначале донимала жажда, потом- голод, потом холод…  Я , конечно был не маменькин сыночек, но никогда  столько напастей не  наваливалось на меня сразу.
 
 Утром  на рейсовом автобусе  как-то добрался домой- а это из города Кирьят – Малахи в город  Реховот, а днем снова на нём  же примчался на завод.Каково же было мое удивление, когда я увидел закрытые  ворота.  Оказывается был объявлен выходной, но так об этом говорили на иврите, я ничего не понял.

 Ничего не осталось,как только подсмеяться над собой. Вокруг  был такой водоворот жизни, что опустив руки,в нем можнобыло … утонуть.Я же  намеревался  выплыть!  И не только я, но и мои родные.   В сьемной квартире мы были все вместе,а за ее пределами – в одиночку : каждый  искал свой путь…
 
  Моя  жена, бывшая учительница пошла убирать квартиры у соседей. Как-то получив    за четыре  часа работы  двадцать шекелей , она купила  селедку и попросила нас не трогать её  до приезда нашей  дочери Жени.
 
А потом мы ждали, как она - студентка Иерусалимского университета ,возьмет первый кусочек, ибо больше ничего  мы  ей  не могли предложить.

После трубного завода, я устроился паралельно  на трёх работах и передвигался  на велосипеде от одной шарашки до второй.
 Мои слезы перемешивались с дождем : я чувствовал себя виноватым перед семьей, что   ничем  ей  не могу  помочь!

- Права! Права была старая Ита! Шлемазэль! Самый настоящий шлемазэль,- думал я про себя, крутя педалями  велосипеда.

- А- а ,мы то думали совсем другое,- послышалось в зале,- напиши  об этом в своей книге.

 И я написал! И привез новую книгу" Неизвестность по имени Жизнь" в Беларусь.
 Со мной  приехала моя  израильская внучка Леечка. В город, где родилась ее  прабабушка, бабушка и мама.

Все смотрели на  Лею- первую настоящую израильтянку , как на марсианку, жительницу другой  планеты.

А она смотрела на людей широко раскрытыми глазами и не верила,  что  здесь не падают ракеты.
-Ло яхоль льет( не может быть),- все  не верила моя внучка.
 
 Я рассказывал о своей новой книге, а в зале сидели ее герои. И они узнавали себя в моих очерках и рассказах.
-Леечка! Ты теперь наша, приезжай опять к нам,- окружили ее новые  друзья.

Обязательно приеду. Ани эхзор( я вернусь! Ани эхзор  ( я вернусь ).
-Здесь твой дом?
- Ло(нет),медина шели- Израиль( моя страна Израиль), но здесь жили мои бабушки- прабабушки, дедушки- прадедушки. По этих улицах они бегали босиком. Это же так здорово и мне пройти по их улицам!

 - И чтобы   сейчас сказала  про меня бабушка  Ита?

- Сказала бы, что ты совсем не шлемазэл, если у тебя есть я и помолчав немного добавила:
-И наша страна!