Глава 2. Происхождение.
Что меня поражает, когда я смотрю на бесконечную библиотеку увесистых томов, повествующих об апостоле Павле? Как можно из скудной информации, умещающийся фактически на одной странице машинописного текста, выудить целый том писанины. Мало того, не один том, а такое количество, которое не осилить обычному человеку, не пребывающему в неге ничегонеделания, а зарабатывающему себе на пропитание, за всю жизнь. Это удивительно! И желающих написать очередную книгу о нем не уменьшается с течением времени, но скорее всего, наоборот.
Самая большая проблема – апостол Павел не захотел написать свою биографию. И ни один его современник, спутник или соратник не захотели этого сделать. Но, а как же «Деяния», написанные близким Павлу человеком Лукой? – слышу я вопрос просвещенного читателя.
Вот об этом и пойдет у нас речь. А еще о письмах, писанных самим апостолом, в которых он то тут, то там вскользь упоминал о себе. Фактически, кроме Деяний и писем Павла у нас больше ничего нет. И даже Иосиф Флавий, упоминавший по именам разных мелких разбойников, которых, на самом деле, и не стоило вспоминать, молчит по этому поводу. Он, откровенно, и об Иисусе не вспомнил, не считая одного весьма странного абзаца (1).
На первый взгляд, когда исторических источников мало, это момент положительный – меньше противоречий и расхождений. Но, как правило, все наоборот. Павел «деяний» и Павел «писем» – два разных Павла. И ни в том, ни в другом источнике нет его, не то, чтобы полной, но даже приблизительной биографии. Биография – слишком громко, даже простых сведений, кто он и откуда. Однозначных и бесспорных.
Возможно, какой-то человек по имени Лука, по профессии врач и был в окружении Павла. Но только вот беда, книги, приписываемые его авторству – Евангелие от Луки и Деяния апостолов, – он никогда не писал. Сегодня этот факт уже бесспорен. Писал, не писал – какая разница? Не он, так другой. Главное – достоверность изложенных фактов. Но вот тут, по мнению многих авторов, исследующих жизненный путь Павла и пишущих об этом книги, не все гладко и однозначно.
И с письмами самого Павла все не так просто. В каноне Нового Завета таких писем четырнадцать.
Первым усомнился в подлинности всех писем еще в середине 19 века известный профессор богословия в Тюбингене Фердинанд Баур (2). Проанализировав тексты писем Павла, он пришел к выводу, что Павел был автором только посланий к Коринфянам, Галатам и к Филимону. Другой профессор богословия Макгрегор и его сотрудник Мортон (3) – из города Эдинбурга, – используя компьютер и математические выкладки доказали, что пять посланий: к Римлянам, к Коринфянам (два), к Галатам и к Филимону бесспорно принадлежат одному человеку. Сегодня принято, что этот человек – Павел.
Но менее радикально настроенные библеисты все же признают подлинными семь посланий Павла.
Все остальные послания, т.е. еще семь, имеют к Павлу либо косвенное отношение, либо никакого отношения вообще, хотя и надписаны его именем.
Это послания к Ефесянам, Колоссянам, два послания к Тимофею, послание к Титу и второе послание к Фессалоникийцам. Послание к евреям стоит особняком, но, по мнению большинства, Павел его точно не писал.
Впрочем, все эти «тонкости» в нашем расследовании не имеют решающего значения, и приведены мной только с одной целью: показать, что нет абсолютно достоверных исторических источников, из которых можно сделать непротиворечивые выводы.
Встречая биографические книги о Павле, очень важно иметь в виду следующее обстоятельство. Нет ни одного факта из жизни Павла, который бы не оспаривался теми или иными исследователями, хоть прежде, хоть в нынешнее время. И если мой читатель полагает, что он хоть что-то узнал о Павле из его посланий, из рассказов Деяний или каких других источников, то он глубоко ошибается.
Дату рождения Шауля (4) – будущего апостола Павла – точно установить вряд ли возможно. Разброс дат, предлагаемых исследователями, достаточно велик. Пусть будет 10 год нового летоисчисления, как считает сегодня большинство исследователей. А вот место рождения Шауля практически не оспаривается, хотя он сам, в своих посланиях ни разу об этом не упомянул. А откуда же это стало известно? Из Деяний апостолов.
«Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города…» (Деян.21:39) И в следующей главе от его имени сказано: «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском…» (Деян.22:3).
Киликия – историческая область, расположенная в Малой Азии на берегу Средиземного моря (ныне территория Турции). Ко времени описываемых событий входила в состав Римской империи в качестве императорской провинции и управлялась наместником, назначаемым самим императором (см. карту). Весьма древний город Тарс, в котором повезло появиться на свет нашему герою, был столичным городом, со всеми вытекающими из этого положения преимуществами. Со времен империи Селевкидов Тарс прославился как центр культуры и ремесел, грамматики и философии (5).
Шауль родился в обеспеченной еврейской семье, глава которой был римским гражданином и потому унаследовал римское гражданство – важное преимущество во времена описываемых событий, что ему сослужило ни раз в его жизни добрую службу.
Но будучи чистокровным евреем и иудеем получил соответствующее образование: читать и писать – само собой, но главное, он изучил то, что обязан изучить любой иудей и не только правоверный.
