Беседы в купе 5

Дмитрий Красавин
Распечатки аудиозаписей бесед в купе поезда Москва-Владивосток.
(Приложение к Дневнику бомжа 2-5 - http://www.proza.ru/2020/01/02/543)

Участники:
Арджуна – учитель курсов «Искусство жизни». По вероисповеданию – индус.
Отец Сергий – священник православной церкви.
Дмитрий – музыкант, в недавнем прошлом бомж. В Бога верует, но ни к какой конфессии себя не причисляет.

О сектах и некоторые итоги.

Дмитрий. Я тоже сейчас познакомился с упомянутым отцом Сергием списком деструктивных тоталитарных сект. Этот документ является итоговой декларацией конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» проведенной в Новосибирске в ноябре 2004 года. В конце его написано: «Принято единогласно участниками конференции, гражданами России, Казахстана и Украины, представителями 22 епархий Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви». Общее число насчитанных участниками конференции деструктивных сект и групп – 460 (четыреста шестьдесят!!!).
Удивительный документ! Сразу вспоминаются тридцатые годы, когда по всей стране проходили собрания рабочих и колхозников, гневно осуждавших врагов народа, или уже ближе к нашему времени «Я Пастернака не читал, но осуждаю». Сомневаюсь, что хотя бы один из участников этой конференции детально ознакомился, а тем более прочувствовал изнутри, что из себя действительно представляет каждая из включенных в список организаций. Но, не сделав этого, как можно всех чохом осуждать?

О. Сергий. О каждой из этих организаций была собрана обширная информация, включающая массу документов.

Дмитрий.  И вы думаете, каждый участник со всей этой информацией вдумчиво и беспристрастно ознакомился?

О. Сергий. Да, я так думаю.

Дмитрий.  Это физически невозможно! И потом, как можно осуждать, не предоставляя слово обвиняемым или их адвокатам? Это уже не суд – а средневековое судилище, охота на ведьм!

О. Сергий. Я понимаю вашу логику и отчасти согласен с нею, но когда государство на протяжении многих лет не принимало никаких мер по обузданию разгула в стране мракобесия, как можно было с этим мириться? Церковь встала на защиту граждан от тотального оболванивания, от угроз их психическому и физическому здоровью. Да, церковь можно упрекать, что тут или там, надо было делать по другому, какие-то организации не включать в список, какими-то дополнить. И эти упреки могут быть справедливыми, но совсем ничего не делать было бы преступлением перед совестью, перед верой.

Дмитрий.  Да, мы с вами тут слишком далеко друг от друга. Давайте конкретизируем тему. Фонд «Искусство жизни» также причислен к тоталитарным, деструктивным сектам. Вы согласны с этим?

О. Сергий. Я тоже покопался в интернете и нашел массу противоречивой информации об этой организации и, откровенно говоря, слегка запутался, но один из главных признаков тоталитарной, деструктивной секты в Искусстве жизни определенно присутствует – наличие харизматического лидера.

Дмитрий.  Но такие лидеры есть и в христианстве: папа римский, патриархи. А священники разве не  харизматические лидеры? Им даже ручки целуют.

О. Сергий. Целуют ручку дающую причастие, а это символически уже ручка Христа! Здесь нет никакого преклонения перед священником. Основателю Искусства жизни Шри Шри Рави Шанкару индусы в ноги падают. Он – гуру, авторитет, указывает другим, как тем надо жить.

Дмитрий.  Возможно, и в нем индусы приветствуют не человека, а Бога? По их вере в сердце каждого человека прячется Бог. Помните, у Олега Митяева есть песня: «Я приветствую в тебе Бога»?

О. Сергий. Хорошая песня, но не о Том она Боге.

Дмитрий.  Арджуна, а вы почему молчите?

Арджуна. Странно все это. Вы тут говорите о сектах и группах, следовательно, о чем-то маленьком, изолированном от мира. Какое отношение это имеет к Искусству Жизни? Участники наших курсов и программ люди разных национальностей, разных вероисповеданий, есть среди них и мусульмане, и христиане. Мы не изолированы от мира, а даже более открыты, чем традиционные религиозные конфессии. На сегодняшний день наша организация осуществляет свою деятельность в 165 странах и занимает второе место в мире после «Красного креста» по количеству волонтеров, работающих во всех уголках земного шара. Мы проводим программы по снятию постстрессового напряжения и оказываем помощь пострадавшим в военных конфликтах и стихийных бедствиях по всему миру. Что касается отношения индусов к основателю Искусства жизни Шри Шри Рави Шанкару, то оно не выходит за рамки принятых в Индии отношений учеников к учителям. В нашей стране испокон веков культивировалось уважительное отношение к наставникам. Поклон в ноги – знак особого уважения и используется довольно часто. Что касается иронии, с которой Сергий произносил слово «гуру», то она не уместна. У нас у всех есть в жизни учителя. Первые учителя – наши родители, которые учат нас говорить, ходить, познавать мир, потом приходят школьные учителя и учат нас арифметике, читать, писать. Потом приходит учитель, который учит нас основам какой-либо профессии. Гуру – духовный учитель. Самому гуру поклоны преданных не нужны. Единственное, чего он желает, чтобы его ученики научились самостоятельно мыслить, превзошли его в знаниях. Если после 12 лет ученичества такого не происходит, значит либо гуру не тот, либо ученик ленивый.

