Душа в жёлтом песочке...

Ефим Златкин
 


Местечковые евреи   очень любят   по-  отечески наблюдать за подрастающей  детворой. Это я понял давно,  ещё  в пятидесятые годы прошлого века,  когда мы переехали из села  Красавичи   в  городок  Климовичи.
В  селе я хорошо знал  , кто мне , босоногому мальцу  , даст в   голодный  год  зелёный огурец, яйцо или праснак- лепёшку из картофеля, а кого лучше обойти за версту. В свои маленькие годы   понимал, что  есть люди, готовые убить меня даже взглядом, хотя не понимал почему? 
А в городке я никого не знал. Но почему-то некоторые  на меня  смотрели   будто знали  и раньше ? Один из них - в военном  кителе, на котором остались   следы от погон ,в  хромовых сапогах и  в офицерской фуражке. Ходил уверенно, прямо держал в голову, не отворачивая взгляд в сторону. Седой, как лунь, только усы топорщились в разные стороны, держался молодцевато.
 Проходили годы. Я закончил школу, университет, начал работать в городской газете, а Залман- так его звали, как  ходил, так и продолжал ходить в своём военном мундире.
 Здороваясь с ним, я всегда спешил с фотоаппаратом в руке  и с  блокнотом  в кармане. 
Как-то  наши взгляды встретились ,  я на минутку задержался.  Залман
медленно покачал головой . Мол, куда же ты вечно бежишь? Жизнь не перегонишь?
-Батя,- спросил я вечером у отца,- кто такой  Залман?
- А-а ,  Залман- миллионщик?  Ловкач на его месте  был бы у нас   подпольным миллионером , в другой стране  стал бы настоящим миллионером,  а он гол, как сокол. Только  кличка  -   « миллионщик»!
- Не понимаю? Миллионщик  и гол, как сокол?

- Во время войны Залман вывез в Россию машину золота, денег, облигаций. По идее   частично должен был   бы поощрён государством за  спасение огромного количества  ценностей , а ему дали только какую-то бумажку- и будь здоров! Наши
евреи, сам знаешь , какие шутники: вот и прозвали его миллионщиком. А он
    донашивает  чью-то военную одежду. Думаешь , в   восемьдесят лет  легко 
всё время  быть  в сапогах?  У него  очень маленькая пенсия:  вот и экономит на всём. Ты  зайди к нему, поговори .Твоя голова забита  поиском дутых героев, чтобы тиснуть о них в своей  газетке, а настоящего Героя ты не видишь…

