Стихи- это восторг души!

Ефим Златкин
 

 
 Писатель  Ефим Златкин- автор художественной трилогии « От Михалина до Иерусалима» , издав книгу стихов, выступил в новом амплуа.
 Предлагаем  интервью  с ним.
- Ефим, раньше ты писал  на еврейскую тему и прозу.  А сейчас стихи про горы ,  небо и...
-  Красивую    природу?
- Спасибо за рифму! Я бы и сама справилась с вопросом.  У тебя иссякла еврейская тема, коль ты  переключился на другую?
-Тема  не  иссякла- я иссяк. Пять лет   писал   про  местечки, гетто, расстрелы евреев и  будто  сам там  находился.     Пропускал  через себя каждую строку  и только потом рождался  очередной рассказ или очерк.
 -Быть погруженным в эту   тему – и несколько лет, тяжело?
- Даже очень тяжело.
-Поэтому ты, как говорят, решил сменить пластинку?  Стал  писать стихи, которые никогда  не писал? Как это началось?
-Случайно!  Тебе известно, что   моя первая профессия- фотожурналист. С фотоаппаратом  я иду  всю жизнь. Когда появилось больше времени ,  стал просматривать свои фотографии.
- И?
- И,  словно   кто-то мне  стал диктовать стихотворные строки, как дополнение к фотографиям. 
-А ты?
-А я  их записывал.
- Ты же понимаешь, что поэзия- это высокое мастерство и особый стиль литературы, который дан не всем.
-  Поэтому  я себя   не  считаю  поэтом. Журналистом- да! Прозаиком в какой-то степени- да! Но только не поэтом.
 - Что же для тебя стихи?
- Отвечаю рифмой: восторг души!  И никак иначе.
-Поделишься со мной своим « восторгом»?
- Почему бы нет! В   2020 году у  меня  в Иерусалиме вышла  первая поэтическая книга « На этом и том берегу».
  - И каким ты впервые  увидел Иерусалим?

« Белая- белая Стена плача-
Это всё   ,  что осталось от Храма второго.
 Евреи смеются, а сердца плачут
 С  9-го ава  семидесятого года.( В этот день был разрушен Храм).

 От  белой  Стены- самый короткий путь к Богу.
 Он не отзывается на звонки по телефону.
 Ни на эсэмэски, ни на сообщения  по Ватсапу.
Только записки читает Папа.

 Закончена молитва у Стены Плача.
 Иерусалим опускает усталые плечи.
 Заходящее солнце по горам скачет.
Столица моя, добрый вечер».

Про Иерусалим у  меня целая поэма.

- А каким ты увидел нашу вторую столицу-  Тель- Авив?

« Пирамиды, ромбы, шары и  параллелограммы
 Уносятся в небо фантастическими кораблями.
 « Египетские»  пирамиды в Тель- Авиве
 Совсем нас не удивили.
 В Египте их тоже строили евреи,
А наследники оказались ...  ещё умнее».

- В твоих строках чувствуется    восхищение и любовь к Израилю.  Когда это  началось? После приезда, или ещё там , в бывшем Советском Союзе?

- Отвечу :
« Мы тосковали по тебе, Земля Обетованная!
 Чувствовали себя  странниками, чужими.
 Мечтали увидеть Страну желанную-
 И прикоснуться к Стене Плача в Иерусалиме.

 К нему веками стремились мои деды,
В синагогах мои бабушки молились.
 А в местечках по крышам стучали дожди.
 Пришёл  Горбачёв?  И вдруг всё изменилось!

 За окном всё также  белели снега.
  И кружились , как в танце метели.
 В Израиль не ходили поезда,
 Но самолёты из Москвы в Тель- Авив  полетели...».

   Как только вошёл в самолёт, уже  30 лет  восторгаюсь красотой Израиля!
«Я- твоя частичка, моя страна!
 Твоих гор, морей, холмов, пустыни.
 Над моим домом- бело- голубые небеса.
 Я живу недалеко  от  Иерусалима»!

 А вот про Мёртвое море:
 «Как ты к нам пришло через века?
 Как сберегло свою красоту и силу?
 У тебя с моим народом общая судьба:
 Море! Мы с тобой, живы! Живы! Живы!

 - И к каждому четверостишию  у тебя идёт  фотография?
-   К каждому! В этом  то и состоит  замысел книги. Но  не просто фотографии, а красочные ,  напоминающие картины!
-Согласна! Не зря твоими  фотографиями  украшаем  обложки   литературного журнала « Русское эхо».
- Спасибо! Вторая часть моей книги посвящена  Беларуси, где я прожил сорок три года и куда возвращаюсь и  во сне, и наяву.

« Когда ко мне приходит усталость,
 Я знаю , как восстановить свои силы:
 Атакую дремлющую старость
 И улетаю в Беларусь из Тель-  Авива.

 Как живёшь  ,  моё еврейское местечко?
 Наш  бывший дом там  у дороги    стоит.
 Мама! Мама! Выйди на крылечко!
 Твой постаревший сын к тебе спешит».

- Что для тебя Беларусь?  Какое место она занимает в твоей жизни?  Ты давно  уехал и всё увёз с собой? И вдруг  такая безграничная любовь?

- Беларусь я олицетворяю со своей мамой.
 
« Берёзовая роща, как мама в белом платье-
 Такой   я её вдруг   увидел. Какое счастье!
 Крапинки на небе, как  мамины глаза.
Господи! Да я отсюда никогда не уезжал!