О. Сергий. Что-то подозрительно, все гладко. Сколько у нас в России то тут, то там разных гуру появлялось и появляется – запугивают концом света, обдирают паству и исчезают с денежками.

Дмитрий.  А сколько по России ложных монахов и священнослужителей развелось, собирающих деньги якобы на храм или еще на что? Не надо путать мошенников с теми, кем они прикидываются.

О. Сергий. Не знаю, не знаю…

Дмитрий. Кстати, я в интернете нашел фотографии встречи Шри Шри Рави Шанкара с Папой римским. Они там раскланиваются друг с другом без всяких претензий. Похоже, что у Папы римского другое мнение об Искусстве жизни. Показать?

О. Сергий. Мне это не интересно.

Дмитрий.  А фотографии его встреч с президентами разных стран, включая президента США, деятелями культуры?

О. Сергий. Потом как-нибудь.

Дмитрий. А еще есть свеженькие фотографии с церемонии присвоения ему звания почетного доктора Уральского федерального университета. Вы, Сергий, говорили, что учились там.

О. Сергий. За что это ему такая почесть?

Дмитрий. Не знаю. Может Арджуна прояснит?

Арджуна. Я не слышал об этом. Он во многих университетах является почетным доктором, постоянно в гуще событий, встречается с мировыми лидерами, организует конференции – за всем не уследишь. Кстати, Шри Шри идейный вдохновитель международного форума "За этику в бизнесе", ежегодно проходящего в Европейском Парламенте в Брюсселе. В Индии он основал Шри Шри университет, который, спустя всего пять лет, был признан лучшим инновационным университетом страны.

О. Сергий. Ваш гуру – основатель университета???

Арджуна. А вы не знали? Гуруджи считает, что многие беды нашего общества происходят из-за дефицита знаний. Одним из первых шагов Искусства жизни было создание школы для малоимущих детей. Денег тогда совсем не было, но надо было обучать 175 детей, кормить, одевать. Окружающие считали его затею со школой провальной, но тем не менее помогали. Кто-то принес два мешка риса, кто-то поделился одеждой, сахаром. Так все начиналось. На сегодняшний день  в основанных Шри Шри Рави Шанкаром бесплатных школах в сельских местностях и на территориях проживания различных племен ежегодно учатся более 50 000 детей.

О. Сергий. Это все удивительно и похвально, но, как я слышал, суть Искусства жизни не в благих делах, а в йогических техниках, уродующих психику людей. Давайте об этом поговорим. Чему вы учите людей на своих курсах?

Арджуна. Базовые курсы «Искусство жизни» представляют собой антистрессовые занятия в основе которых лежит запатентованная техника ритмического дыхания с авторским названием «Сударшан Крия». Эффективность техники подтверждена независимыми исследованиями во многих университетах и научно-медицинских центрах. В том числе такие исследования проводились и в России, кажется, в Красноярском университете. Можете поискать в интернете, уточнить.

О. Сергий. В интернете много всего. Кто-то хвалит, кто-то ругает.

Арджуна. Поэтому, осуждать или хвалить что-либо или кого-либо можно лишь на основе личного опыта, а не подстраиваясь к какому-то из хоров.

Дмитрий.  Браво, Арджуна! Но давайте вернемся к сути нашего разговора. На мой взгляд, тоталитарной и деструктивной можно назвать ту организацию, которая монополизирует право на истину, обещает своим адептам или своей пастве достижения каких-либо духовных вершин, которые вне этой организации не достижимы. Помните у Маяковского в окнах РОСТА: «Нигде, кроме, как в Моссельпроме!». Из того, что я нашел в интернете и услышал здесь – Искусство жизни таковой не является. Согласны?

О. Сергий. Возможно. Но мне надо еще над этим поразмышлять.

Дмитрий.  Отец Сергий, а вы сравните Искусство жизни с Православной церковью Московского патриархата.

