ЗФШ 2-1

Яков Задонский
Часть II. ШАУЛЬ  ИЗ  ТАРСА.


Глава 1. Прозелетизм.


Если вам кто-нибудь расскажет о встрече с иудеем-миссионером, рассмейтесь ему в лицо. Современный иудаизм никого не агитирует за свою веру. Мало того, если кто-то решит по какой-либо причине «принять» иудаизм, соответствующего положения иудеи начнут его сильно отговаривать от этого необдуманного шага. И тем не менее.

«Иудаизм в своих собственных определениях не знает расовых, языковых или географических барьеров и является не более ограниченной и этнической религией, чем христианство….

Согласно Торе в Израиле есть место каждому, кто признает единого Бога и следует заповедям Торы, то есть воле Бога, открытой всему человечеству. Неевреи входят в Израиль, когда начинают жить в согласии с заповедями Торы. Они могут выражать исповедание Синайского завета на любом языке. Ритуал обращения (включающий обрезание для мужчин) позволяет любому человеку войти в Израиль. Его или ее прошлое теряет при этом всякое значение, в том числе и генеалогическое. После обращения у него или у нее есть только одно будущее – будущее в Израиле. Язык, акцент, пища, одежда, жилье, профессия, стиль жизни, мировоззрение – все это уступает место сверхъестественной трансформации точно в том же смысле, в каком Павел понимал обращение язычников в Святом Духе.  Наши мудрецы утверждали, что все люди могут найти путь в божье царство. Каждый призван возложить на себя «ярмо Торы» и исполнять заповеди Бога или, по словам мудрецов, небесного царства» (1). 

Другими словами, любой – будь он хоть чукчей, хоть негром преклонных годов – может присоединиться к народу Израиля и стать иудеем.

Принявшие иудаизм и приобщенные к народу Израиля, но по рождению не евреи, получили особое наименование – прозелит или гер.

В истории отношение к прозелитам в Израиле был неоднозначным, что отражено в высказываниях мудрецов Талмуда (2). От «прозелиты любимы Богом; всюду Он видит в них часть Израиля» или, как учил рабби Элиэзер: Бог рассеял Израиль среди народов только для того, чтобы увеличить его численность через присоединение к нему прозелитов, до «тяжелы прозелиты для Израиля, как короста» и «даже в десятом поколении не войти прозелиту в состав Израиля» (3).

И, естественно, крайние позиции в оценке присоединившихся к Израилю, возникли не на пустом месте.

Когда-то иудеи не проявляли настороженности к желающим присоединиться к народу Израиля. Мало того иудеи проповедовали иудаизм среди другим народов и выступали в роли настоящих миссионеров, как это можно наблюдать сегодня в среде христиан.

Исторически первое массовое обращение в иудаизм произошло в древнем Египте. Когда евреи, руководимые Моше, покидали Египет, вместе с ними пожелали пойти не только египтяне, но и многие представители других народов. Тора их называет «эрев рав», т.е. «великое смешение» или попросту «сброд» (4). А почему так? Потому что очень скоро стало ясно, что присоединившиеся, хотя и прошли процедуру гиюра, вовсе и не собирались взваливать себе на плечи все «тяготы», связанные со статусом иудея. Все сорок лет блужданий по пустыне, они мутили воду и, что называется, вставляли палки в колеса Моше. Считается, например, что именно «эрев рав» подбили евреев на изготовление золотого тельца.

И тем не менее, забыв все плохое, к концу Второго храма иудеи широко распахнули двери всем желающим присоединиться к ним и стать народом Израиля.

Есть многочисленные исторические примеры добровольного воссоединения с Израилем, как отдельных исторических личностей, так и целых национальных групп. Пример, который я уже приводил, царь Мунбаз и царица Елена небольшого государства Адиабены (область в верховьях Тигра в Месопотамии, современный иракский Курдистан). Даже о сумасшедшем императоре Нероне, есть слух, что он принял иудаизм.

Многие прозелиты стали славой народа Израиля.  Шемая и Автальон, учителя знаменитых основателей школ-домов Гилеля и Шамая, были потомками ассирийского царя Санхерива.

Онкелос, племянник римского императора Адриана, ненавидевшего евреев, стал великим мудрецом Торы, чей перевод Пятикнижия на арамейский язык был принят и одобрен иудеями и читается по сей день еженедельно в синагогах.

Рабби Акива и его ученик Рабби Меир, по преданию, были потомками злодея Амана

Пророки Ирмиягу (Иеремия) и Ехезкель (Иезекииль) были потомками обратившейся в иудаизм Рахав, которую взял в жены Йегошуа бин Нун (Иисус Навин) после разрушения Иерихона.

Пророк Овадья (Авдий) был прозелитом из эдомитян.

Примерам несть числа вплоть до настоящего времени.

Но это всё добровольно вошедшие в состав народа Израиля. А были и целые народы, которые были присоединены в добровольно-принудительном порядке.

Племянник Йегуды Маккавея, Йоханан Гиркан, захватил южную часть Иудеи, населенной идумеями, и предложил им либо принять иудаизм, либо оставить свои земли. Во время Великого восстания обращенные в иудаизм идумеи отважно защищали город Иерусалим и Храм бок о бок с зелотами. Проникнув в Иерусалим дождливой ночью, они освободили осажденных в Храме зелотов и тем самым обеспечили им победу над их противниками во главе с Ананом бен Ананом. Во время осады Иерусалима Титом среди бойцов Шимона Бар-Гиоры был отряд эдомитян численностью в пять тысяч человек.

