Беседы в купе 4

Дмитрий Красавин
Распечатки аудиозаписей бесед в купе поезда Москва-Владивосток.
(Приложение к Дневнику бомжа 2-5 - http://www.proza.ru/2020/01/02/543)

Участники:
Арджуна – учитель курсов «Искусство жизни». По вероисповеданию – индус.
Отец Сергий – священник православной церкви.
Дмитрий – музыкант, в недавнем прошлом бомж. В Бога верует, но ни к какой конфессии себя не причисляет.

О вере и прочих вещах

Дмитрий.  В Википедии написано: «Вера — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования». У вас у каждого своя вера, я где-то посередине в свободном плавании. Как мы будем вести разговор о том, что невозможно фактически или логически обосновать?

О. Сергий. Я лично логически ничего обосновывать не собираюсь. Логическое познание ограничено в своих возможностях по очень многим параметрам. У веры ограничений нет. В Послании к евреям сказано: «Вера –- осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Вера это зрение очами сердца духовного мира, ощущение его духовным чувством. Свидетельств истинности нашей веры более, чем достаточно. Апостол Павел в Послании к евреям приводит множество примеров материализации такой веры в ветхозаветных чудесах и называет имена царей и пророков, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими…». У нас, в христианстве, вера является боговдохновенным ответом человека на Божье объявление о приходе Иисуса Христа, «победа, победившая мир», как сказано в евангелие от Иоанна. Бесчисленные свидетельства истинности нашей веры –- в житиях святых и в повседневной жизни прихожан, в обилии свидетельств помощи Божией в наши дни по молитвам верующих.

Дмитрий.  Аналогичных чудес и свидетельств полным-полно и в исламе, и в индуизме, и в других религиях. К примеру, точно так же можно говорить о том, что истинная вера у мусульман, о чем свидетельствуют все те же ветхозаветные цари с пророками, плюс к ним пророк Мухаммед с его полетами и такие же обильные, как в христианстве, свидетельства «помощи Божией в наши дни по молитвам верующих».

Арджуна. Можно привести и массу свидетельств о чудесах, происходивших с людьми далекими от любой религии, но это никак не умаляет сказанного Сергием.

Дмитрий. Мне не нравится словосочетание «истинная вера», оно подразумевает, что все остальные веры не истинные. Ответьте мне и самим себе: вера – это то, что объединяет или то, что разъединяет? Можем ли мы все, живущие на Земле, при таком раздрае в наших верованиях, понять и принять друг друга, если по-христиански – полюбить?

Арджуна. Все религии говорят о Едином духовном начале. Разница лишь во второстепенных величинах: в именах и наименованиях этого Начала, в их культурном оформлении, в мифологиях, обрядах, таинствах… Разница в акцентах, но не в сути. Суть везде едина: материальный мир –- производная мира духовного, порожден им и неразрывно связан с ним во всех своих проявлениях. К сожалению, испокон веков вечное и неизменное чаще задвигается на второй план, подменяясь временным. Отсюда и религиозные войны, и терроризм.

О. Сергий. Доля истины здесь есть, но не надо всех равнять под одну гребенку. Во первых, в мире есть различные религиозные течения, а по сути секты, практикующие сатанизм, приносящие человеческие жертвы. Во вторых, то и дело появляются доморощенные пророки, такие как бывший сотрудник милиции, принявший имя Виссарион и провозгласивший себя Иисусом Христом. Вспомните секту Аум Синрикё, устроившую газовую атаку в Токийском метро или Белое братство, адепты которого предприняли в Киеве попытку массового самоубийства. Я уже не говорю об исламских экстремистах, которые борются за свою веру путем проведения терактов. Кстати, Арджуна, ваш мастер, Шри Шри Рави Шанкар, если я не ошибаюсь, тоже основатель какой-то организации, включенной православной церковью в перечень деструктивных тоталитарных сект. Я уточню сегодня в Интернете.

Дмитрий. Давайте разборку по деструктивным сектам отложим на завтра. Какой вы лично видите выход для человечества, чтобы выйти из спирали наращивания межрелигиозного противостояния?

О. Сергий. Признать очевидное – Иисуса Христа. Других выходов не вижу. Привести к Нему человечество можно через сотрудничество христианских церквей, расширение миссионерской деятельности и борьбу с деструктивными сектами.

Дмитрий.  А что вы, Арджуна, скажите?

