Начальник тишины. 47. Рукопись VIII

Монах Салафиил Филипьев
(Начало: http://www.proza.ru/2019/11/16/1101)

Рукопись "Начальник тишины"

VIII. Таинство Церкви

      * Церковь — Богочеловеческий организм. Человеческое в Церкви, особенно его недостатки и язвы видны всем. А вот Божественное видят только святые и Ангелы. И хотя большинство из нас не видит Божественное, но нам дарована благая возможность веровать в него. Это и значит — веровать в Церковь, членами коей сподобил нас быть Господь.
      Вера в Церковь необходима всякому желающему жить духовной жизнью и приобщиться к умно-сердечному деланию, поскольку без этой веры духи злобы будут то и дело отвлекать и смущать делателя. Как жаль, что мы мало заботимся о стяжании сей спасительной веры.
      * Условия жизни христиан в разные периоды истории различны, но все устрояет для нас Господь к нашему же благу.
      Вот, к примеру, первые три века Христианство росло и укреплялось, несмотря на гонения и отчасти благодаря им, ибо мученики есть семя Христианства. Однако со временем из-за территориально-административной разобщенности христианских общин появился ряд нерешенных вопросов. Возникли споры. Божественный Промысл устроил так, что наступила эпоха христианских царств, когда возникли условия для созыва Вселенских Соборов, на которых были разрешены все основные спорные вопросы.
      Однако в эпоху христианских царств христианское общество обмирщилось. И Господь попустил падение этих царств как в Европе, так и на Востоке. После падения Константинополя, Русь, перенявшая его служение, выдерживала натиск обмирщения несколько столетий, но пала от той же духовной болезни, что и Константинополь. Название болезни — теплохладность.
      Падение православных царств совершилось тоже по милостивому попущению Божию. Гонения ХХ века — это возможность очищения и оздоровления христианского общества. Особенно очистительные гонения ниспослал Господь Русской Церкви, ибо Русское Православие — это последний монолитный оплот Церкви Христовой в мире сем. Но и здесь не обошлось без искушений. Многие представители Церкви вместо того, чтобы признать гонения как призыв к покаянию, либо озлобились и ожесточились против гонителей, либо пошли им в услужение…
      И это проходит. Каким будет следующий период и каково его значение в истории Церкви — не совсем ясно. Очевидно, это будет период скрытого гонения на Церковь под видом лояльности и даже поддержки со стороны мироправителей века сего, безусловно чуждых Христу по своему духу. Но и в то время найдутся свои положительные стороны: церковная организация будет относительно свободна и независима от каких-либо внешних сил, возникнут условия для духовного созидания и даже миссионерства. Приближающийся период, по всей видимости, будет опасен тем, что многие церковные руководители впадут в полную зависимость от сильных мира сего. Что будет дальше в таком случае, только Богу известно.
      Но как бы там ни было, достаточно предыдущего опыта Церкви, чтобы сделать два важных вывода.
      Первый: христианское общество в своем большинстве во все периоды истории не могло удержаться на должном уровне веры и благочестия, потому Господь изменял общественные условия. Разумеется не всё христианское общество не оправдывало Промысла Божия о себе. Всегда были святые люди, достигавшие спасения благодаря подвигу соработничества с Богом.
      Отсюда второй важный вывод: возможность спасения предоставлялась, предоставляется и будет предоставляться христианам всех времен. Воспользоваться ею в лоне Церкви Христовой может каждый. Но такой путь личного спасения, к сожалению, не многих привлекает, так как требует усилий и немалого духовного аскетического труда, а иногда и подлинного добровольного мученичества. Большинство предпочитает думать, что принадлежность к Православной Церкви спасает автоматически, сама по себе, — печальное заблуждение.
      Православному христианину, кем бы он ни был, в какой стране и в какую эпоху бы ни жил, следует торопиться вступить на путь личного спасения, на путь умного делания, на путь соработничества Богу. И тогда упование наше действительно нас не подведет.
      * Хорошо ли христианину быть ревнителем Православия? Очень хорошо и богоугодно, но при условии, чтобы непременно быть ревнителем и собственного спасения. Став таким ревнителем, лучше всего послужишь Господу Богу, достолюбезному Православию и самому себе.
      Но если ты в своей горделивой ревности думаешь спасать Церковь, то это именуется «ревностью не по разуму». Остановись, самозваный ревнитель, оставь свою фантазию о спасении Церкви, лучше предоставь Церкви спасать тебя самого, а для этого необходимо признать свое собственное состояние погибельным, признать себя нуждающимся в Спасителе. Без такого признания мы — не христиане, а гордые фарисеи, отвергающие Спасителя и Церковь по причине гордоумия и завышенного самомнения.