Плюс Шауль, скорее всего своим отцом, был обучен некоторому ремеслу, чтобы иметь верный кусок хлеба. Шауль умел шить шатры или палатки, что, как уже сложилось, не всеми исследователями признается. Сам о себе он подобных сведений не приводил, но об этом сказано в Деяниях: «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его… пришел к ним, и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян.18:1-3).
К тринадцати годам, как это происходит и ныне, Шауль достиг возраста «бар Мицва» и возможно отправился в Иерусалим для продолжения обучения «у ног Гамалиила» с намерением в будущем самому стать учителем, мудрецом и книжником. По крайней мере, о своем ученичестве у Гамалиила Павел говорит в речи своим преследователям в Иерусалиме, когда был спасен тысяченачальником Лисием от расправы разъяренной толпы (Деян. 22:3). Однако в своих посланиях Павел Гамалиила и своего ученичества «у его ног» никогда не поминал. Но неоднократно подчеркивал, что он фарисей и сын фарисея.
Как выглядел Шауль вряд ли достоверно можно узнать (6). Ни он сам, ни его «биограф» Лука в своем историческом труде описания не оставили. Однако принято считать, что он был невысок, кривоног, лыс, с густыми сросшимися на переносице бровями и непомерно длинным носом.
Уверен, что большинство моих молодых и прекрасных читательниц решили бы, что внешность Павла была, что называется «так себе». И уж точно не захотели бы видеть в качестве своего бойфренда или мужа мужчины подобного описания. И будут в корне не правы. В те далекие времена красота мужчины оценивалась несколько иначе, чем сегодня. По поговорке «чуть лучше обезьяны – уже красавец»? Ну, конечно, это не так. Основания оценки мужчины были другими.
Все, кто изучал когда-либо историю медицины должны помнить, что по Гиппократу в теле человека циркулирует четыре основных жидкости: кровь, желчь, черная желчь и слизь. Откуда выводились четыре характера-темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В те времена полагали, что «высокий рост не является преимуществом, если баланс жидкостей нарушен. В целом, малорослые люди быстры, поскольку кровь циркулирует по малому пространству и импульсы быстро попадают в место нахождения разума, а высокие медлительны, поскольку кровь, циркулирующая по большому пространству, доносит импульсы до разума позднее».
Кривые ноги – невероятное достоинство мужчины. А мужчина – это, прежде всего, воин, потенциальный или настоящий. «Кривые ноги в описаниях военачальников и воинов свидетельствуют о бесстрашии человека, твердо стоящего на земле».
Лысая голова – свидетельство благочестия. А сросшиеся брови признак мужественности и просто красиво. А вот что касается носа? Оставим этот мнимый недостаток за скобками, чтобы не быть уличенному в скабрезности.
Когда-то очень давно, за много веков до описываемых нами событий, на одном из многочисленных греческих островов явился на свет большой своего времени поэт Архилох, написавший такие строки:
Мне не мил стратег высокий, с гордой поступью стратег,
С дивно-пышными кудрями, с гладко выбритым лицом!
Пусть он будет низок ростом, пусть он будет кривоног,
Лишь бы шел он твердым шагом, лишь бы мощь в душе таил.
Перевод Г.Церетели (7)
(1) Имею в виду, так называемое «Свидетельство Флавия» (Testimonium Flavianum, лат.) из Иудейских древностей. Книга 18, глава 3:3. «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени». Подлинность этого текста оспаривается.
(2) Фердинанд Кристиан Баур (Ferdinand Christian Baur, 1792 – 1860) – немецкий протестантский богослов, основоположник тюбингенской школы экзегетики (т.е. толкования библейских текстов). Баур впервые применил исторический подход к изучению Библии.
(3) Джон Геддес Макгрегор (John Geddes MacGregor 1909 – 1998) – шотландско-американский писатель и философ религии, христианский богослов, заслуженный профессор философии Южно-Калифорнийского университета, почётный доктор искусств Сорбонны, почётный доктор богословия Оксфордского университета и т.д. и т.п.
(4) Я использую именно Шауль, а не греческо-латинские варианты Савл и Саул, хотя бы уже потому, что греческим словом «савлос» (;;;;;;) описывалась особая развязная походка женщины пониженной социальной ответственности, т.е. проститутки «вихляющей задом».
Первый царь Израиля был из колена Биньямина. Его имя Шауль. Павел говорил о себе, что он, по рождению, также из этого колена. Очень может быть, что его имя было дано ему в память того прославленного царя.
(5) Страбон (География, 14.5.13 [673]) дает очень интересное описание Тарса как весьма специфического центра образованности: «Жители Тарса с таким рвением занимались не только философией, но и общеобразовательными предметами, что превзошли Афины, Александрию и любое другое место, какое ни назовешь, где существуют школы и обучение философии. Отличие этого города от других в том, что здесь все, кто занимается наукой, местные уроженцы, а чужестранцы неохотно переселяются сюда. И сами местные жители не остаются здесь, а отправляются за границу для усовершенствования; закончив образование, они охотно остаются на чужбине, и только немногие возвращаются домой... Далее, в городе Тарсе много всевозможных школ риторики. Вообще же Тарс имеет большое и очень богатое население, занимая положение главного города» (пер. Г. А. Стратановского).
(6) В самом начале своего исследования я привел современную компьютерную реконструкцию внешнего облика Павла, выполненную в 2008 году Михаэлем Хаземанном и немецкими криминалистами.
(7) Все цитаты о внешности приведены мной по книге И.А. Левинской «Деяния апостолов».
Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/11/728