Служили три товарища...

Ефим Златкин
-   Салага, радуйся ! Ты не знаешь, как тебе повезло! Был корреспондентом – фотографом, станешь топографом! Идёшь  служить в пятую ракетную батарею второго дивизиона!  Она борется  за звание отличной  батареи по всем показателям ,- сообщили мне.
  Разве я не  понимал, что в этой  батареи , у меня выжмут все мои последние силы  , оставшиеся после карантина?
-А может, в другое место? Сапёром  или    поваром ? –спросил я во время  собеседования.
Начальник  карантина,  старший лейтенант   Василий   Козлодуев  на минуту задумался, посмотрел на меня.  Ещё  вчера он ходил по казарме и спрашивал у нас , новобранцев:
 - Хлопцы,    у кого есть  знакомые девчата? Дайте адресок, хочу познакомиться.
- Вот и ляпнул  я  ему, что есть у меня знакомая девушка.
-Главное, чтобы она была москвичка, на худой конец – минчанка.  На меньшее не согласен ,- 
говорил   он, шмыгая  носом, который на семерых рос, а ему достался.
- Она не просто минчанка, а дочь генерала. Женитесь  на ней, вдруг тоже будете  генералом,- разошёлся я в своих фантазиях.
- Могет быть, могет быть,- ещё чаще  он  стал шмыгать носом.
 И вот сейчас старлей   не знал,   как поступить?  Оказывается, у меня было своё мнение насчёт службы? Если не согласиться со мной, у  него  не будет никакой генеральской дочери?
Встал, прошёлся по комнате, повторяя своё любимое изречение:
- Могет быть, могет быть…
-Какой сапёр  или повар,- вскочил  сидевший за столом   сморщенный капитан,- он ещё  взорвёт на хрен нашу часть или отравит. Ты забыл , какая у него фамилия? Злат-кин. Зла-а-т-к-и-ин
- Товарищ  капитан , а вы не боитесь, что   я    ракету   направлю не туда? Вдруг , ошибочка выйдет?
 Начальник карантина вновь задумался.
- Могет быть, могет быть…
-  Тогда ракету  собьём на  хрен , а тебя  за вредные мысли прямо сейчас отправлю   в  дисциплинарный  батальон,-  опять   вскочил   сморщенный капитан.
-Какой дисбат?- пришёл ко мне на помощь старлей   Козлодуев   ,- он даже  присягу не принял .  Да  и не сделал ничего плохого. А куда ракету направлять,  мы его научим! Так,  рядовой?- с ударением  на  так, обратился ко мне, моргая правым глазом.
- Так точно, научите,- щёлкнул я в ответ  каблуками сапог. 
- В пятой батареи у  него лишние мозги выбьют, да  и язык укоротят,- хохотнул военный чекист , взмахом руки показывая, чтобы я убирался из комнаты.
Майор Оганесян - маленький, чёрненький , сверкая огненными глазами , говорил строго и отрывисто :
-Я вас  бл… ей   научу Родину любить ,  но батарея будет  отличной! 
- Как он будет учить?-  промямлил большеногий    беларус  Мукавозчик.
--  Через  задницу,-  подыграл комбату  ефрейтор   Мурадян, которого в глаза и за глаза называли головастиком.  Ни одна зимняя шапка не подходила на его голову, поэтому  он обычно натягивал на  неё  … пилотку.
 А   я   не зря предчувствовал  недоброе .  Командиры меня   гоняли , как сидорову козу, стараясь из домашнего еврейского мальчика сделать образцового солдата.  Как это происходило, лучше не вспоминать…
-Рядовой Златкин!
- Я!
-  Наступила  очередь твоя! Пойдёшь в распоряжение дежурного по дивизиону,- ехидно  улыбается старшина Стафей.
- Так моя  очередь была  вчера  и позавчера?
- Рядовой Златкин!
- Я!
- Не жалеешь, что  мама родила? Выйти со строя! За пререкание с командиром  - три наряда вне очереди. Теперь твоя очередь будет    завтра, послезавтра и  ещё после послезавтра.
