Пускай не гаснет семисвечник...

Ефим Златкин
-Э-э! Да ты  ничего о евреях  не знаешь! Не жил с ними , как я!  Так знай:  мы-  народ  не простой! -  вспоминаю слова  дяди  Исаака ,- когда мы  собираемся  вместе  и   нас много, такие выбрасываем  фортели, что мама родная,  не горюй!

Скажу тебе,дядя Исаак, я и в самом деле не знаю, какие мы...

-Рад, что   уезжаешь?   Думаешь,  в  Израиле  тебя  ждут молочные реки и кисельные берега?

- В Израиле меня  ждут  братья- евреи!
Хорошо, хорошо! Скоро сам увидишь своих  братьев- евреев.

...По улице, где дивные деревья   переливаясь красками, создали удивительный шатёр, прогуливались вновь прибывшие. Почти все  в  одинаковых синих джинсах, похожих свитерах и куртках, на ногах-кросовки.

- Братцы- близнецы, откуда приехали? Не из Житомира ли  ?- скептически осматривает публику Соломон, бывший москвич.
- А как вы  сразу догадались?- нацелился на него маленький  человечек в  большом пиджаке.
-Деревня! Да  по тебе сразу  видно, откуда ты ,- хотел сказать Соломон, но только снисходительно улыбнулся.
Мол, к чему слова? Разве  и так  не ясно?  Многие уже знают его: шутник , весельчак!
Чувствуя себя в центре внимания, он   продолжил:
- Получил  вчера письмо. Моя прежняя сокурсница  Дора через неделю приезжает в Израиль. Красивая,  без мужа.
Мужчины оживились:
- Кто ей нужен муж, или любовник?
- Ей нужен  я!- важно ответил Соломон.
С седой гривой, бронзовым лицом и крепким еврейским носом , он был похож на горного орла. Уже немолодого,  но  еще умеющего парить  в облаках.
- Какой красавец! А я только намеревалась к нему подкатиться,- недовольно повела плечами Розалия, закутываясь  в цветную шаль.
- И на кого он меня, москвичку променял? На какую-то Дору из периферийного Бобруйска?

- Не страна , а целый балаган! На мои лекции по научному коммунизму приходили со всего Ленинграда, а теперь каждая  мелочь затыкает мне рот,- разводит руками полноватый еврей с лицом в крапинку.

- Вас сюда привезли? Привезли!  Читайте книги про Израиль! Просвещайтесь!- вдруг откуда-то ни  возьмись выскочил мой отец Давид-  и   протягивает  ему стопку книг.
-А тебя не привезли?- бывший ленинградский  лектор  удивляется от  такой наглости.
- Меня не привезли.  Я сам приехал! -  мой отец бросает ему в лицо    свое любимое изречение.

...Вечереет. В городском парке становится  все больше и больше людей. Вокруг-разноцветье лиц!

Белые, желтые, черные? Звучит разноязычная речь.

 И вы  все  мои братья?  В   шортах и  в сандалиях, как древние римляне?

В чёрных халатах  и в  папахах, как полковники Советской Армии ?
   Мужчины с  завитыми косичками? Женщины,  укутанные   в цветные  накидки с  ног до головы?  Прыгающие возле них дети, тоже с косичками, но поменьше.

Ясно , ясно, откуда этот доселе невиданный мне народ? Из Йемена!
Подходят, громко разговаривая на ходу коренастые парни, бесцеремонно раздвигают собравшихся.

Такие же бесцеремонные  и их  женщины?  Тоже понятно , откуда они? Из -Марокко! Находясь в Израиле в большинстве, чувствуют себя   хозяевами положения?

-А вы , луноликие, откуда? С Луны ещё не было алии?

- Из Индии?   Все , как один   похожи   на известного киноартиста  Раджа Капура?  Неужели, он тоже из  наших?

- Нет!

Может, он знал, да забыл?..

А я вот  не знал, что у меня есть братья с чёрным цветом лица? Даже и не догадывался,  что  мой отец Давид способен на великие подвиги?

А –а, говорят, что ещё задолго до него постарался иудейский царь Соломон? Говорят , что он был очень мудрым ? Конечно, мудрым!  Так спрятал своих детей, что они нашлись только через  тысячи лет? Видимо, не хотел платить алименты?

 Но как бы там ни было, от родства  с « эфиопами», мне отказываться совсем не резон.
- Шалом, аба( отец),- говорят они  мне в моем агентстве, когда приходят страховать машины.

- Шалом, бен! Шалом, бен,-отвечаю каждому.

- Дайте им  тройную скидку- они  назовут вас  даже   ( мелехом ) – царём ,- смеются Лада и Наташа, мои сотрудницы.

А вы откуда, ребята-  в  таких красивых тюбетейках и халатах?
- Из Ташкента мы , из Бухары! Вот взяли мясо на шашлыки...

-Деловые люди, куда  спешат? Тоже на шашлыки?

-   Какой  шашлык- шмашлык?  Мы из Душанбе! У нас самое  лучшее  блюдо- это плов!Казан для него  в одном самолете с нами   летел до  Тель- Авива!


-Говорили нам, что  в Израиль нужно брать  дорогую мебель. И , где бы  сейчас  была та   мебель- шмебель? На мусорке? А казан со мной, как брат родной!
Заходи, ко мне, заходи! О-о! Какой будет плов! Пальчики оближешь! Но с тебя,  брат- бульбаш, драники!  Не забудешь?
- Не забуду!

Ах- вы, батюшки мои!  Я  никогда  раньше не  видел  столько евреев! Русских -видел, беларусов- видел, грузин- видел. Кого только не видел,  а вот  евреев  в таком количестве-  и из самых разных стран-  не видел…


Вау! Это  кто? Вах-танг  Кикабидзе?  Он тоже  еврей?  Рядом прошедший  человек, настоящая его копия! Спешу подойти, взять у него  автограф на память! Но опередив меня,  к нему бегут три толстяка с усами и  в больших фуражках.  Как они могут так быстро бежать?

- Ираклий, гамарджоба, генацвале!   Как мы  рады тебя  видеть,-   хватают  его   в объятия.

Обознался? Он так  похож на известного артиста?

А я  уже представил, что   с Вахтангом укатим  в горы. Он ведь любит  горы? Какой грузин не любит горы?  А какой грузин не любит вкусного вина? Будет вино! Ещё какое! Не хуже грузинского! Наше, израильское! А потом наш Вахтанг станет на вершину горы и  как запоёт:

- Мои  евреи, живите вечно...



Но только не придирайтесь, не придирайтесь к моим словам. Ошибся, конечно , ошибся, назвав  Вахтанга « нашим»? Но он  же сказал: « мои евреи».
Он даже идиш знает лучше некоторых из нас?
Зачем спорить? Не будем!
 Вахтанг и ваш , и наш! Он- всенародный! Он- всеобщая любовь!  Вы с этим согласны, братья- грузины?

Слышали, что в конце июля в Израиль  со своей концертной программой прилетает  сам Буба!
Так его называют друзья! А мы кто?
Тоже друзья!
Добро пожаловать ,  дорогой Вахтанг в Израиль!

А знаешь что: приезжай прямо ко мне  в  Ашдод! Придут соседи, много придут! Тебя ведь все знают! И в апельсиновом саду мы споем твои песни. Мы знаем твои песни. Кто не знает  твои песни, Вахтанг?
Я уже слышу одну из них, хожу в дворике и напеваю:

- Мои  евреи, живите вечно,

Пусть мир и праздник

К вам в дом придут.

Пускай не  гаснет

Ваш семисвечник

А гитэн ёнтэф олвэр

Алэ зайгэ зунд.