Ч. 131 С местными жителями не церемонились

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/10/28/1410

Зима 1872 – 1873 года отличалась сильными морозами до 30 градусов по Цельсию, снегопадами и длительными буранами.

Памятуя о трагедии, которой окончился бесславный поход на Хиву в 1839 году, начальник Оренбургского отряда генерал-лейтенант Николай Александрович Верёвкин, которому предстоял самый длинный путь, 1400 вёрст, позаботился о необходимой экипировке, чтобы не погубить людей.

Кроме того, по маршруту, который был хорошо известен, заблаговременно были организованы пункты отдыха войск, где были построены укрытия и организованы склады с продовольствием и фуражом.

Войска совершали суточные переходы по 40 вёрст. Солдатам на время зимнего перехода выдавали усиленное питание – по фунту мяса на человека. Животных тоже кормили усиленно.

Следует отдать должное командирам отряда – был полностью учтён печальный опыт предшественников не только в отношении питания и обмундирования людей, но и снабжения всем необходимым оборудованием для боевого похода.

Тем не менее, отсутствие дорог, бураны привели к тому, что по пути из Оренбурга к Эмбенскому посту часть интендантских и артиллерийских принадлежностей пришлось оставить в пути.

Люди и животные были совершенно изнурены, когда добрались до Эмбы. После отдыха специальная команда собирала брошенное в пути следования.
 
Пехота была вооружена игольчатыми ружьями системы Карле, казаки – семилинейными нарезными драгунскими ружьями и шестилинейными винтовками.

К отряду были прикомандированы геодезист и топографы, офицер Генерального штаба, который занимался исследованием торговых и экономических возможностей захватываемого края с перспективой русско-персидской и азиатской торговли.
 
Географическое общество снабдило офицеров штаба подробнейшей инструкцией, какие сведения необходимо собрать о хивинском оазисе, а также о сборе рукописей и монет.

По мере того как углублялись вглубь территории, трудности возрастали. Стало пригревать солнце, мокрый снег и грязь утомляли людей и животных, особенно трудно стало переходить овраги.

В степи привычной для нас весны не бывает, холод без перехода сменился жарой, меховые полушубки, которые спасали от мороза, стали обузой.

Оренбургский отряд должен был соединиться с Мангышлакским отрядом полковника Ломакина в Урге. Генерал Верёвкин решил двинуть войска сначала на Кунград, не дожидаясь Ломакина. В Урге он оставил ему склад с продовольствием и сообщение о своём маршруте.

Обстреляв Кунград из ракетных станков, Верёвкин без боя занял город. Жители города и войска бежали, бросив своё имущество. Генерал-лейтенант приказал зачем-то взорвать ханский дворец и дом командующего хивинскими войсками Джасаулу Мамыту.

Продвигаясь к Хиве, русские войска полностью уничтожали некоторые аулы, как при этом поступали с женщинами и детьми в официальных документах умалчивается. Мужчины погибали при попытке защитить своё селение.

Флотилия капитана 2 ранга Ситникова стояла в 25 верстах от Кунграда.  Готовясь отбивать нападение русских, туркмены построили плотину, чтобы помешать действию пароходов мелководьем.

Для обследования построенной туркменами плотины отправили небольшую группу сапёров и топографаИх перебили хивинцы. Тела позже нашли обезглавленными. В отместку генерал приказал уничтожить аул, в котором жил проводник этой группы, поскольку заподозрили, что он предал и бежал к хивинцам.

Отряд полковника Ломакина также продвигался, уничтожая встреченные аулы.

Верёвкин послал ему приказание двигаться на Ходжейли, чтобы оказать содействие флотилии Бутакова для входа в Амударью. В ночь на 14-е мая отряд Ломакина соединился с Оренбургским экспедиционным отрядом, совершив 50-ти вёрстный переход.

Во время пребывания на территории Хивинского ханства происходили только отдельные стычки с небольшими отрядами хивинцев, поэтому потери русских были незначительными.

Когда войска подошли к Ходжейли, жители выслали делегацию, прося пощадить город, заявляя, что они сдаются. Гарнизон города бежал. Верёвкин согласился не разрушать город.

Генерал решил не оставлять в городе гарнизон, предупредив старейшин, что если будут нападения на тыловые русские подразделения, он отдаст город на разграбление.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/10/31/858