Что нужно взять у сатаны?

Людмила Возняк
Начало "Сатана" - http://www.proza.ru/2019/10/25/717


После написания темы «Сатана», я приступила к обдумыванию продолжения. Моё обдумывание ускорила  толковая  рецензия, в которой автор задал мне вопрос:

«"А если всмотреться в это слово, то получается
сатана – истину(сат)_на.
Т.е. «на», бери другую половину истины, которая тоже наша, но которую ты не понимаешь, не принимаешь, которая не явна пока, против которой ты жестоко, но напрасно борешься…"».

Вопрос: "Что конкретно можно взять у упомянутого Вами персонажа?"

Далее автор продолжил:

«То, что Вы описываете в свой заметке, имеет название "дихотомия".
В частности это касается понятий "добро" и "зло".
Дихотомия проявляется не только в гуманитарных науках, но и в технических…
По-моему убеждению дихотомия не может быть продуктивна для человечества, потому что она привнесена искусственно извне.
…в результате конфликтов и их якобы разрешений сколько полегло народу за всю историю человечества.
А как же "слезинка ребенка" по Достоевскому?»

Действительно, добро-зло,  жизнь-смерть, Бог-диавол - примеры дихотомии.

Я предложила(вернее не я, это существует "тыщи" лет) решать конфликт в троичной системе - тезис-антитезис-синтез, где синтез снимает противоречия дихотомии, и связанное с ними напряжение, создавая из противоположностей гармонию.  Тогда не обойтись без вопроса:

«Что конкретно можно взять у упомянутого Вами персонажа?», или

Что полезного можно приобрести от объединения с сатаной?

Начну  через добро и зло в религии. Например, в Библии, неоднократно, даже очень настойчиво, предлагается сделать выбор между добром и злом, жизнью и смертью, Богом и диаволом(сатаной):

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое»(Втор.30:19).

 Вопрос в том, какой? Дихотомический или диалектический? Но это не обсуждается, типа, выбрал, и вперед,  ура… В результате «поубивали»  тех кто против,  но пригляделись, а добра нет. Опять оказались перед выбором между добром и злом, выбрали(поубивали), а добра снова нет. И т.д. и т.п. Вопрос на засыпку - куда девается добро? В этой системе и льют слёзы, причём,  не только дети, во имя следующего, более правильного выбора. Но что интересно, та же Библия,  которая, якобы, предлагала дихотомический выбор, предлагает подходить к конфликту через троичную систему: Отец, Сын, Святой Дух. Этот путь более умный, более хлопотный и затратный, но естественный. Его игнорируют, и скатываются к дихотомии, которая  кажется прогрессивной, революционной, но в итоге приводит к гибели, когда плачут все:

« и тогда восплачутся все племена земные…»(Мат.24:30).

 А жизнь, не смотря на наши выборы, или выбора, хоть мытьём, хоть катаньем, но ведёт нас  троичным, диалектическим путём.  И лучше идти им осознанно, тогда количество слезинок можно значительно сократить. Совсем их избежать вряд ли получится, потому что развитие  тесно связано с разрушением, в том числе своих идеалов. И каждый на это реагирует  как может.

Если всё же мы пойдём диалектическим путём,  нам уже не нужно будет  убивать  сатану, а нужно кое-что у него взять.

Что можно взять у сатаны?

Хочу сообщить, что моя формулировка «сатана – истину(сат)_на», пока меня не размазал по стенке кто-нибудь из филологов,  в некоторой степени шуточная,  с учётом того, что в каждой шутке есть только доля шутки.  Но получается, что я шуточно намекаю, а жизнь не шуточно требует.   Один филолог, к моему удивлению,  всё таки,  меня не размазал, но написал:

«Похоже наши рассуждения о «стоящем напротив» находятся в разных форматах. У Вас в философском, у меня в словесном. Это только подтверждает мудрость древних, отражающих  одним словом  фундаментальные философские образы.
Для меня интересна Ваша находка слов: сат(санскрит.), истина, суть, сущность. При совмещении слова "сат(русск. суть)" со словом "-тана"(до словно "то, что напротив"), общий смысл словосочетания "сат тана" - "противоположная истина".
 Удивляет слово "истина", имеющее те же три согласных звука. Реверс первого слога, характерный при формировании славянских слов дает исходный вариант "ситина", где возможны перегласовки».

Спасибо филологу за потрясное  дополнение, а я продолжу.