 После тяжёлого дня занятий в лесу на стартовой позиции , я  поплёлся по дивизиону.
Э-э, земеля! Не робей! В первый год службы все без вины виноватые,- старался  подбодрить  меня казах   Эсенбаев.
Все –да   не все.  Вместе со мной  из  карантина  пришёл  в батарею водителем   чукча по фамилии  Мэмыл.
 Пытались как-то его отправить в ночной наряд, как и меня, так  он – ни  в какую:
- Моя  понимает, что  нужно спать. Моя не понимает , что нельзя  спать. И так без конца:
Моя понимает, моя не понимает…
-Лучше бы я родился чукчей,- в сердцах  говорю старшине Стафею.
- Твои еврейские мозги армии нужны! Как топограф, обязан быстро  подготовить координаты полёта ракеты. Но кроме чукчи ,  ты  единственный  молодой солдат на всю батарею. Кого  мне посылать в помощь дежурному наряду? Старослужащих? Не могу. Иди, иди Златкин. Не гневи меня больше,-
говорил  со мной по душам  старшина   Стафей.
 - А мне что делать?
- Повеситься ,- даёт совет  кубанский казак Фёдор Нечипорук.
- Вначале будет больно, но потом легко. И  всё забудешь,- согласился с ним  тоже кубанец  Антон  Веремейко, -сколько  ещё тебе служить? Зима-лето, зима- лето, зима-лето? Мамочка моя, одна тысяча шестьдесят восемь дней и ночей?
  Но это  предложение  мне никак не подходило . Мой отец прошёл войну и не согнулся? А я буду стонать от мелочей жизни? Да,  никогда. Может,  придумать что-то смешное, чтобы отвлечь от меня внимание. Но что?
 Возвращаясь в кубрик после наряда,   увидел, как съёжившись   калачиком ,  спит  на  металлической кровати  Микола Мукавозчик. Ноги не помещаются, спустились вниз . Вспомнил, что он всегда жалуется на  малый размер обуви.
- Рожу я тебе , что ли?   На такой лапоть, как у тебя во всей  Советской армии нет сапог,- свирепел на него старшина Стафей.
- Думай, салага, думай,- приказываю себе.
Стоп! Есть решение: Нужны лапти…
 - Мукавозчик, хочешь хорошие сапоги?  Новые сапоги?
- Кто же мне даст?
- Тогда слушай меня-  и я начинаю ему выкладывать свой план.
- Меня за это не посадят?
- Если будут сажать, скажешь, что это всё  придумал я , а  не ты.
- Если тебя посадят , а не меня, я согласен.
  В конце недели Мукавозчик вдруг попросился  в увольнение. Вернувшись в казарму, показал мне  взглядом,  что всё нормально.
 А  через  месяц - строевой смотр!  Рядового Мукавозчика нельзя было не заметить: его голова   возвышалась над всем дивизионом,  а на ногах вместо  тесных сапог были… новенькие лапти, купленные им во время увольнения.
Увидев это, командир части  полковник Зайцев оторопел, начал подавать какие-то знаки, но  к нам  подходила уже генеральская свита…
 Что было потом? Мама дорогая, как некогда говорил сатирик Аркадий Райкин. Начальство метало  гром и молнии.   Только  вскоре  Мукавозчик  уже щеголял в новых, пошитых по заказу сапогах. На какое-то  время    занявшись им,  даже забыли    про меня.
  А потом снова:
- Рядовой Златкин!
_-Я_-я!
- Д-а-а !Нелёгкая  у тебя  судьба! В распоряжение дежурного по дивизиону. Отрабатывай наряд вне очереди.
- За что?
-Выйти из строя!
- За пререкание  с командиром -три наряда вне очереди.
Работая до трёх часов ночи, у меня было очень   много времени  для того ,  чтобы  что-то вновь придумать. И я придумал! Но на этот раз мне помог  мой земляк  рядовой Мукавозчик.
