Субботняя звезда... без местечка

Ефим Златкин
 
    – О-о, да ты не знаешь, что такое местечко Михалин? Залманэ, – ты знаешь?
    Зяма Любан, рыжеволосый, огромный, не расстающийся никогда с пугой (как-никак сторож всех заводских коней), обращается к моему деду Залману.
    Залман что-то хмыкает в ответ, не зная, что сказать…
    А Зяма удобнее присаживается на скамейке, обнимает меня своими громадными руками, какими только что ласкал коней и, наклонившись ко мне, говорит:
    – Михалин – это золотое дно, запомни это, аиделе киндере (еврейский мальчик).
    Я только что приехал из села Красавичи.
    Впервые в гости к деду, и всё для меня здесь непривычно и ново.
    Посреди комнаты на электрическом проводе, обвитом клейкой лентой, на котором застыли мухи, висит маленькая лампочка.
    Но свет от неё ширится по всему дому.
    У нас же в селе коптит керосиновая лампа.
    Да разве только у нас?
    У каждого сельчанина лампа стоит на столе, или её на подставке прикрепляют к стене.
    Лампу берегут,  как зеницу ока!
    Мать газеткой всю её протирает и наконец торжественно ставит на стол.
    Чаще всего с разбитым стеклом, вверх которого обклеивают бумагой.
    Ведь стеклом не запасешься: то упадет, то треснет, слабое, хрупкое оно!
    Рядом с лампой ещё можно что-то увидеть, а дальше к порогу – одни потемки…
    А-а, местечко Михалин – совсем другое дело.
    Хоть лампа вместе с проводом и обгажена мухами, но светит шикарно!
    Смотрю на неё я и думаю, что нужно с самого утра поискать на Михалине золотое дно.
    Может, дед подскажет, где оно?..
    Думаю: вот будет радость для всех в Красавичах – для маминых подруг по школе – Демьяновны, Безносенки, для Степы – учителя физкультуры, для Сеньки Прудникова – соседа нашего, для всех-всех красавлян.
    Привезу что-то из золотого дна домой.
    Приду в сельмаг и скажу сердитому завмагу:
    – Хватит говорить, что нет муки. Привези ее много-много и раздай по наволочке каждому. Чтобы всем хватило, всем!
    Что еще?
    Есть у нас в деревне Миколиха.
    Мы у неё снимаем квартиру.
    Никто не пустил нас в селе, а она пустила!
    Самая бедная, солдатка, у неё трое детей.
    Заходишь в дом, но вначале сарай со скотиной…
    Переступаешь порог хаты, а пол такой холодный-холодный.
    Он – из твердой, утоптанной земли…
    У солдатки не хватает денег сделать деревянный пол.
    А если я найду золотое дно?
    Прежде всего моей Миколихе попрошу сделать деревянный пол.
    Чтобы она не мерзла, чтобы мои младшие братья, скатившись с теплой печи, могли поиграться в доме, посмотреть в окна.
    А что ещё можно сделать для жителей деревни, которые приютили нашу еврейскую семью после войны?
    Ну конечно же, нужно дорогу построить от села до города.
    Сейчас – одна грязь.
    Грязь непролазная.
    Сядет Миколиха на лавку и накручивает на ноги онучи (что-то вроде портянок).
    Обувка – лапти.
    Изношенные – на ноги, новенькие, ещё пахнущие свежестью дерева, – через плечо.
    А что будет потом?
    Колобком, колобком покатятся все из села в город по новой дороге.
    – Деду, деду, – наклоняюсь к его щетинистой бороде, – просыпайся. Где в Михалине золотое дно? Идем, идем быстрее.
    Дед будто этого и ждал.
    Фуфайку на плечи, два ведра в руки, одно – мне.
    – Пойдем, пойдем, Галик, – так он меня всегда зовет (от Алика, как называют в семье).
    Утро.
    Над местечком ещё не рассеялся туман.
    По обе стороны – сад.
    Антоновки – налитые, зеленые – свисают до земли.
    Под неодобрительный взгляд деда срываю два яблока.
    Одно жую по дороге, второе – на запас.
    И чего он, думаю, смотрит косо?
    Здесь сколько этих антоновок.
    Целый сад!
    А у нас в Красавичах – ни яблочка.
    Квартира не наша.
    Что-то посадили – когда еще вырастет?
    У соседей – все загорожено, а вверху – острые колья.
    «Дед, дед, сам живешь возле золотого дна, а недоволен, что два яблока сорвал».
    Ну ничего, мне б только узнать, где оно. Поделюсь с ним, конечно. Но дам немного…
    А Зяма, он же первый сообщил про золотое дно.
    Тоже нужно ему что-то дать…
    А рядом спускаются по дороге вниз женщины, мужчины.
    Все спешат, все с ведрами.
    «Ну-у, все уже знают про золотое дно, все шпарят, – злюсь на них, – откуда, как?»
    Вот и закончился колхозный сад.
    Густая трава колышется от ветра.
    За ней полевая дорога на соседнюю улицу.
    А ниже – в несколько рядов какие-то постройки.
    К ним поверху идут широкие желоба, по которым течет желто-золотистая жидкость.
    Она течет по извивающимся желобам прямо в кормушки к откормочным фермам, переливаясь через края в канавы, и ее заполняет.
    – Галик, ты спрашивал, где в местечке золотое дно? Вот оно!
    – Оно? Эта жидкость, над которой поднимается теплый пар?
    Совсем не похоже на золотое дно…
    Совсем не похоже.
    А мой дед наполняет ведро за ведром.
    – О-о, какая бражка, сам бы пил, да коровка не простит. Мы дадим ей ее в кормушку, сколько молока будет! – говорит мой дед Залман.
    Я тащу за ним свое ведро с бражкой.
    Рядом топает Зяма, уже знакомый мне.
    – Ну, как золотое дно? – смеется он.
    – Залманэ, не опоздай, сегодня будем распахивать за садом! – кто-то кричит ему через дорогу.
    – Это Эли, не дай ему поесть – дай только стать за плуг, – смеется Залман.
    Его лицо, обросшее шерстиной, становится добрым, точно как у моего отца.
    Вот только если его отмыть от бражки – и руки, и бороду, – будет еще более похожим.
    …Мы поднимаемся по дороге вверх.
    Солнце встает над местечком уже вертикально.
    Кольца дыма над каминами домов становятся все тоньше и тоньше.
    – Моя Ханеле уже справилась, – говорит Залман, видя, как над крышей его дома перестает виться дымок.
    «Да-а, – думаю я, – снова будем в Красавичах без муки. Из чего мама будет печь нам хлеб? Да и дороги новой не будет. И те же лампы останутся в домах красавлян…»

