Новая страна, новая нация и пассионарность

Лев Лерман
На связь возникновения новой страны и новой политической нации с уровнем пассионарности (точнее – наличием определенной доли высокоактивных индивидуумов) в социуме или его части наталкивает не только анализ исторического опыта, но и исследование процессов, которые можно считать частично изохарактерными (см.: http://www.proza.ru/2019/12/22/1918) процессу возникновения новой страны и новой нации. Рассмотрим наиболее показательные из них и близкие к предмету нашего интереса.

СПОНТАННОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОДРОСТКОВЫХ И МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППИРОВОК. В чем здесь своего рода первопричина? В том, пожалуй, что молодые люди, вступающие в период полового созревания, отличаются высокой личной активностью, которая имманентно ищет применения именно в сфере конкуренции за «место в стае». Ведь чем «выше» (в самых разных смыслах) это место, тем выше шанс на внимание и благосклонность противоположного пола, то есть на оставление потомства – таков механизм эволюции и приспособления вида к текущим внешним условиям. В чем выражается «высота места»? Самый простой и распространенный вариант – в степени лидерства: чем больше «шестерок» в подчинении «шишкаря», «авторитета», тем выше его рейтинг в глазах «мурок».

КРИМИНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И СООБЩЕСТВА С КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРОЙ. Не секрет, что в криминальных структурах аномально высока доля пассионариев, на что обращал внимание сам Л.Н. Гумилев. Известно, что в таких сообществах имеют место жесткая иерархия лидеров различного уровня и дисциплина. Таким образом, и здесь можно проследить четкую связь высокого уровня пассионарности с наличием развитой иерархии, весьма похожей на иерархию государственных структур, и с жестким «правопорядком». Здесь так же можно заметить, что формирование новой криминальной структуры невозможно не только при отсутствии принципиальной возможности получения криминального дохода, но и без наличия сильного лидера с небольшой, но крепкой «группой поддержки».

ИНИЦИАТИВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГРАЖДАНСКИЕ СТРУКТУРЫ. Ситуация аналогичная: возникновение таких структур в принципе невозможно не только без объективной потребности, но и без достаточно авторитетных лидеров.

СЕПАРАТИЗМ. Политологам хорошо известно, что практически все сепаратистские движения начинаются тогда, когда в соответствующей части «исходного» социума на определенной части его территории проживания формируется достаточно активная местная политическая элита. И лишь тогда начинают подниматься вопросы «своей культуры», «своего языка», «своего бюджета» и т.п. В этом случае вопрос сохранения прежней формы государственного устройства или даже прежних государственных границ – это вопрос соотношения сил элит «центра» и «региона» и контролируемых ими социально и политически значимых ресурсов.

ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Историки установили, что, к примеру, в годы Второй мировой войны на оккупированных территориях главным критерием принадлежности милитарного формирования к той или иной стороне военного противостояния было не то, против кого оно воюет, а кому оно подчиняется. Даже если противник был один и тот же, при реальной возможности более слабый полевой командир переподчинялся более сильному, или же он уничтожался вместе со своими сторонниками. Таким образом, можно сделать вывод, что именно наличие/создание/возникновение иерархических управляющих структур является первоочередным фактором изменений в структуризации социума.

Нечто подобное описанному выше можно обнаружить и в возникновении новой страны и политической нации. Если в социуме по каким-либо причинам возрастает, до определенного уровня, доля высокоактивных (пассионарных) членов, то им становится тесно в рамках прежних структур, их пассионарная энергия требует применения, в том числе «связывания» в новых структурах. При определенных условиях это может принять вид формирования новых – вначале неформальных, а затем и формальных – организационных политических структур, вокруг которых, собственно, и начинается процесс формирования новой политической нации. Под этот процесс может «подверстываться» самая различная «идеологическая» база: общая религия (как, к примеру, у иудеев), общий язык и культура (как, например, в средневековой Германии или в Италии времен Гарибальди), общие политические или основные жизненные ценности (как у первых американских колонистов из Британии). Но «первотолчком» к этому процессу вполне можно считать именно наличие достаточного количества высокоактивных индивидуумов, способных и желающих участвовать в этом процессе, заняв (в результате определенной конкуренции) свое место в новой социально-политической иерархии (последнее является принципиальным моментом!).