Глава первая жизнь для других

Александра Шам
Глава первая

Я проснулась утром со смутным ощущением того, что должна что-то сделать.  Да, точно, позвонить Любови Ивановне, она иногда просит меня позвонить с утра, потому что боится, что умрет, и никто не вспомнит о ней, и она будет лежать неизвестно сколько дней.


- Алло, доброе утро, как ваши дела? – спрашиваю сонным голосом.
- Ой, Машенька, спасибо, что позвонила, ты прости, что я так тебе надоедаю. Ночью было очень плохо, спать не могла, давление двести десять на сто двадцать, пока немного сбила уже и утро настало. Ну все, не буду тебя отвлекать. Теперь все хорошо. Ну ладно, тебе на работу собираться. Спасибо еще раз. Целуй Милочку. Пока.
- Хорошо, Любовь Ивановна, я зайду к вам вечером, клубники куплю.  До свидания. Будьте здоровы!


Любовь Ивановна – подруга моей свекрови и, с некоторых пор, моя «подопечная» - необычайной судьбы женщина. Ну как необычайной? Просто ее история меня очень впечатлила.  Это история очень сильной личности, умной, красивой женщины, которая   многое принесла в жертву ради семьи, мужа, детей.

  В жизни каждого человека ведь случаются такие моменты, когда он стоит на перепутье, и выбирает одно из направлений. Выбирает сам.  Иногда под давлением окружающих людей, но сам. От чего зависит этот выбор? От силы характера? От воспитания? Обычно человек хочет лучшего, идет за любовью или благополучием, или карьерой. Иногда выбор делается не для себя, а в пользу других.

 Так было и с Любой (позволю себе ее так называть). Причем она всегда поступалась своими личными интересами для других.
Она родилась в Белоруссии в тридцать пятом году в маленькой  деревушке. Ее мать родом из мещан, деда Люба не знала, а бабушка, которую   помнила и любила, была учительницей. Я видела ее фотопортрет. Красивая женщина, с гордой осанкой, строгим взглядом, правильными чертами лица, в темном платье с кружевным воротником-стоечкой и множеством мелких пуговиц.

Когда началась война, отец  Любочки ушел на фронт, мать и два старших брата работали в колхозе, а пятилетняя Люба оставалась дома одна с семимесячной сестренкой.  Есть было нечего, сестренка все время плакала, маленькая Люба жевала хлеб, заворачивала его в тряпочку и давала сестренке сосать, та замолкала на время, потом снова начинала кричать, Любочка тихонько плакала от бессилия, качая ее на руках.

  Вскоре немцы подошли близко, самолеты летали низко над селом , все сильнее стали слышны разрывы снарядов, грохот орудий. Прошел слух, что соседнюю деревню уже захватили. Однажды утром мать с братьями прибежали с поля и стали очень быстро собирать вещи, схватили по узелку, завернули маленькую Галочку и бросились бежать лесом в  бабушкино село.

  Люба запомнила  страшный грохот, разлетающуюся от близких разрывов землю и свой дикий страх,  необъяснимый  ужас, заставляющий ее пятилетнюю девчонку бежать, боясь только лишь отстать от матери, потерять ее из вида. Они спаслись, а деревня была разбита и полностью уничтожена.

  Трудно было семье пережить войну, отец погиб на фронте, работать на поле приходилось всем, даже маленькой Любе. Спасла семью только бабушкина корова, которую кормили с трудом, да огород.
После войны мать хотела, чтобы Любочка продолжала работать в колхозе, зарабатывала трудодни, но бабушка запретила.
-  Люба такая сообразительная, умненькая, ей нужно учиться, - сказала бабушка перед сентябрем.
-  А как мы проживем все? – возражала мать.
-  Ничего, война кончилась, огород посадим, корова отелилась, даст Бог, переживем.
- Я думаю, лишние трудодни нам не помешают.  Чем  скотину кормить зимой?
- Буду с малышкой ходить в лес, траву косить, так и наготовим на зиму корма, а Люба пусть учится. – уговаривала бабушка.


http://www.proza.ru/2019/10/20/89