Бело- голубой

Ефим Златкин
   Вы не задумывались, почему внутренние постройки и помещения наших израильских синагог окрашены в серый, темно-желтый, а чаще всего в неопределенный цвет?
 Я всегда думал, почему Дом, куда мы приходим к Б-гу какого-то нерадостного цвета.
 Мы ведь приходим сюда для души, приходим, чтобы поговорить со Всевышним…
 Но вот не ощущал я возвышенность души, заходя в наши некоторые неказистые, далеко не ухоженные синагоги.
 А вот, с первой минуты, как только я вошел во дворик синагоги в городе Марракеш, я сразу же почувствовал какой-то радостный подъем.
Будто друга своего давнего встретил!
  Будто солнце взошло после пасмурного дня!
Дворик, как дворик - типичный для многих небольших, старых синагог.
В углу - скамейка для посетителей, на стенах - документы, фотографии.
 Высятся к солнцу деревья, которые источают изумительный аромат.
 Но что самое главное, что? Вы помните эту песню? Я ее сразу же вспомнил…
Кахоль вэ лаван-Эйнцэваахер.
Кахоль вэ лаван-ани рак хозер.
Перевод примерно такой - голубой и белый - нет другого цвета.
Голубой и белый - я уже.. возвращаюсь.
 Песня - про наш израильский флаг, про нашу страну, про нас с вами!
Мелодичная, задушевная песня.

 Когда ее слышишь на Родине - в Израиле, не остаешься равнодушным, хочется подпевать.
 А когда встречаешься с кахоль вэ лаван за тысячи километров от родного дома?
 Столько чувств наплывают на тебя!
В одну минуту вспоминается Израиль от Эйлата до Хермона!
 Вот что значит, когда не формально подойти к виду и убранству главного еврейского дома.
 А он в Марракеше известен давно…
Эта песня, видимо, и надоумила местную еврейскую общину и их зарубежных друзей выкрасить в голубой и белый цвет синагогу, начиная с ее уютного дворика.
Кахоль вэ лаван - голубой и белый, эти два цвета доминируют в синагоге.
  Керамика на улице - цвета кахоль вэ лаван.
 Стены – цвета кахоль вэ лаван.
  Будто с флагами Израиля я встретился за тысячи километров, сразу же повеяло чем-то своим даже в этом, далеком краю.
 Израильтяне, пришедшие со мной, начинают молиться в марокканской синагоге, вдалеке от родных мест.
 И, кажется нам, что мы никуда не улетали, что мы - дома!
*** Но стоило только выйти за ворота синагоги, которую охраняет уставший от жары полицейский, сразу же попадаем в шумный, звонкий район Эль Мелле.
Вы ничего не заметили?
 Ничего?
 А слово "Мелле"?
 Только одной буквы не хватает к слову "мелах".
Мелах - это соль!
 Евреи здесь жили веками, торговали солью.
Ушли евреи, покинули Марракеш.
Одни уехали в Израиль, другие - во Францию.
А их район остался, память о них осталась в названии квартала Эль Мелле.
- Заходи, заходи, - машет мне рукой один из торговцев.
 Захожу, интересуюсь, есть ли у  него черное мыло и перчатки к нему?
- Есть , есть, - говорит он мне, протягивая баночку, внутри которой темнеет что-то твердое.
Пилинг тела с Черным мылом – одно из самых старинных и традиционных уходов за кожей, который насчитывает несколько тысячелетий. Он позволяет глубоко очистить кожу, полностью удалить омертвевшие клетки.
Кроме того, это мыло глубоко питает и смягчает кожу.
Мой новый знакомый все это рассказывал мне не второпях. Вначале он сделал мне знак, чем–то напоминающий, как, мы, израильтяне делаем пальцами, мол, " рэга".
Через пару минут вышел ко мне со сверкающим чайником.
 В Марокко ничего не делают "чик-чак", как у нас.
  Как говорят, Восток - дело хитрое…
Тем более, не обсуждают стоя.
Могут расположить к себе гостей, умеют оказать уважение.