После такого отцовского  обвинения,  я пошёл  к Залману - он жил  от нас в десяти минутах.
 Увидев меня, ничего не сказал, только положил на стол  несколько пожелтевших листков. В них   было написано, что  Залман  Генькин  в целости и в    сохранности   привёз и  передал  российскому банку деньги ,  ценные бумаги ,  драгоценности  на  сумму  несколько  миллионов рублей.
… Когда началась война, старший кассир   Государственного отделения банка в городе  Климовичи Залман Генькин  получил важное задание: вывезти в тыл машину денег. И своих, и тех, что передали из банков  западных районов Беларуси ,  надеясь , что на самом её востоке будет спокойно. Но сюда уже  двигались немцы.
Услышав поручение , побледнел:
- А кто вывезет мою семью?
-Ты и вывезешь !  Россия- рядом! Крутнёшься за пару дней туда и назад. Ну кому я доверю столько миллионов? Ты же старший кассир! Сам понимаешь: стар-ший! Не поедешь-арестуют! Не довезёшь- посадят! И тебя, и меня. Так что, не подведи,-такой разговор состоялся тогда  в кабинете управляющего банком.
 - Загрузили мы  целую машину,  и рванули через  российскую  границу. До неё было  рукой  подать!   Думали, обернёмся быстро? Ан , нет! Немецкие парашютисты  нас обогнали! Подъезжаем  к одному городу, а  они уже спускаются  над ним. Мы  в лес, кругами, по просёлочным дорогам, без карты добрались до другого города-  а он под бомбежкой! Вот так и ехали, ехали ,  заправляясь , где могли,-  вспоминает Залман.
 А дальше  о чём и  вспоминать не хочется ,   рассказывает чётко , обрывисто:
-Заметил,   что водитель и охранник стараются в мою  сторону не смотреть, взглядами переговариваются. Понял: замышляют    , что-то со мной    недоброе. Скорей всего  убить, тело забросать в лесу ветками –и ходу на машине с деньгами?  Потом их поделить и скрыться! Россия- большая! Война всё спишет. Решил уехать ,
 когда они уснут. Так и сделал: ночью  забрался  в кабину ЗИЛа- и в путь!  Чтобы было наверняка,  уезжал подальше от войны и опасных напарников.  Доехал где-то до Самары, а там  в прямо в местное управление милиции. Так  мол и так,  вывез из оккупированной Беларуси  машину денег.
 Залману  хотели  « сшить»   дело: будто он угнал её специально?  Повезло: следователем  оказался рубаха- парень: не побоялся никого из  сотрудников НКВД.
- Угнал машину   из Беларуси и доставил её прямо  к зданию милиции  в нашем городе?
Да если бы он  хотел её  угнать, закопал бы деньги где-то в лесу, а сам смылся,- доказывал он рьяным чекистам.
-Короче, отпустили, дали документы о приёме всей огромной  суммы.
 А дальше , куда? Ведомо, куда: на фронт! Беларусь в огне, родной городок
 под немцами.
- А ведь вы  могли  куда-то скрыться с деньгами? Почему это не сделали?- спрашиваю у Залмана.
 Не услышал,  или сделал вид, что не услышал?
Повторил во второй раз?
- Я знал  твоего деда,  знаю твоего отца. Как ты обо мне   мог так  подумать?  Или просто берёшь на мушку? Не надо-  меня многие брали.
 Снял  военную  фуражку, вытер седую голову.
- Я должен был вернуться домой! А если бы взял   хоть  одну копейку, путь в местечко мне был бы закрыт. Думал, останется хоть кто-то живой?  Семья  ждала меня- так и не уехала. Всех положили в жёлтый  песочек: родителей, жену, сестер, маленьких детей.  Хорошо, хоть остался сын старший сын Исачок,  он не находился в городе.
-А что потом?
- Что потом? Пришёл  на работу ,  сдал о документ о доставке денежного груза в России, подготовил себе замену и ушёл на пенсию.
- И всё?
- А что ещё?
- Хоть бы какую –то медаль  за выполнение правительственного задания? Какой-то процент денег от миллионной суммы, что вы спасли?
-Медаль  мне заменит жену? Деньги мне вернут моих детей?
 Посмотрел в сторону, провёл рукой по глазам…
- Знаете , что вас зовут миллионщиком?
- Знаю! Смеюсь вместе с шутниками, когда мне  говорят.
- Скучно одному дома?
- А я не один. Посмотри,- показал взглядом на семейные  фотографии,  развешенные на стенке,- да и дела есть.
- Какие дела?
-  Постоянно хожу к своим . Они там, в братской могиле за городом ? Твои там тоже?
- Тоже…
 
-  Почему, когда мы ещё  не были знакомы,   вы  смотрели на меня будто знали?
- Конечно,  знал!  Я знаю каждого еврейского мальчика, каждую еврейскую девочку, которые  родились  после войны в нашем местечке . Смотрю  на тебя, смотрю на других  - и как –будто вижу  своих. 
- Которые не родились?
- Да! Которые не родились.
- А почему всё время  ходите  в военном мундире?
 Подошёл ко мне, обнял и  тихо сказал:
- На мне только военная   форма, а душа моя  давно уже  улетела   в жёлтый песочек…