От феноменологии - к системологии

Лев Лерман
(научно-философский набросок)

Данная статья относится к философии развития научного познания.


Не является новостью, что наука развивается от изучения неких конкретностей к изучению всё более крупных агрегаций. Так, химия прошла путь от химии отдельных классов веществ к общей и затем к физической химии. Ботаника и зоология вошли отдельными разделами в биологию - и т.п.

В общем случае, можно сказать, что наука начинается с изучения отдельных, как бы изолированных, феноменов и постепенно продвигается к изучению более крупных систем, в которых ранее изученные по отдельности феномены становятся составными частями, разделами, в которых обнаруживаются соответствующие общие (для данной системы) закономерности.

На данный момент на вершине этой пирамиды познания оказалась системология, очень молодая наука, которая изучает любые системы - взаимосвязанные совокупности элементов с протекающими в них (элементах и их совокупностях) процессами, независимо от их природы, предметности. Такой подход позволяет обнаружить крайне важные общие закономерности в системах разной природы, что, в свою очередь, открывает возможность изучать одни системы, изучая другие, им подобные (Л. Лерман. Изохарактерность процессов.  http://www.proza.ru/2019/12/22/1918).

Такой методологический подход иной раз может оказаться неожиданно результативным. Так, можно заметить определенную аналогию между выстраиванием системы правил устройства, скажем, электроустановок и выстраиванием структуры и алгоритмики государства как системы управления социумом. В системе норм, разработанных Международной электротехнической комиссией, например, прямо указывается, что нормы и меры по обеспечению электробезопасности (заземление, режимы нейтрали и т.п.) должны применяться в их взаимосвязи; изолированное применение отдельных норм может, наоборот, привести к снижению уровня электробезопасности. Точно так же и при построении демократического государства: внедряемые по отдельности те или иные демократические институты, не будучи подкреплены другими, как показала история, либо терпят крах, либо ведут к диктатуре и тоталитаризму.

Исходя из такого подхода, становится ясно, почему, к примеру, прогрессивные реформы Александра II привели отнюдь не к построению устойчивого государства. В тогдашней Российской Империи, как оказалось впоследствии, не были созданы механизмы эффективного обуздания коррупции, всё более расцветавшей на всех уровнях: от квартального надзирателя до генерал-фельдцехмейстера. Не сложилось также эффективной государственной защиты прав и интересов подданных под патронатом государства в условиях отсутствия механизмов эффективного согласования интересов различных социальных групп и слоев населения, которые во многом оказались предоставлены сами себе. Всё это к началу ХХ века привело к недопустимому падению авторитета государственной власти, т.е. самодержавия, в обществе. Политический режим оказался слишком уязвимым для действия дестабилизирующих факторов, а запас его системной устойчивости – недостаточным (особенно – в условиях затяжной войны), что и привело страну к катастрофе 1917 года.

Также становится ясно, почему в современной России всё возвращается на круги своя: точка невозврата обнаружилась в 1930-х годах, когда вся институциональная система СССР оказалась напрочь сцементирована супермилитаризованной экономикой, практически полностью завязанной на военный госзаказ. Огромное количество людей оказалось практически намертво привязано к источникам средств к существованию, которые поступали исключительно из госбюджета. В те годы большевистский режим таким образом решал проблему долгосрочного удержания власти за счет ликвидации всех мало-мальски самостоятельных субъектов социальных процессов. А в годы «перестройки» мы наблюдали «симметричный» процесс. Тогда провал конверсии был во многом обусловлен тем, что основные структуры промышленности оставались столь же привязанными к госфинансированию, персонал и менеджмент предприятий оказались неспособны цивилизованно, не воруя, работать в рыночной парадигме. А что может быть обеспечено госфинансированием лучше, чем «оборонный заказ»? Вот оно и вернулось…