О. Сергий. В каком смысле?

Дмитрий.  Возьмите перечень признаков, по которым организации включались в список тоталитарных, деструктивных сект и по возможности беспристрастно попробуйте примерить каждый из них поочередно к Искусству жизни и к нашей церкви. Примеряйте и сравнивайте. Секта – это нечто ограниченное. Сравните по числу участников или верующих, по числу стран в которых ведутся наши богослужения и тех, в которых проводятся курсы Искусства жизни. Сравните на предмет тоталитарности, где больше неприятия инакомыслящих, агрессивности, самовозвеличивания…

О. Сергий. Вы на что намекаете?

Арджуна. Я полагаю, нам снова следует сделать паузу для размышлений.

Дмитрий.  Вы можете с отцом Сергием поразмышлять, а я для себя уже определился. Мне понравилась прочитанная сегодня в интернете фраза Шри Шри «God, Guru and Self are synonymous, they are the same». В переводе на русский: «Бог, гуру и Высшее я – синонимы. Это все одно и тоже». Зачем мне Бог где-то в церкви или гуру где-то вовне, если в глубинах моего сердца сокрыто Высшее я – бессмертное, необъятное. Я выписал на эту тему пару цитат из Кришнамурти. Позвольте зачитать?

О. Сергий. Если считаешь это существенным – не смею возражать.

Дмитрий.  «Человек должен быть источником света для самого себя; этот свет является законом. Быть светочем для самого себя – значит не следовать свету другого, каким бы разумным, логичным, исторически обоснованным и убедительным он ни казался».
Вы оба разумны и убедительны. Я бесконечно благодарен вам, беседы с вами помогли мне проникнуть вглубь самого себя и увидеть сокрытый там источник света. А теперь, извините – я пойду своим путем. Тот, у кого есть ноги, уже не ищет костылей.

Арджуна. Шри Шри Рави Шанкар говорил о Джидду Кришнамурти, что тот от рождения пребывал на высшем уровне сознания и не принимал во внимание существование других уровней. Но для большинства людей, чтобы увидеть в глубине сердца «источник света», необходимы духовные практики. Принижение роли духовных практик привело к тому, что в школах Кришнамурти за 50 лет работы "ни одного нового ума" не было создано. У вас, Дмитрий, сейчас нечто вроде озарения. Вы думаете, что это на всю жизнь, но, как правило, такие озарения длятся не долго. Человека захватывает рутина, периодически накатывают разной степени стрессы, и ум перестает замечать идущий от сердца свет. Поэтому абсолютному большинству из нас необходимы церковные общины или духовные практики, чтобы очищаться от внешнего, наносного, чтобы ум и сердце всегда работали в унисон.

О. Сергий. Христос говорил: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
«Собрание всех» – не ограничение духовной жизни, а ее суть. Суть греха – в  разделении. Уединение как этап духовной жизни здесь, на земле – необходимо. Но именно как этап. Даже монахи-отшельники не отвергали храмового богослужения, и из своего уединения на Пасху вместе сходились. Поразмышляйте над этим, Дмитрий.
Для меня тоже эти беседы оказались душеполезными, спасибо вам обоим. Мне кажется, я нашел искомое нами в первой беседе определение внешних признаков человека, уже открывшего Бога в сердце своем. Их три: легкая улыбка, как свидетельство внутренней удовлетворенности; благие дела, как естественная потребность любящей души к самовыражению; смирение, как осознание божественной безбрежности. Последнее означает не возвеличивание над другими ни самого себя, ни своей религии, ни своей страны. Каюсь, с первым и третьим признаками у меня были проблемы. Буду над ними работать. Надеюсь, что и на моей пастве эта работа скажется благотворно, ибо «Каков поп, таков и приход».

Арджуна. Мы все созданы из вещества называемого любовью, а значит, суть каждого из нас изливать эту любовь на весь этот мир. Отделять праведников от грешников, навешивать ярлыки: «этот хороший», а «тот плохой» – не наша забота. Наша забота не загрязнять своей сути, проявлять ее в делах, в отношениях с людьми, с братьями нашими меньшими, с морями, лесами, реками, воздушным Океаном. Все мы, живущие на Земле – одна семья. Когда осознавшие это люди будут ощутимо преобладать на нашей планете, миру и процветанию ничто не будет угрожать.

Дмитрий. Скоро Иркутск, наши пути разойдутся. Давайте обменяемся визитками. Мне бы хотелось в будущем продолжить беседы в режиме онлайн.

Начало и перечень бесед  - http://www.proza.ru/2020/01/10/1512
Вторая часть Дневника бомжа – http://www.proza.ru/2020/01/02/543