Если посмотреть на ножницы, то они состоят из противоположных половин, которые только в одной из тысячи комбинаций соединений становятся ножницами, когда из этих половин, из обоих,  берётся то, что нужно для синтеза, который снимает взаимные претензии сторон, и переводит дихотомию на качественно новый уровень развития.   Но выбросите  противоположную  половину, не затруднив себя поисками  синтеза, что получится? Другая половина тоже окажется выброшенной...

Можно обратиться к нашему рту, в котором две противоположные челюсти. Здесь природная гармония, или синтез, мы не можем к нему ничего прибавить или убавить, но испортить…  Если на какой-то зуб ставится пломба, то стоматолог  для контроля требует, чтобы пациент сомкнул рот, и пожевал чёрную плёнку, которая кладётся между зубами(может быть сейчас другая технология), и в результате становится видно  насколько подходит постановленная пломба. Если не подходит, тоже видно, и понятно, что с ней нужно сделать, чтобы она  вписалась в существующую гармонию.

Осталось перевести эти аллегории в жизнь, и получить более  развёрнутые ответы.

На этом я закончила ответ на рецензию. Кто не спешит, и любознателен, того приглашаю к дальнейшему исследованию.

К которому добавлю   немного богословия, философии, фольклора, этимологии…

Итак, сатана…

1)Сантана - в буддизме поток сознаний, дхарм.

2)Санат - на санскрите вечный.

3) Сати - сознательность или осознанность в буддизме.

4) Сати - жена бога Шивы, сгоревшая в священном огне и возродившаяся в образе Парвати.

5) Сита - земное имя жены  воплощения Бога Вишну,  Рамы. Сама она была частичным  воплощением богини земли Притхиви, и  богини красоты и удачи Лакшми.  Сита  санскр. ;;;; «борозда», дочь земли. 

Народ в царстве царя Джанака долго страдал от засухи.  Царю в пророчествах было велено собрать золото, сделать из него плуг, и пахать сухую землю. Он так и сделал, и в борозде была обнаружена новорождённая девочка, с первым криком которой пошёл долгожданный дождь. Царь Джанака удочерил девочку и назвал её Сита. Сита обладала незаурядными способностями, поэтому и муж  у неё должен быть особенный.  Для поисков  оного  была проведена сваямвара. Но жизнь у Ситы не оказалась лёгкой.  Вскоре после свадьбы она с Рамой и его братом отправляются в изгнание на 14 лет.  Там Ситу похищает злобный демон Равана. Рама освобождает Ситу, они возвращаются на родину, и тут бы жить и радоваться, но в народе стали распространятся подозрения о чистоте и непорочности Ситы, которая длительное время провела в плену. Рама,  как царь,   принял довольно жёсткое решение – отправить  беременную Ситу в изгнание, и там она родила двух близнецов. Люди потом осознали, к какой трагедии  привели их ложные подозрения. И Рама очень страдал от разлуки. Ситу просили вернуться. Но она  предпочла  вернуться к своей матери земле.

6) Моё удивление возрастает… Представьте себе, нахожу - Сатану(или Шатану, шайтану привет) в армянской  мифологии - Сатеник арм. ;;;;;;;. Это, оказывается,  старое аланское женское имя.  Героиня  нартского фольклорного эпоса, причём,  читаю содержание, ключевая. СатАна – ударение на второй слог,  дочь Уастырджи, рождённая Дзерассой. За месяц вырастала как за год, а за год - как за три года. Среди нартских девушек ей не было равных по красоте. От света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча и прямее солнечных лучей. И, понятное дело, с суженым проблема, где взять  ровню? Сатана выбрала себе в женихи доблестного и умного нарта Урызмага, своего брата по матери. Получив отказ Урызмага, который был женат, Сатана всё таки хитростью добилась своего.

Без Сатаны не обходилось ни одно важное событие в жизни общества, она являлась защитницей интересов и безопасности нартов. Так, когда враги решили убить старого Урызмага, пригласив его для этого на  пир, Сатана дала ему платок и велела, в случае опасности, бросить его на пол. Почувствовав, что замысел врага уже готов осуществиться, Урызмаг бросил платок, и немедленно на помощь ему явился Батрадза, его сын, посланный Сатаной. В другой раз Сатана разгадывает тайный смысл Урызмагова послания, в котором он просил нартов прислать за него выкуп - сто сотен однорогих быков, столько же двурогих, трёхрогих, четырёхрогих и пятирогих. Она сказала, что Урызмаг просит не выкуп, а войско, причём разное количество рогов означает разные виды вооружения.
Сатана надевала мужские доспехи и сражалась как воин. Ничто не ускользало от её глаз и небесного зеркала, с помощью которого она всё узнавала, сидя на семиярусной башне. Сатана умела изменять погоду, разговаривать с птицами, появляться в облике старухи или молодой женщины.
Читаю дальше, имя Сатана соответствует Сатаней у адыгов, балкарцев, карачаевцев, абазин, Сатаней-Гуаша - у абхазов. Хотелось бы проверить, но нет знакомых балкарцев, карачаевцев, и пр. А когда я была в Абхазии, то этот миф был мне неизвестен.