 Вытянув  во  всю длину  свои ноги  в новеньких сапогах ,он присел возле Мурадяна в  курилке и  стал ему что-то горячо говорить.
 В следующее воскресенье маленький армянин с большой головой  тоже пошёл в увольнение  и вернулся с загадочной улыбкой.
 И снова строевой смотр! На этот раз  все  с изумлением смотрели на  Мурадяна ,   на  большой   голове которого , как сковорода  была   огромная  соломенная   шляпа? 
    Старшина Стафей вместо того ,чтобы по долгу службы обеспечить его  зимней шапкой по размеру,  делал ему шапки из газеты.  И  хохотал до  коликов в животе.  И другие хохотали .    А  сейчас  никому  не было  до смеха.
 Полковник Зайцев подойдя к нашей батарее , начал  заикаться.  Чёрненький майор Оганесян стал белым, как снег.
-Сукины дети!,- орал он,- старшина Стафей, вон из батареи.
 Вскоре  рядовой  Мурадян гордо  ходил  в шапке, сшитой по специальному заказу из офицерского материала.
- Домой повезу, маме покажу,- говорил он, нежно  поглаживая её ,- ни у кого такой не будет в  Ереване.
 Что было потом, спросите вы? Скажу. Майор Оганесян всё- таки сделал из нашей батареи    отличную!  А потом  уехал в Ленинград , окончил Военную академию, стал генералом. Вместо него командиром батареи назначили  капитана Руденко- украинца  с грустным взглядом. Старшину Стафея, как корова языком слизала. Старшиной стал сверхсрочник Морозов.  Прекратились наряды вне  очереди , зато каждый  вечер хорошенько набравшись,  он ломился в свою  каптёрку с криком: « Лизка, сука! Открой двери».
 Мы старшину   не выдавали, понимая, что Мороз , так его звали , по пьянке перепутал  каптёрку с домом.
 Утром  бегали на зарядку, и кроссы .  Потом уезжали  в лес на практические занятия , строем шли на обед, ужин.
- Выше ногу. Равнее держать шаг,- командовал  протрезвевший старшина Морозов. За столами у каждого было своё место: у меня- солдата – первогодка  на самом краю. Когда делили масло на десять человек, вначале оно доставалось сержантам, потом старослужащим,  а в самом конце  уже мне. Чаще всего от него оставался   только след. Тогда Мурадян и Муковозчик  поднимались со стола и своими порциями делились  со  мной.
- И за что этому  молодому такому честь?- недоумевали « старики».
 А мои друзья – в новых сапогах и в новой шапке только улыбались.  Подружившись , мы, три товарища , служили дальше, помогая друг  другу.
Так прошла зима , потом лето.  Потом  ещё зима и ещё одно лето. И  ещё  зима, и лето. Я стал не только образцовым   солдатом, специалистом первого класса,  но даже закончил   курсы младших лейтенантов .
 И когда  с дембельским чемоданчиком подходил к железнодорожной кассе, ко мне навстречу  бросился небритый  мужик в помятой рубашке.
- Э-э ,Златкин, дай рубль на пиво.
 Передо мной стоял уволенный из  Армии …бывший старшина Стафей.
- Я догадывался , что  те штучки  мог придумать только ты. Единственный на всю  батарею  еврей,- шепелявил губами    Стафей ,- но доказательств  у меня не было. Мукавозчик и Мурадян тебя не выдали.   Дай ещё рубль, прощу.
 Я дал рубль, потом купил  две бутылки водки. Спрятавшись в скверике, мы  распили  одну бутылку  ,а  вторую  я отдал бывшему старшине Стафею.
-   А   чукча  Мэмыл мне даже грамма не налил. Кубанские казаки Нечипорук и Веремейко на меня набросились с кулаками.  Другие обзывали « куском» и на хер посылали, а ты  человек! Дай я тебя поцелую.
- Рядовой Златкин!- вдруг отчеканил Стафей.
- Я-я!
-  Не забывай меня!
 Тебя забудешь!
  Мы обнялись    и я  вскочил на подножку вагона навстречу неизвестной мне жизни..