Познание. Уровни мышления

Александр Ивашкевич
       Человек непосредственно воспринимает, ощущает, чувствует только своё тело и воздействия на него окружающей среды.
       Человеку дана способность организовывать эти свои  ощущения в некие упорядоченные структуры мышления посредством создания знаковых систем в сознании. 
       Каждому своему ощущению человек сопоставляет,  соотносит определённый образ, знак, символ, слово, понятие, идею. Так возникают язык, речь,  память. 
       Только после такой кодировки своих ощущений посредством знаков, слов, символов, образов и иных представлений человек обретает возможность  мышления - оперирования со своими ощущениями, - способность осознания всей совокупности возникающих у него переживаний. 
       Мыслимые образы, представления,  речь, письменность, смысловые знаковые системы  - это  как бы  аналоговые и цифровые способы отражения ощущений и переживаний человека.  Размышление,  мышление невозможны без определённой предварительной кодировки испытываемых человеком ощущений, чувств, переживаний в форме символов, знаков, иероглифов, букв, слов.
       Придание имён  любому своему восприятию, ощущению, чувству, переживанию - это первый шаг, первый уровень в многоуровневом процессе функционирования разума: мышлении, думании, осознании. Как и написано в Библии (Бытие. 2: 19 - 20 "... всех животных полевых и всех птиц небесных и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым;"
       Когда всему даны имена  -  знаки, символы, слова, звуки.., - возникает возможность второго "шага" (уровня) в процессе мышления - возможность построения системы оперирования со словами, знаками, символами по определённым правилам.  Формируется синтаксис мышления и отражения ощущений внешнего мира и фиксации этого в графике.
       Третьим уровнем формирования, организации  мышления является возникновение возможности независимо от внешних воздействий на человека формировать внутри своего сознания,  разума, мозга  новые образы, знаки, символы, слова, понятия, фразы, предложения и комбинации "идей" из них.  Это  творческий уровень мышления и сознания -  уровень творения новых понятий,  идей и представлений, которых в непосредственной жизни человек не наблюдает, не ощущает.
       Четвёртым уровнем мышления можно считать создание  системы законов, правил, посредством которых можно формировать новые правила и законы образования идей, фраз, теорий предыдущего уровня мышления и системы их оценки. Идеи об идеях идей. Мысли о мыслях мыслей. Логика логики.
       В подобных же иерархических отношениях находятся и все объекты, системы материального мира. Единство сознания и бытия.   Единство эпистемологии и онтологии. Единство бытия и познания.
       Думаю, что именно этот аспект способа познания, понимания природы подразумевается в известном древнейшем изречении: "Познай самого себя" ( лат. Nosce te ipsum) - надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему.)
       Через и посредством  познания собственных ощущений, переживаний, процессов собственного развития, эволюции и смерти, человек может понять, что происходит во внешнем  мире,  познать законы существования, развития и эволюции природы.
       Через познание себя человек  познаёт  и объясняет  всё  то, что не дано ему в непосредственных ощущениях.
       Посредством разума, мышления, сознания, путём выдумывания,  построения гипотез, моделей, теорий и  концепций человек познаёт и понимает  самые общие  законы устройства и  развития мира.
       Это проявление Единства  всего, что есть в мире во всех его бытийных и мыслимых проявлениях.

       "Почему наш мир познаваем?" http://proza.ru/2020/08/22/1536
       "Миниатюра о познании всего" http://proza.ru/2020/09/04/1595
       "Путь абсолютного познания" http://proza.ru/2013/09/28/1303
       "Верить нельзя. И без веры невозможно." http://www.proza.ru/2019/09/10/1649
       "Знание, вера..."  http://www.proza.ru/2015/06/20/865
       "Знать - это назвать?" http://www.proza.ru/2015/06/13/895
       "О знании" http://www.proza.ru/2013/09/28/255
       "Ложь есть во всём..." http://www.proza.ru/2014/12/01/2158
       "Эссе о вере и смысле" http://www.proza.ru/2016/09/10/1361