10) Продолжим тему родства. Сет - египетский бог, олицетворяющий  собой хаос, зло, беспорядок и потрясения. Сын богини неба Нут, и бога земли Геба, брат Осириса, соперничающий с ним,  как с выразителем идеи добра, жизни, и в итоге убивший его. В дальнейшем переносит своё противостояние на его сына и наследника – Гора, бога неба и солнца. Но  Сет не всегда был отрицательным персонажем в сонме богов. Как внук бога Ра, он боролся с вселенским злом, и даже убил змея, который угрожал его деду. Но со временем его образ подвергся, или подвергли,  изменениям. Эта история напоминает семейные разборки между Каином и Авелем, Исааком и Измаилом, Иаковом и Исавом.

11) «Слово сата   было у египтян. Его перевод означал "волшебник змеи" и "сын Земли" . Также это может пониматься как "чтобы нести Землю" и "чтобы нести зло"» из интернета. А земля противоположность небу.

12) Почему столько жён-сатан?
Во-первых, жена  и была создана как противница, и потому помощница, мужу. Об этом я писала в теме «Сатана».
 Во-вторых, до возникновения монотеизма в Средиземноморье господствовали культы божественных супружеских пар, с которыми боролись в древнем Израиле. Обряды этого культа  ритуально воспроизводили акт творения мира посредством соединения мужского и женского первоначал, персонифицированных в конкретных божествах - Сита и Рама, Кришна и Радха, Шива и Шакти, Пуруша и Пракрити, Геба и Нут, Баал и Астарта, и др.  Возможно  отсюда пошли храмовые оргии, храмовая проституция.

И т.к. древние обряды предполагали наличие божественной супружеской пары Отца-Творца и Великую Мать, а иудейский монотеизм исключил женское первоначало из богословия и богослужения, то  со времен Авраама иудаизм  представляет собой  резкую антитезу подобным культам, так же  и христианство: язычество, невежество, срамота - что с них взять...  А некоторые атрибуты Отца-Творца – как фаллос, рога, и все атрибуты Великой Матери - женские половые органы, подземелье, пещера, змея, дракон, тьма, ночь, луна, да и сама женщина, как носительница этих атрибутов, перекочевали в «злую» и «безнравственную» область и соединились с образами «сатаны» и «дьявола». С тех пор верующие христиане не знают, откуда   у Богородицы появляется Сын, и откуда должен появиться у них божественный Сын – Синтез, который и спасёт противоположности от истребления, но молятся на  символического Иисуса Христа, и ждут от него спасения. И уже совсем отвлечённо мы  теперь смотрим на  Дух и Материю, Отца и Богородицу… Отец без Жены, и Сын без Матери, о*кей… И мы без синтеза.

На этом завершаю поиски общей основы слова, его смыслов  и значений. Перехожу, собственно, к слову.

Я уже  делила данное слово как сата_на, т.е.  сата(истина, мера)_на(наша), теперь разделю слово по другому, как  са_тана.

Са…

1) Са или сах на санскрите может переводиться как он, сей,  это, то, с, со.

2)Са  или сах так же нередко переводится с санскрита  как Он, Вселенная, проявленный мир, Тело Верховной Личности Бога. Например -

Шримад Бхагаватам Книга 8. Глава 1, текст 13:

«са вишва-кайах пуру-хута-ишах
сатйах свайам-джйотир аджах пуранах
дхатте ‘сйа джанмадй-аджайатма-шактйа
там видйайодасйа нириха асте».