    …Прошли годы.
    Местечко Михалин – золотое дно – уже не то…
    Но осталось несколько прежних еврейских домов.
    А вот в этом синеньком домике с окнами в сад жили наши родители – Давид и Ира.
    Они вырастили здесь пятерых сыновей и вместе с нами уехали в Израиль.
    Я смотрю на эти окна – и мне кажется, что это не окна, а глаза нашей мамы.
    Её мягкие еврейские глаза…
    Глаза грустные и все понимающие.
    А почему грустные окна и нашего дома, и других бывших еврейских домов, в которых жили когда-то жители местечка?
    Так ведь эти дома расстались с нами навсегда!
    А мне кажется, что над нашим бывшим домом сейчас завьется дым колечком.
    И… если я открою калитку и зайду во двор, то увижу отца, мать, братьев…
    И услышу вечный вопрос: «А ехать нам надо?..»
    – Надо, надо! – хлопает Батя, наш отец, в ладоши.
    Мне только это кажется, ибо давно уже все уехали, а я вернулся в местечко через 25 лет…
    Ищу следы евреев, балагуров, шутников.
    Но их нет, нет…
    Но нахожу только старые рассохшиеся скамеечки возле домов, на которых они сидели.
    В своих картузах, которые никогда не снимали…
    Только в Израиле я понял, что кипу в Белоруссии тогда евреи носить не могли, и с непокрытой головой тоже не могли ходить…
    Вот вечно и не расставались со своими картузами…
    В конце недели мой дед Залман надевал парадную светлую рубашку и садился на скамейке возле дома.
    И всё посматривал на небо: когда же загорится субботняя звезда?
    Как только она появлялась, приглашал нас на белый батон… вместо халы.
    Где было её достать в наших краях?..

    Осматриваюсь по сторонам.
    Сад, что каждую весну радовал белым цветом все местечко, а особенно детвору, исчез…
    Вместо него – новая улица, новые жильцы.
    Может, подойти к ним и рассказать про тех, кто здесь раньше жил?..
    Рассказать про последних евреев местечка, оставшихся после войны, – Залмана, Янкеля, Зяму, Малаха, Элю…
    А может, рассказать о том, как я хотел найти здесь золотое дно?..
    Я оглядываю взглядом Михалин, курчавые облака, которые плывут над ним.
    Хочу найти, увидеть что-то прежнее…
    То, что так характерно было нашему местечку.
    Закрываю глаза и словно слышу смех Эли:
    – Какой подарок я хочу получить от детей? Хе-хе-хе! Коробку маку и ногой под сраку.
    – Что мак, понимаю, но почему под сраку? – смеется Залман.
    И глаза смеются.
    И борода колышется.
    – Э-э-э, Залмане! Старый, старый, а ума не нажил. Чтобы бегал быстрей, – отвечает ему Эли.
    – Ого, тогда получай подарок.
    Залман размахивается и, вместо Эли, слегка дотрагивается ногой до Зямы.
    Все смеются, дают слегка такой «подарок» друг другу и веселые… расходятся по домам.
    А на завтра снова что-то выдумают.
    – Что это они разошлись? – не понимают молодые жители, которые работают уже в городе.
    – Эх вы, не понимаете! В местечке ведь всегда со смехом поднимались и со смехом и ложились. Поэтому и выдюжили, – говорят им люди постарше.
    Где это все?
    Где?
    Где?..
    Только теперь я понимаю, что настоящим кладом, золотым кладом были именно они – мой дед Залман и его друзья – Янкель, Зяма, Малах, Эли и уже их дети, но тоже живущие в местечке, – Миля, Ела, мой отец Давид…
    Посидеть бы с ними, поговорить – сколько бы чего я узнал, запомнил про жизнь еврейского местечка Михалин…
    Давно уже провели дорогу в Красавичи и сделали электрический свет.
    Моя детская мечта о помощи так и осталась мечтой…
    А я старше сегодня своего тогдашнего деда Залмана.
    Ищу его следы в местечке.
    Ищу.
    В воспоминаниях.
    Во сне.
    Даже находясь за тысячи километров от Белоруссии.
    Ищу.
    Ищу везде…
    И… возвращаюсь…
    И возвращаюсь в своих воспоминаниях в свое местечко.
    Вижу над крышей дым колечком.
    Вижу и  субботнюю звезду, а вот прежнего еврейского местечка  уже нет. Время его слизало, как корова по имени Роза языком...