      Итак, хорошо быть ревнителем, но ревнителем собственного спасения в лоне святой Православной Церкви.
      * Среди мира зла для мятущейся человеческой души есть два великих, неложных утешения, два путеуказующих спасительных света. Один свет — это святое Православие, а другой свет, горящий внутри первого, — смиренная непрестанная молитва. Все остальное, хотя и ценится миром весьма высоко, в действительности суетно и преходяще.
      * Древняя латинская мудрость гласит: «lex orandi lex credendi», что значит: «закон (правило) молитвы — закон (правило) веры». Несколько изменив эту поговорку, получим абсолютную формулу религии: «мера молитвы — мера веры». То есть высокий или низкий уровень молитвенности человека или церковной общины свидетельствует об уровне и качестве веры этого человека или общины.
      Поэтому явление исихастам нетварного Божественного света, то есть Божества, есть самый точный показатель истинности их веры — личной и общецерковной. Не существует приборов для измерения благодати, и потому высшее свидетельство истинности веры — непосредственное явление Божества верующим, что мы и видим при явлении нетварного света. Конечно, сама собой разумеется обратная связь: вне истинной веры нет и не может быть истинного духовного опыта.
      * Как у монаха есть два крыла: пост и молитва, так и у Церкви Христовой есть два крыла: истина и любовь. На этих крыльях она, как орлица, кружит над миром, собирая птенцов своих. На этих крыльях в годину гонений она улетает в пустыню, на этих же крыльях она по водворении тишины вновь возвращается для крестоносного служения грешному человечеству. На крыльях истины и любви Церковь Христова безбедно достигнет небесных уделов Всесвятого Бога. Каждый верующий в отдельности не имеет этих духовных крыльев, только в лоне Православной Матери Церкви души наши бывают окрыляемы истиной и любовью. И тогда наши частные ограниченные мнения рассеиваются, как едкий дым, и уже всегда и на всё мы способны смотреть глазами Церкви, глазами Христа. Духовно прозрев, мы, наконец, понимаем, что самая великая в мире любовь — это любовь к Истине-Христу, а самая великая истина открывается нам в Боге-Любви.
      * Высочайшее таинство — это Евхаристия, причащение Плоти и Крови, реальное соединение с Богом, реальное соединение с Иисусом Христом. Только после принятия этого таинства христианину открывается путь пребывания в непрестанном молитвенном зрении Бога. Из этого проистекает обращенность внутрь себя (в Иисусовой молитве),  к сердцу, где Царствие Небесное, где через Причастие Иисус Христос — в нас.
      Чтобы такое духовное делание было успешным, нужен труд по воссоединению трех сил собственной души, нужно собирание себя, вхождение в себя и познание самого себя.
      * Истинный исихазм (аскетический путь молитвы и безмолвия) обязательно Христоцентричен. Исихазм ведет к святости, а святость — это Христоподобие.
      * Святые в своем Христоподобии раздают свою жизнь ближним, как Христос отдает нам Свое Тело и Кровь в Евхаристии.
      Святые выражают традицию Вселенской Христовой Церкви, эта традиция и есть святость, то есть жизнь во Христе.
      Святые составляют Церковь, которую мы исповедуем в Символе Веры, как Церковь Святую, Соборную и Апостольскую.
      Каждый святой человек был, кроме прочего, верен своей церковной традиции. Эта верность — одно из условий святости, и она одинакова у разных святых, к какой бы церковной традиции они не относились.
      В каждой местной Церкви заключена и отображена полнота Единой, Соборной Церкви.
      Так как по определению Символа Веры истинная Церковь Христова — Святая Церковь, то в ней должны быть живые святые. Их можно видеть, разговаривать с ними. Они скрывают себя, но наши души чувствуют их. В их присутствии светло и легко.
      * Для спасения необходимо быть православным, а для этого нужно прежде всего стать христианином, открыть для себя неевклидову геометрию Христианства. Стать христианином — это значит пробиться ко Христу, сокрытому в собственном сердце,  это значит через толстую кору внешних установлений и наслоений «человеческого», исторически неизбежных и закономерных в церковной организации, пробиться к Божественному, узреть, познать и полюбить красоту евангельского идеала, приобщиться неотмирности, юродству Христа ради, небесномудрию, незлобию, кроткой всепрощающей любви, иными словами, всему, что и есть Христианство в его первом и последнем значении.

(Продолжение:http://www.proza.ru/2020/01/15/2024)