Подстрочный перевол:

«сах — Он; вишва-кайах — космос; пуру-хутах — много имен; ишах — властитель; сатйах — истина; свайам — Сам; джйотих — свет; аджах — не рожден; пуранах — древнейший; дхатте — вершит; асйа — этого; джанма-ади — творение; аджайа — не производит; атма-шактйа — силою; там — ее; видйайа — своей властью; удасйа — отбросив; нирихах — лишенный желаний; асте — существует»

Литературный перевод:

«Проявленный мир — Его тело, бесчисленны имена Его, облики, силы и свойства. Он — светозарный, не рожденный и неизменный. Не имеющий начала, Он — начало всего сущего. Его волею творятся, держатся и исчезают миры, Сам же Он бездействует, погруженный в Свою внутреннюю природу. Вседержитель видоизменяет вещество, оставаясь им незатрагиваемым»


В Бхагават Гите описано, как Кришна показал Арджуне Свою вселенскую форму-тело:

«В это время Арджуна увидел в гигантской форме Господа всю необъятную вселенную, сосредоточенную в одной точке пространства и вместе с тем разделенную на многочисленные части»(Бх.г.11:13),

«Арджуна сказал: О мой Господь, я вижу в Твоем теле всех полубогов и разных других живых существ. Я вижу Брахму, восседающего на лотосе, Господа Шиву, всех великих мудрецов и божественных змеев»(Бх.г.11:15),

«О Господь вселенной, я вижу в Твоем теле несметное множество рук, животов, ртов и глаз. Они находятся всюду, и им нет конца. О вселенская форма, поистине, у Тебя нет ни начала, ни конца, ни середины»(Бх.г. 11:16).

Сделаю пояснение. Все знают, слышали, что Бог  един, и проглатывают это не задумываясь. А с кем? Абсолют, Бог - это союз, соединение,  двух равноценных «половин» Божественных «ножниц», или аспектов, как бы противоположных друг другу, выражающих две стороны одной медали, но неразрывно связанные между собой, и дополняющие друг друга.

Это   непроявленная часть Бога, о которой  невозможно ничего сказать, т.к. она нематериальна, и не имеет материальных качеств. Она вечная, не имеет начала, середины, и конца, трансцендентная, непостижимая умом, невыразимая словами. Чтобы постигнуть Абсолют в этой части, человек должен достигнуть трансцендентного уровня.

И проявленная часть Бога, окружающий нас материальный мир, вселенная, которая есть образ непроявленного. Но материальная форма Бога не вечна, тленна, и в определённое время  разрушается. Однако, как известно, энергия в природе не возникает не от куда, и не исчезает в никуда.

Другими словами, это единство формы и содержания, духовная энергия Бога и материальная Его энергия. Кажется всё понятно, но напишу важную вещь. Поклонение обоим этим формам Бога в Едином и есть единобожие. А разделение Единого на хорошего бога и плохого сатану- многобожие.

 Возьмём человека, как образ Божий.  Человек состоит из непроявленного содержания,  или духа, и проявленной формы, т.е. материального тела.  Тело и дух противоположны, как две половины ножниц, но обе божественны, т.к. исходят из Единого. Поэтому невозможно отказаться ни от одной половины этих «ножниц».
 
3) Са может быть «куском» от слова санта, типа Санкт-Петербург, санта-Клаус, санта-Мария… что значит святой, святая.

Перейдём к значениям  -тана.

1)Тана,  тан, дан – от арийского корня *d;nu-: авест. d;nu «река», др.-инд. d;nu «капель, роса, сочащаяся жидкость». Дан в древности называлась река Дон, а город, построенный в её устье - Тан, или Танаис. "Дан", "тана" означают   просто любая река, вода. Это сохраняется в названиях многих рек: Дон, Дунай, Донец. А в названиях Днестр, Днепр гласная  просто выпала.

2)Тана - тело, с несколькими вариациями – лицо, труп. Тело противоположно духу.

3)Тан - правящая китайская императорская династия. Титул главы клана, князь.

Теперь можно подвести итоги.

Вспомним наше противостояние – Тезис – Антитезис.  Где Тезис  мы рассматриваем в качестве  Бога, добра, жизни. Тогда кто Антитезис, т.е. сатана -  божий противник, зло, смерть?

Разберём подробно эти три характеристики  – противник, смерть, зло.

На роль сатаны претендуют  жёна Рамы, жена Шивы, и все жёны вместе взятые,  как женский аспект божества, и персонификация земли, который в христианстве, как преемнице иудаизма,   запрещён.  На роль сатаны претендует египетский бог зла Сет, или один из пары братьев, рождающихся в святых семействах - Каин, Измаил, Исав, как дети земли. На роль сатаны претендуют воплощение, овеществление, тело, даже тело всевышнего Бога. На роль сатаны претендует осознанность, и даже  вода, причём святая вода.
 