***Чай продавец наливает искусно, высоко подняв чайник, но ни капельки не разливается. Стаканчики - маленькие, типа нашей рюмки, но чай - обжигающий, приятный-настоящий марокканский чай.
За чаепитием я и не заметил, как мы оформили сделку.
-Вот бы в Израиле организовать такой прием, - думал я, когда затоварился по полной для себя и друзей.
Черное мыло ведь стоит копейки на наши деньги, но вещь просто нужная!
Увидев меня, зашли сюда мои приятели, которым я объяснил значение черного мыла.
- Давай, давай, - начал меня обнимать мой новый марокканский знакомый, - протягивая в подарок коробку черного мыла.
Вот так, не ожидая, я начал заниматься местным бизнесом.
- Израиль - ткнул меня продавец пальцем в живот, Марокко - этим же пальцем ткнул в свой.
 И  улыбаясь широко-широко, радостно сверкая глазами, протянул мне свою руку.
 Рука была натруженная, твердая, но теплая и дружественная.
 А я добавил: "Шалом".
- Шалом, шалом, - повторил продавец, - снова улыбаясь.
Так у меня завязалась дружба на рынке в Марракеше…
*** Когда я проходил рядом, мой новый друг показывал мне рукой, мол, заходи просто так на чай, или показывал рукой наверх, где находился его туалет.
 С этим здесь проблема.
Приспичит в жаркий день-куда бежать?
Есть на рынке один общественный, но он далеко. 
 Про марокканский рынок можно многое говорить.
 Там, где раньше были еврейские торговые ряды, сидят в своих лавчонках жители Марракеша. Сидят в еврейском квартале Эл Мелле и рады  каждому покупателю.
 Но вот к израильтянам, у них особое отношение. Может, вспомнили какие вековые узы связывают наши народы.
 Поэтому я уже не удивлялся, когда и со мной, и с другими начинали разговаривать на иврите.
- Как они нас узнают? - недоумеваю я.
- Да у нас же на лицах написано, - смеется Раиса, моя коллега из нашей туристической группы.
Было много встреч.
Одна из них произошла в кооперативе, где производят аргановое масло.
Чудо масло для волос и кожи!
 Берберские женщины, сидя на полу, как тысячи лет тому назад, очищают косточки с плодов аргоновых деревьев с помощью камней.
 Для получения одного литра масла нужно не менее полтора дня тяжелейшей работы.
Зато сегодня это масло считается незаменимым при приготовлении многих блюд, в косметических целях. И сколько бы вы не заплатили за флакончик этого масла, за пределами Марокко оно стоит в десятки раз больше.
Когда мы возвращались по гористой дороге в город, кто-то из нас заметил, как скачут по деревьям… козы.
Это было немного… странно.
 Объяснение было очень простое.
- Козы очень любят орешки аргановых деревьев. Эти орешки повышают потенцию, - объяснил нам гид.
Мы переглянулись, да повезло им жить здесь - никаких проблем с потенцией!
- Может,остановимся на пару часов, составим им компанию, - пошутил один из нас, показывая взглядов на бородатых козлов и молоденьких козочек, скачущих по аргановой долине.
Все засмеялись.
- Да у нас своих козлов и козочек хватает, - только прыть не та, - пошутила впереди сидящая туристка.
***… Каждое утро мы выезжали из Марракеша в горы, в бескрайние луга - на новые экскурсии.
И всегда и везде были желанные встречи.
Едешь, а на домах - развешаны яркие громадные ковры, вдоль дороги - выставки керамической посуды. И все так разноцветно, красиво!
 Обилие улыбок, дружеские рукопожатия.
Много мест связано с еврейским прошлым - все сохраняется, охраняется и находится в приличном состоянии.
 Вначале мать, а теперь дочь присматривает за одним из святых мест для евреев.
Здесь женщины и живут. Везде чисто, убрано. Все документы и фотографии выставлены для обозрения.
- Многое в Марокко для нас свято. Мы  приезжаем сюда, как домой, - делится со мной мой знакомый, выходец из Марокко.
А вечером знакомит меня с одной еврейской парой, проживающей в Марракеше.
- Мы уже здесь несколько лет. Все знают, что мы евреи. Но нет никакой враждебности к нам, - говорят они.-
В стране много еврейских мест, которые требуют нашего внимания. Приезжают группы израильтян, им мы обеспечиваем здесь кошерное питание, - продолжает разговор Яков, прошедший службу в боевых частях израильской армии
- Возвращаются евреи в Марокко?
Я бы не сказал.
Нет активного возвращения.Пока единичные случае. В стране всего несколько тысяч евреев.
 Но увеличивается количество экскурсионных групп, интерес к этой стране. И не только бывших марокканских евреев.
- Вот ты, видимо, из России, тебе было здесь интересно? — спрашивает у меня один из них.
- Я не из России - из Белоруссии, но сейчас, как и ты живу в Израиле, - отвечаю ему, но это не важно. Важно, что я очарован этой страной. Очарован Марокко!
***- Так напиши, расскажи об этом другим. Ты же не просто спрашиваешь, я это вижу, - смеется  черными глазами Яков, обнимая лучистую Рахель.
  Я напишу, Яков, обязательно напишу обо всем, - обещаю ему.
***… И наступила последняя ночь в Марракеше. Звездное небо искрится звездами.
Знакомые улочки еще раз и еще раз манят меня.
 Я выхожу из гостиницы.
 Мимо проносятся сотни машин, мотоциклов, шуршат по асфальту конные кареты, ослиные повозки.
 Спешат люди.
Почти неделю я дышал с ними одним воздухом, жил одной жизнью
 А завтра – Касабланка - сказочный город на берегу Атлантического океана.
Я уверен, что встреча с ним будет такой же радостной и незабываемой!
 Только заранее скажу тебе, Касабланка…
Ты уже прости меня.
Прости…
Но город моей первой любви в Марокко, это - Марракеш.
 Красный Марракеш!
 Прекрасный Марракеш!
 Я чувствовал, что будто отсюда родом, будто родился здесь….
 Так мне было все знакомо!
 А может аист, наследник бывших белорусских аистов, породнил меня с Марракешем.
*** Я долго вглядывался в небо.
Думал, вдруг сказочная белая птица взлетит над дорогой.
Взлетит и взмахнет мне прощальным крылом.
 Но аист не появлялся.
Как в далеком моем детстве, он улетел навсегда, чтобы встретить меня здесь, в Марокко.
Но назад, в детство во второй раз он уже возвращаться не хотел…
А красный Марракеш оставался все дальше и дальше, пока полностью не исчез за белым горизонтом….

Впереди нас ожидал Белый город на берегу голубого океана.
Но про воспетую в песнях Касабланку в моем следующем очерке.