 Ветер тёплый, как отцовский взгляд.
 Морщинистая груша, как рука деда.
 Всё   вспоминаю- вдруг и невпопад-
 И ничего с собой не могу поделать.

 Деревянная улица- дома разукрашены.
 Над рекой повисла разноцветная радуга.
В сенях пахнет капустой квашеной.
 Я приехал в Беларусь из  Израиля!

- Представляю твоё душевное состояние? Словно молодеешь на тридцать лет, вернувшись  в  юность?

-И да , и нет.  Как нигде больше размышляю  о прожитом и пережитом .  О том, что в Беларуси остались мои корни. Как поступать с ними? Забыть?

« Из этих мест мои прадеды- деды,
 Давно заросли  травой  их следы.
 Почему меня не отпускают белорусские росы?
 Бой мой! Я не могу ответить на эти вопросы.

 Пчёлы закружились в вечном танце.
 Видно, они обрадовались нашей встрече.
Я больше не чувствовал   себя иностранцем.
 В тот    летний памятный  вечер.

 Дай руку мне  на прощанье, Беларусь!
 Ещё немного- и я с тобой  расстанусь.
 Обещаю! Я к тебе снова  вернусь.
 На  сердце грусть и непонятная жалость.

 Не  скоро увижу полёт журавлей
 И твои бездонные голубые озёра.
 Я возвращаюсь   в страну своих детей,
 В свой дом на берегу Средиземного моря.

 Но всё же я   счастлив, как никогда.
 И могу только гордиться:
Две Родины есть у меня,
 И есть у меня две столицы!»

-  Подкупает! Верю в твои искренность!  Вопрос на засыпку: дал слово ,  что будешь возвращаться в Беларусь. Возвращался?

- И не однажды.  С внуками, с дочерью Женей, которая уехала в семнадцать лет и став старше вдвое, приехала со мной в наше бывшее местечко.
 
-И каким она его увидела?

- Она больше стремилась в дом моей мамы- своей бабушки Иры, где выросла.

 Тогда у меня родились вот эти   строки:

«Бабушка, тебя встречала у ворот.
 Здесь она шла за твоим первым шагом .
 Этот дом ещё её теплом живёт,
 Что же в нём от моей мамы   осталось?

   Вижу крылечко, коридор и зал.
Даже печь с плитой стоит на старом месте.
 Помнишь ,   как бабушка собиралась на вокзал
 И вдруг схватилась рукой за сердце?   

Мама! Мама! Где  следы твои найти?
 Твоя внучка стоит у ворот.
 Как же  нелегко ей  было сюда прийти,
 Ещё тяжелее переступить порог...».

-Нелегко   возвращаться?

-  Очень нелегко!

- Тогда зачем эти поездки? Зачем   берёшь  с собой  даже    детей ?
- Чтобы они запомнили и передали уже  своим детям красоту земли, откуда мы приехали. Ведь это очень важно любить ,  а не ненавидеть землю , где евреи жили столетиями.

« В изумрудной короне твои леса,
 В голубизне рек купается небо.
 Конечно , на земле есть и  другие чудеса.
 Моё же чудо- земля, по которой я босиком   бегал.

 Беларусь! Ты моя берёзовая!
 Моя семья на твоей земле рождённая.
 Ты, как мама моя с руками натруженными.
 Где бы ни был я- мне очень нужная...

 - Кажется,  и я  побывал в дороге  вместе с тобой? 
 Не надоело жить в Израиле и видеть во сне Беларусь?

- Израилем я восхищен! Моя любовь к нему не имеет границ.

- Но  в то же время, ты даже в Израиле видишь Беларусь? Вот как пишешь:

«Поле! Библейское поле!
 Ты так похоже на мою Беларусь!
 Та же  голубизна , то же раздолье
 И такая же щемящая грусть...»

 - Но почему? Почему?

 - Потому , что у  моего поколения раздвоенная судьба.
- Объясни!
 Лучше прочитаю ещё   одно четверостишие:

«Незаметно пролетели мои зимы и вёсны.
 Полжизни здесь, полжизни там.
 Как забыть вас,   берёзы и сосны?
 Память о вас,   внукам- правнукам передам!

 - Впечатлил! И такая вся  книга – лирическая? С фотографиями?
-  Вся!
- Что дальше?
- А дальше выходит ещё одна книга.
- И тоже лирическая?  С фотографиями?
- Там лирики будет побольше , а  фотографии
  более красочными.  Буквально в ближайшее время я  её  увижу.
- О чём эта книга? Тоже о красоте?
-Да! Её много в европейских странах   и особенно  в   Марокко, Японии, Таиланде, Китае...
- Ты их посетил?
- И не только эти страны, но и  другие. Многие израильтяне  в нашем страховом агентстве оформляют  медицинские программы при полёте за границу. И так рекламируют свои поездки, что ими я  тоже  загорелся.
Могу дать ещё одно интервью после выхода книги « Из Израиля в страны дальние».
- Принято!  А какие планы  после выхода  второй лирической книги?
- Опять возвращаюсь к еврейской теме. Тем более, что мои новые очерки были опубликованы в  израильском журнале» Русское литературное эхо», в московском журнале» Дружба народов», и  в   некоторых российских  электронных изданиях.   
- Будет ещё одна книга?
- Надеюсь!
- Самого доброго! И успехов.
- Будем  вместе   мы шагать!
- По просторам ?
- Как в песне:  «По просторам»!