В совокупном образе сатаны можно выделить общие для всех персонажей черты. 

Это,  во-первых, смерть. Здесь нет никакого ужаса и мистики, т.к. всё материальное смертно,  будучи порождением  земли, или самой  землёй. Вспоминайте, что тело первого человека Бог слепил именно  из  земли:

«И создал Господь Бог человека из праха земного»(Быт.2:7).

И -

«прах ты и в прах возвратишься»(Быт.3:19).

 Тела  всех живых существ так или иначе «земляные»,  плотяные,  материальные, и,  следовательно,  тленные,  ведь  все они произошли из матушки – земли:

« И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее…»(быт.1:24).

Чтобы обрести безсмертие, необходимо второе рождение:

«Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»(Иоан.3:4-6).

Во-вторых, это зло. Ну, где земля, там и зло, я об этом подробно писала в теме «О зле начистоту» - http://www.proza.ru/2017/11/16/205. Не потому, что земля плохая, а потому что она несовершенна, нуждается в полном преобразовании:

«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят»(Быт.3:23),

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе»(Быт.12:1).

В-третьих, противник…

«Сатана от ивр. ;;;;;;;;; ;;;;n, др.-греч. ;;;;;; satana, арам. ;;;; sotono, геэз ;ay;;n — «сатан(а)» — «противник», «клеветник»], от сев.-зап.-семитск. корня *stn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение» Википедия

Упоминание сатаны в Библии, в частности, в Ветхом Завете, связано с его функцией противостояния:

««И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар.21:1), или

««Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду»( 2 Царс. 24:1).

Здесь не называется кто конкретно выступил в роли сатаны, но действие, неугодное Богу совершено. Даже злодей Иоав отговаривал Давида, но тот не послушал.

Сатаной называется действующее лицо, которое  осуществляет противление.

Некоторое время Давид жил у филистимского царя, и   филистимские князья   отказывались брать его с собой в поход, если предстояла битва с израильтянами:

«чтоб он не шел с нами на войну и не сделался противником нашим на войне»(1Царс. 29:4).

Сатаной может быть даже Ангел Господень, например,  в истории с Валаамом:

«воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис.22:22),

И сам  Ангел это подтверждает:

 «я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною» (Числа 22:32).

Интересно изложено, Валаам, который противопоставил себя Богу не сатана, а Ангел, который противостоял Валааму сатана.

А змей, который соблазнил Еву в Эдеме, сатаной не называется, значит, как бы нам не хотелось, он не противник:

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог»(Быт.3:1).

Действительно, земля земле не может противостоять.

В  приведённых мною случаях, в Ветхом Завете, в оригинале,  стоит слово  satan.  В греческом переводе, в Септуагинте, и в Новом Завете,  для обозначения сатаны употребляется  древнегреческое слово  ;;;;;;;;, т.е. диавол, в переводе клеветник.

Но и сатана, и диавол,  несут схожие смысловые оттенки.  Сатана это противник,  оппонент,  визави. И диавол это разделённые бог, разделение на… два. Например, диаметр разделяет  окружность  на две половины, диалог это разговор двух собеседников,  и т. п.

Итак, имеем Тезис и Антитезис, диалектика учит их объединять, а религия  - разделять.

Кто прав?

Я не успела ещё написать о своём диалектическом прочтении Библии, сделаю это со временем, но каждый может попробовать.

Кто же прав? Конечно… жизнь. А жизнь это диалектика. Религии преходящи, а жизнь вечна.

Тогда что мы возьмём у  сатаны?

Эту жизнь и возьмём, в проявленном виде, в виде матушки-природы, матушки-земли, в виде своего тела как божественного храма… Храма для непроявленной природы  Всевышнего. А иначе, как проявиться непроявленному? Но сидеть в этом храме  сатана не должен один, и даже  не один:

«плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления»(1Кор.15:50).

Для чего же нужен сатана?

«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие»(1Кор.15:53).

Текущая форма, исходя из закона сохранения энергии, служит основой для следующей формы. Дух не может существовать без формы. А мы не можем отказаться от сатаны потому что это мы, но можем его(себя) преобразовывать не противореча Богу, а гармонизируя свои «ножницы», в которые и встроен сатана.


Продолжение "Истина тела, или сатана" http://www.proza.ru/2019/11/12/1313


Фото из интернета: добро и зло.