О талантливых людях...

Александр Ивашкевич
       Бездарные, неконструктивные, обделённые искрой Божьей люди стараются принизить людей творческих, одарённых, делающих что-то новое, находящихся рядом с ними.
       Они придумали стандартные для этого приёмы. Обвиняя творящих в том, что они ничего нового не делают, всё, что они создают, мол давно известно, это банальность, штампы и клише...
       Они это говорят не потому, что могут сравнить с чем-то, а просто чтобы не казаться в своих глазах ущербными, бездарными и никчемными...
       Унижая других - хотя бы на словах и в своём ограниченном и бесталанном представлении - они, тем самым  создают какое-никакое  смысловое представление о себе, формируют смысл своего существования.
       Именно этому посвящено произведение Пушкина "Моцарт и Сальери".
       Сейчас известно что Сальери  не было никакого смысла травить Моцарта. И он этого не делал. Но теоретическая идея Пушкина отобразила суть принципиального различия и отношения людей творческих и тех кому это не дано, но очень хочется...
       Эта коллизия отображена во многих произведениях.  На моей памяти этот сделано наиболее точно  в произведении Даниила  Гранина "Иду на грозу".
       Но Пушкин это обозначил наиболее ярко!
 "Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался — слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
323
Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять еще о славе.
Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
Вкусив восторг и слезы вдохновенья,
Я жег мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с легким дымом исчезали.
Что говорю? Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним
Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную?
Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашел созвучия своим созданьям.
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.
Нет! никогда я зависти не знал,
О, никогда! — ниже;, когда Пиччини
Пленить умел слух диких парижан,
Ниже;, когда услышал в первый раз
Я Ифигении начальны звуки.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!"
        Талант - это то, благодаря чему обретённые человеком знания и умения позволяют ему делать всё, что он может делать на порядки лучше, выше, красивее, значимей, ценнее, чем сделано среднестатистическим человеком. Талант может создавать новые качества, новые представления, новые направления, новые смыслы...
       Если обычный человек существует, действует в определённых рамках отпущенных ему качеств жизни и может, в лучшем случае, приблизится к их границам, то талант способен преодолевать общепринятые границы и создавать новые реальности бытия.
       Талант - это не механическая совокупность больших способностей, умений и навыков. Как говорится,  из тысячи кроликов не сделаешь одного слона.
       Талант - это качественный скачок в уровне возможностей человека. Это что-то надличностное, надиндивидуальное. Поэтому талант и не передаётся по наследству. Генетически наследуются лишь способности обретения умений, навыков, знаний. Но не таланты. Говорят же, что природа отдыхает на детях гениев...
       Талант - это как некая надстройка над способностями человека, дающаяся человеку откуда-то извне. Говорят, что от Бога. Талант - это нечто божественное и источник его лежит вне человека. Талант человеку "даётся" и он его реализует. Или не реализует...

        "Человек, талант, гений" http://www.proza.ru/2014/08/22/64
        "Талант, знания, умения" http://www.proza.ru/2015/04/03/1829