Арджуна. Я уже говорил и повторюсь, что истоки межрелигиозного противостояния не в том, что все мы разные, а в том, что Вечное и Неизменное подменяется временным. Брахма, Шива, Иегова, Христос, Аллах – это интерпретации Вечного в сознании людей. Пестрота интерпретаций свидетельствует о безграничности Вечного. Сводить запредельное, Бога, к какой-либо одной традиции, одной культуре, одной религии, означает умалять Его, пытаться ограничить Того, Кто не имеет границ. Сегодня мир находится в кризисном состоянии. В основе его ограниченные отождествления. Люди отождествляют себя по ограниченным признакам: гражданству, национальности, религии, забывая, что мы все дети Земли по плоти и частички Божественной любви по духу. У нас один Бог, одна Истина, один Мир. Как выйти из этого кризиса? Просвещение, молитвы, медитации, встречи религиозных лидеров.

Дмитрий.  Вы в прошлой беседе усомнились в твердости веры отца Сергия. Я полагаю, что его сегодняшняя бескомпромиссность, в какой-то степени подогрета вашими словами. Объясните, чем вызвано подобное обвинение?

Арджуна. Сила веры определяется тем, насколько человек доверяется Богу, не ограничивает ли Господа своими представлениями о Нем, признает ли Его безграничные возможности. Нематериальное, вневременное, внепространственное можно описывать лишь символически, и таких описаний может быть бесконечное множество. Критериями их ложности или истинности могут быть только сами люди, их поведение, их взаимоотношения с другими людьми и со всем нашим миром – насколько они дружелюбны, чистосердечны, добры, насколько счастливы, благодарны, веротерпимы.

Дмитрий.  Терпеть можно лишь до поры, до времени, а потом, если пар не выпускать, так рванет – мало не покажется.

Арджуна. Да, вы правы – «терпимы» не то слово. Бог – это любовь. Принимая безграничность этой любви и способов ее выражения, следует также относиться с любовью или, на первых порах, по скудости нашей, – с уважением, почтением к религиозным взглядам инакомыслящих.

Дмитрий.  А если эти взгляды толкают людей на самоубийства или на какие-либо противоправные действия?

Арджуна. На то есть правоохранительные органы.

Дмитрий. Вы сказали, что сила веры зависит от степени доверия человека к Богу. А как определить степень доверия?

Арджуна. По открытости человека к другим людям, готовности принять любые вызовы. Мы с вами согласились, что Бог вездесущий, всезнающий, всемогущий. Согласились со словами Сергия, что Бог Сам в Себе всесовершенная Любовь и изливает любовь на все творение. О чем тогда можно беспокоиться? Сделал дело, вложился в него на 100 процентов – гуляй смело, ибо результат в любом случае будет такой, какой угодно Богу. Считает Он нужным наградить тебя прибавкой к зарплате или обрушить на тебя гнев начальства – принимай то и другое с благодарностью.

Дмитрий. Боюсь, начальник примет вашу благодарность за издевку.

Арджуна. Так вы ж не начальнику благодарность высказываете, а Богу. С начальником можете ругаться или склонить пред ним голову. Но если вы человек глубоко верующий, то при этом внутри будете всегда спокойны и уравновешены. Вы сделали все возможное, но не получилось – что с того? Вы в любом случае в выигрыше. Вам не в чем себя винить, поэтому у вас всегда есть повод благодарить Бога и радоваться. Ничто не может стереть улыбку с вашего лица даже при неудачах, ибо неудача побуждает к поискам, совершенствованию. Почему бы, зная что все происходит по воле Бога, не улыбаться в глубине сердца?

Дмитрий.  В этом что-то есть. Но как все сказанное сейчас увязать с вашими недавними обвинениями в адрес отца Сергия?

Арджуна. Я ни в чем его не обвинял и не обвиняю – он искренен, дружелюбно настроен к нам обоим. Я просто спровоцировал Сергия упереться в громоздящиеся в его мозгу  перегородки между религиозными конфессиями. Теперь ему ничего не остается как: либо констатировать факт, что, как говорил митрополит Платон «наши перегородки до неба не доходят»; либо отказать Тому, Кого славят за этими бесчисленными перегородками, в Его вездесущности.

Дмитрий.  Или в любви ко всем нам.

О. Сергий. Пока вы тут спевались, я нашел таки в Интернете список деструктивных сект. «Искусство жизни», основатель Шри Шри Рави Шанкар – это не ваша, Арджуна секта?

Арджуна. Моя.

Дмитрий.  Я беру тайм-аут. Слишком много информации надо переварить, да и перекусить уже давно хочется. Давайте поговорим о сектах после обеда.

Продолжение - http://www.proza.ru/2020/01/14/601
Начало и перечень бесед - http://www.proza.ru/2020/01/10/1512
Вторая часть Дневника бомжа – http://www.proza.ru/2020/01/02/543