И зачем я вернулся в прошлое?

Ефим Златкин
  Когда   о перестройке  не думал даже  сам Михаил   Сергеевич  Горбачев ,  я  приехал   в  один  из  райцентров , множество  которых   раскинулось в  восточной Беларуси.
   Городок Кричев был , как выгодная вдова! Всё рядом- и  кинотеатр, и памятник 
   Владимиру  Ленину, и   магазинчики, а  ниже река Сож, которая обтекает город  голубой  дугой.
  Вот и знакомый дом по улице Советская 21, крылечко. В пяти метрах- скамеечка.Сел на неё и слушаю.
-  Борис ?- Сколько времени  ты можешь сидеть один?
-Почему один?  Я с Клавой( так называли  кошку, которая мурлыкала у него на коленях).
- Кроме кошки ты  больше никого  не можешь найти?
- Я нашёл, но ты не любишь сидеть на крылечке.
- Еще  как  люблю !- в проеме дверей  появилась   хозяйка дома.
 На мгновение, в лучах вечернего солнца – с золотистой копной  волос, она  показалось Борису  намного моложе .
- Люба  ,  у кого ты  перекрасилась? Разве  не помнишь , что я парикмахер?
-  Это  солнце меня освежило  , да и тебя , я вижу  тоже?
Присела рядышком, на плечи набросила цветную шаль- подарок от бакинских родственников, прижалась плечом к мужу.
-  Ой вей!  Ой вей! Жизнь наша, как это солнце , которое заходит за Сож. Только завтра оно  вернётся полное сил ,  а наша по капельке уходит.
 На минуты они увидели друг в друге двадцатилетних.   Во-от в этом соседнем  домике жили его отец   Хацкель  и  мать  Ципора. Она высокая , дебелая,   шутя  могла зажать под плечом своего маленького  мужа.
- Как с ним ты  родила таких   богатырей?- всё ломали головы соседки, видя как ,пятерка белоголовых Шнейдерманов  вместе с отцом гоняет коней по городу, занимаясь извозом    Это сейчас  машины грузовые, такси , а тогда     наготове стояли конные упряжки.
 А после войны из пяти ушедших на фронт  сыновей ,вернулось трое.   Хацкель стал ещё меньше ростом, окаменело  лицо.   Оно оживало только, когда его навещали  сыновья.    Живший  через улицу , Хаим  заходил на ощупь- потерял  глаза  на войне. Петя  , приезжая из  Минска, залетал  стрелой , обнимал маму  рукой , а отца –культей.  Борис   остался с руками и глазами, но без … бронхов. Задыхался каждую минуту. После войны , когда ещё был покрепче, поставил большой   дом на перекрестке   двух улиц. За ним  посадил сад, а впереди-  построил крылечко .Большое, с широкими  скамейками, красивой  крышей .
-  Как вечер , так сообщает: « Люба, я иду на работу».
- Иди , уже , иди,- отмахивается от него ,- какая у тебя работа ?  Мозоли   натирать на заднице?
 
Затаил  обиду , но ничего не сказал. Вскоре   возвращается в дом из магазина   с  увесистой сумкой ,  выжидающе смотрит  на жену.
-  Скажи ещё раз, что я натираю мозоли на заднице и ты горько пожалеешь.
- Один раз пожалела, когда за тебя замуж побежала.
- А кто был в нашем городе из женихов?  Единицы пришли из   фронта , да и те уехали.   Еврейские  мамы   и их  дочери  с меня  глаз не спускали. Кого я  выбрал?  Тебя!  А сейчас вместо благодарности, упреки? Игнатьвна, моя бывшая
 бывшая соученица,    я  её еще за  косы дергал в шестом классе, в любви признавался,  теперь директриса про-дук-то-во-го магазина!-  говорит  о  ней  многозначительно.
 -   Ой, держите меня,- смеётся Люба,- тоже мне любовничек- половничек!- Когда- то может, и  был, как  зеленый огурец, а теперь ты, Борис, как  опавший желтый лист.
- Может,   как опавший желтый лист, только смотри, что я принёс,- расхрабрился Борис ,  показывая в сумке гречку, сервелат, шпроты .Это  же самый настоящий  дефицит! Могу тебе   дать- могу не дать...
 Я нацеливаюсь на рижские шпроты. Обычно их вижу только по по праздникам! Ой, какой  добрый  Борис!  Сегодня он нам   всё  разрешает!  Не зря  командует парадом!
 - И что у нас  за праздник?
Так  может спросить    только Мотя! Он – местная знаменитость!
 Журналист, заместитель редактора кричевской  городской   газеты, а по совместительству  свояк Любы и  Бориса.
 На нём    белая шляпа, хороший  костюм. Приличная одежда подчеркивает
    его статус?  Только  для Бориса  он  не имеет никакого значения.
-- Праздник у тебя , когда передаешь свои репортажи  про демонстрации.  Первая колонна идёт.  За ней- вторая колонна. У-ра! Ура! А  у меня  раз  в неделю скромный походок в  маленький складчик.
 Подшучивая друг над другом,  они начинают  расправляться   с  дефицитом.
- И как ты завтра будешь  без него?  Игнатьевна  опять не даст,- ехидничает Мотя.
-  А завтра  выходит  твоя газетка. Как прочтем про    успехи мясокомбината, так неделю будем сытыми,- подтрунивает на правах хозяина  Борис.
- Тише!  Ещё кто с улицы услышит,-одергивает мужа  Люба
 Смеётся в усы младший зять Моше : «ЧК не спит- ЧК не дремлет…».
 Все смеются, понимая, что ЧК в городке  давно уже спит.
     Наступает    вечер. С  низины, где  змейкой вьется река  Сож,   плывет  прохлада.     Склонили свои   шапки желтые подсолнухи.  А  в бывшем местечке на  крылечке Борис и Люба, Мотя и Катя
. Когда- то здесь жило несколько  десятков  еврейских семей, а теперь по пальцам   
 можно пересчитать . Но живут, как могут:  вырастили детей, радуются внукам. Так бы жили и жили дальше,  встречаясь на крылечках, подшучивая друг над другом,  над жизнью.
Но всё завертелось,  закружилось.  Евреи  стали  собирать чемоданы. Сначала московские, ленинградские, потом- минчане, киевляне. За ними потянулись из райцентров – Бобруйск, Климовичи, Кричев, Мстиславль...
 В Израиль Борис  и Люба  не хотели уезжать, но уехал Мотя с Катей , собрались дети, куда им деваться?
 В первый же день приезда  в Израиль  Борис   пошёл изучать , где находится склад в продуктовом магазине.
- Вернулся очень быстро:
  - Это же надо,- постоянно   повторял он , -  в магазинах  всё есть. Что хочешь, то бери . И не нужно никакая одноклассница Игнатьевна.  Каким я был счастливым человеком: не знал, как мы живем?
…Через годы я приехал в Кричев.
  На перекрестке двух  центральных  улиц  как стоял ,  так и    стоит 
 большой дом.
Уже без  крылечка. Или оно не выдержало разлуки со своими   прежними   хозяевами, или они с ним?
 Их уже нет на земле…
- Борис, Люба ,-  зову я тихо .
Никого! Ни-ко-го!
 Неужели ? Неужели я слышал здесь:"... Тоже мне любовничек- половничек"?, " Может, как опавший желтый лист?.."
 Господи!  И зачем я вернулся в прошлое?...