Сын Гиркана, Йегуда Аристобул, завоевал Галилею и обратил в иудаизм часть проживавшего там арабского племени итуреев. Подобной «миссионерской» деятельностью занимался и царь Александр Янай.

Вполне естественно, что подобная миссионерская активность привела, в конце концов к тому, что среди иудеев оказалось много обращенных, что называется не совсем по зову собственной души.

Так среди мудрецов появилось разделение прозелитов на гер-цедек и гер-тошав. Т.е. гер-цедек – настоящий прозелит, «прозелит из благочестия», а гер-тошав – случайный попутчик (5).

«Есть три [разновидности] гера. Есть гер, который прошел гиюр ради женщины; говорит ему Святой, благословен Он: «Ты прошел гиюр ради падали – вот, она дается тебе, как сказано: «Геру, что в воротах твоих, отдавай ее». Другой гер – [прошел гиюр, чтобы] получать пропитание как [еврей-] бедняк, и вот ему дают [«дары бедняков»], как сказано: «А когда жнете урожай [вашей земли, не сжинай край твоего поля...]». Третий гер – это тот, кто прошел гиюр во Имя Святого, благословен Он; говорит ему Святой, благословен Он: «Он для Меня равноценен любому из вас, как сказано: «[Вся] община – один закон...», «Тора одна для коренного еврея [и для гера]». И еще больше: он для Меня равен левиту, как сказано: «И придет левит, ибо нет у него...» Сказал Моше перед Святым, благословен Он: «Властелин мира! Это гер – пред Тобою словно левит?!» Ответил [Всевышний] ему:
«Велик он предо Мной – ибо прошел гиюр ради Имени Моего». Чему это подобно? Тому, как если бы олень, выросший в пустыне, пришел и замешался в стадо овец, и пастух кормил бы его, и поил, и любил больше, чем своих овец. Спросили его: «Этого оленя ты любишь больше, чем овец?!» Ответил он им: «Сколько сил я выложил ради моих овец, выводя их утром и приводя вечером, пока они не выросли, а этот, что вырос в пустынях и лесах, пришел сам в мое стадо – поэтому я и люблю его». Так Святой, благословен Он, [говорит]: «Сколько сил я потратил на [сынов] Израиля, выводя их из Египта: указывал им дорогу, давал им манну, заставлял ветер принести им перепелов, вывел им колодец [из скалы] , окружил их облаками Славы, пока они не приняли Мою Тору; а этот – пришел сам, потому-то равноценен он для Меня [сыну] Израиля» (Мидраш Ялкут Шимони, Бо 12.113).


Но даже те из прозелитов, кто пришли к евреям, так сказать, по зову души иногда вдруг не хотели выполнять какие-то казавшиеся им надуманными предписания. И влияли на евреев по рождению разлагающим образом.

Но пока стоял Храм особой опасности не было.


******


(1) Джейкоб Ньюснер. Дети по плоти, дети по обетованию. Рабби беседует с апостолом Павлом. Сетевой журнал Евгения Берковича «Заметки по еврейской истории» № 96 май 2008.

(2) В Торе есть масса положений в защиту пришельца (в первоисточнике слово «гер»). Например, «Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исход 23:9). Однако в большинстве случаев речь идет об иноплеменниках, живущих совместно с евреями. От них не требовалось прохождение гиюра и принятия иудаизма, кроме отдельно описанных случаев, когда пришелец захочет совершить Пасху Господу (Исход 12:48).

(3) Сказал рабби Хельбо: Тяжелы прозелиты еврейскому народу, как прилипчивый лишай, как сказано: «И присоединятся к ним прозелиты, и прилипнут к дому Яакова» (Йешаягу, 14:1).
Комментаторы по-разному интерпретировали это заявление:
1. Прозелиты могут вернуться к своему прежнему состоянию и увлечь за собою евреев, среди которых живут.
2. Прозелиты не столь тщательно соблюдают заповеди, как урождённые евреи, и могут заразить их своим примером или навлечь на них небесное наказание.
3. Прозелиты, напротив, стараются как можно тщательнее соблюдать все подробности заповедей и служат укором прирождённым евреям.
4. Цель изгнания и рассеяния еврейского народа – привлечение прозелитов из народов, среди которых он живет; таким образом, прозелиты опосредованно становятся причиной изгнания.

(4) Понятие «эрев рав» актуально по сей день. Виленский Гаон в книге «Совершенная Мера» (Эвен Шлема) говорит: «Пять видов эрев рав есть в Израиле:
а) склочники и злоязычники;
б) те, кто следуют за своими страстями;
в) лицемеры;
г) гонящиеся за почетом, чтобы заработать себе репутацию;
д) гонящиеся за деньгами».

(5) Рабби Нехемья говорил: И «львиные прозелиты» и «прозелиты сновидений», и «прозелиты Мордехая и Эстер» – не настоящие прозелиты (Трактат Йевамот, 24б). В книге Млахим II 17:25 описана история преследований самаритян львами. И чтобы избавиться от этой напасти, они были вынуждены принять иудаизм. Второй вид прозелитов, те, кому приснился вещий сон, заставивший их присоединиться к народу Израиля. Во времена торжества Мордехая и Эстер над Аманом, многие проходили гиюр из страха перед евреями. 

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/10/1063