Некоторые проблемы обучения и воспитания

Александр Ивашкевич
       Обучение человека имеет целью научить его  новым знаниям, новым умениям, навыкам выполнять набор определённых действий, преодолевать возникающие проблемы и, при этом,  уметь правильно вести  себя в обществе...
       Принято различать, разделять  процессы образования и воспитания. Это явное заблуждение, совершенно ошибочный подход. Любое "воспитание" - это и есть, по существу, обучение, образование: научение человека вести себя так, как должно, как принято в данном обществе. 
       Воспитание человека -  это усвоение им норм и правил  поведения в тех или иных  обстоятельствах. Поэтому  говорить о раздельном "обучении" и "воспитании"  в школе - это всё равно что противопоставлять слова  "что?" и "как?".
       Хотя...  Под термином "образование" обычно  подразумевают  освоение  знаний  по конкретным  дисциплинам:  математике, физике, химии, географии, истории, литературе и т.д. А понятие "воспитание"  трактуется как  обретение воспитуемым  норм  нравственности, морали, правил  поведения, отношения к другим людям, обществу, стране, природе и т.д. Но ведь усвоение этих алгоритмов  существования  происходит посредством обучения, образования! А само образование невозможно без знания соответствующих правил и норм поведения в школе, в вузе при этом. 
       Следовательно, разделение  единого процесса  формирования  полноценного гражданина общества, грамотного, знающего основы мироустройства, культурного человека  на  "обучение" и "воспитание"  - это довольно условно и произвольно.
       Образование  происходит на базе  определённого  воспитания,  а воспитание невозможно без обучения и знания. Это две стороны одной медали...
       Усваивая что-то новое человек меняется. Давно отмечено!  Обученный, воспитанный человек - это совсем другой человек, чем был до этого.
       Почему человек изменяется? Потому, что меняется его мозг. Обретение новых знаний, навыков, умений всегда и обязательно сопровождается изменениями  в коре головного мозга человека. Новые знания - это, по существу, и есть  новые межнейронные  связи и новые синаптические связи в головном мозге (наш мозг состоит примерно из ста миллиардов нейронов нескольких сотен видов, у каждого из которых есть тело клетки, нисходящий отросток-аксон и многочисленные дендриты и терминали аксона, расходящиеся к другим нейронам и образующие примерно тысячу триллионов синаптических связей между этими ста миллиардами нейронов) для связи мозга с органами движения, гормональными системами и другими структурами организма, для обеспечения практической реализации усвоенных новых знаний и умений.
       Можно сказать, что знания формируют личность человека!  Знания - это сила, которая меняет человека. И обретя новые знания человек может целенаправленно по новому  менять окружающую его среду. И чем больше у человека  знаний, тем  в большей степени (сильнее)  он способен влиять на всё. И на себя!
       Если приобретённые человеком  знания, умения и навыки не используются - человек не думает, не вспоминает об этом, не применяет их на практике, - то он возвращается в своё исходное состояние, в котором был до обучения. Все новые нейронные цепи и сети распадаются за ненадобностью...
       Обучение без одновременного применения  на практике  усвоенного не даёт  устойчивых  новых  знаний и умений. В педагогической практике это давно понятая аксиома! Каждый человек  это знает по своему опыту - то, что не используется быстро забывается.
       "Забывание" -   это деградация, разрушение  возникших при обучении, восприятии  межнейронных (синаптических) связей, цепей и сетей в головном мозге.
       "Вспоминание"  чего-либо ранее усвоенного  - это  активизация  соответствующих этому  знанию , умению, навыку  возникших при обучении новых  неврологических структур.
       Память о чём-то  тем  прочнее, чем  устойчивей и разнообразней  синаптические связи, отражающие это.
       Можно выделить знания-знания и знания-умения. "Знания-знания" - это теоретический  уровень усвоения массива  воспринимаемой информации. "Знания-умения"  сейчас в современной российской педагогике  обозначают термином "компетенции".  Под "компетенциями"   понимают способность  обученного успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний  с целью решения  возникающих   задач;  это  совокупность знаний, умений, навыков, алгоритмов поведения и индивидуальных способностей ,  позволяющих достигать  желаемых  результатов.  Термин «компетенция»  был  введен  Уайтом в 1959 г., для характеристики   «эффективного  взаимодействия (человека) с окружающей средой».
       Человеку необходимо не  просто знать "что-то" или про "то", но и  "как"! А это возможно только тогда, когда  образование, обучение  осуществляется  через практический опыт применения усвоенных знаний, через решение практических задач. В идеале обучение  следует   в режиме единого, одновременного усвоения "знаний - знаний" и "знаний - умений"! Элементы такого подхода реализуются в методе обучения под лозунгом  "делай как я". Но это индивидуальный подход.  В современной школе  (и средней и высшей)  такой подход  трудно реализовать - слишком много обучающихся. Поэтому приходится разделять "теоретический" уровень  обучения и последующую их активацию и актуализацию различными способами - демонстрация, лабораторный практикум, производственная практика и др.
       Оценку качества обучения можно проводить по величине "коэффициента полезного действия" (КПД) - степени эквивалентности  мыслей и действий. Если обретённые знания  адекватно могут  воплощаться  в полезные (нужные, необходимые)  и нравственные действия, значит цели образования и воспитания достигнуты! 
       К сожалению, современные выпускники  вузов, зачастую,  имеют весьма низкие значения КПД...
       Такое положение вещей - это, пожалуй,  главная проблема современного образования в российских вузах.
 
       "Вопросы модернизации высшего образования в современных социально-экономических условиях России." Современные наукоёмкие технологии, 2010, №12. с.61-63

       "Некоторые особенности системного преподавания химии"
       http://proza.ru/2017/08/30/824       
       "Знать - это назвать?" http://proza.ru/2015/06/13/895
       "Знание, вера..." http://www.proza.ru/2015/06/20/865
       "В начале было..." http://www.proza.ru/2015/09/14/1344
       "Как учить людей?" http://proza.ru/2018/02/11/2156
       "Образование. Часть 3" http://proza.ru/2021/06/08/1024