Епископ 4. Грех

Александр Волосков
Приехав к себе, Бжостовский долго молился в дворцовой капелле(каплице), моля Бога дать совет, чем или как он может закрепить изгнание бесов из Циприана. В какой-то момент стало прохладнее, пламя свечей уменьшилось, лик Девы Марии на иконе потемнел, а младенец  Христос на её руках перевёл взгляд с небес на Константина. И тут в воображении его возник образ трёхэтажного каменного дворца с башенкой на крутом обрыве реки, а в сознании высветилось «Werki». Это было название его летней резиденции в пригороде, где стоял большой, но неказистый  деревянный дом. Сразу вспомнил и старинную легенду, которая объясняла название.

Великий князь Гедемин охотясь в этих местах, в орлином гнезде нашёл плачущего младенца и назвал его Лиздейко, что означает «гнездо». Сама же местность получила название Верки, что в вольном толковании понимается как «ты плачешь». Но это языческая легенда, дохристианская! Значит, Бог подсказывает ему построить на этом месте каменный дворец с часовней, а местность и новое здание назвать христианским именем его сына-племянника – Циприанией. Правда, денег на постройку дворца пока нет, надо подкопить, но это не беда, главное благое намерение. Кстати, по Ветхому Завету Давид лишь накапливал средства и материалы на постройку первого Иерусалимского храма, а строил уже его сын Соломон. С этими благостными мыслями Константин поднялся с колен, перекрестился, и в хорошем настроении направился трапезничать.

На протяжении всех пяти лет пребывания Циприана в монастыре камальдулок епископ получал от игуменьи ежемесячные отчёты о развитии и поведении племянника. Мальчик радовал хорошим аппетитом, очень рано начал говорить, к четырём годам научился читать, отличался сообразительностью, покладистостью, весёлым нравом, был любимцем всего монастыря. К молитве, богослужениям, литургии, особенно к Евхаристии относился трепетно, с подобострастием, вплоть до того, что у него на лице появлялись слёзы умиления. Чёрная кошка тоже больше не показывалась, но два-три раза в году в монастыре происходили неприятности. Бывало это только по пятницам тринадцатого числа, ближе к полуночи. В этот час могла загореться хозпостройка, сдохнуть корова, пропасть собака, разбиться лампада, тяжело заболеть монахиня. В этот день, с самого утра Циприан становился нервным, рассеянным, непослушным, но самое главное, как заметили монахини – у него темнели глаза. Не до черноты, но всё же.

Бжостовский серьёзно отнёсся к этим проявлениям нечистой силы и напомнил Клементине об истоках этого явления. Именно в пятницу был распят Христос, а на Тайной вечере Иуда был 13-м сотрапезником. Так даже  в Евангелие от Иоанна именно в 13-й главе говорится о его предательстве. Если же обратиться к истории, то именно в пятницу 13 октября 1307 года были арестованы тамплиеры за ересь и богохульство. Посему именно в эти дни нужно больше молиться, больше прославлять Бога. Обращаться к Архангелу Михаилу, сокрушителю демонов, за защитой. Зажигать больше свечей и лампад. Во всех помещения монастыря распространять благовония – ладан и мирру. Конечно же, эти напасти проделки Сатаны, его попытки используя грешные дни, снова завладеть телом Циприана. Поэтому в это время нельзя мальчика оставлять наедине, и чем больше сестёр будет возле него, тем лучше.

Несмотря на выполнение всех указаний епископа, неприятности в монастыре по пятницам 13-го числа продолжались, вплоть до убытия его племянника в Вильно на постоянное жительство при монсеньоре. Циприана Бжостовский поселил у себя в епископском дворце, приставив к нему наставника монаха-иезуита Игнатия , который должен был подготовить его к поступлению в 10-ти летнем возрасте в коллегию – подготовительное отделение виленской, Общества Иезуитов, академии.

С появлением племянника в столице, Великое княжество Литовское(ВКЛ) начало приходить в упадок.  Многие это объясняли последствиями русско-польской войны и эпидемией чумы, из-за чего резко уменьшилось численность населения, особенно в городах. Но и дела католической церкви на территории княжества желали лучшего, и прямо сказать ухудшались. Широко распространялись протестанские идеи, отбирая часть паствы. Появилось много русских староверов, гонимые у себя на родине. Расплодились униаты, признающие верховенство папы Римского, но не входящие в католическую епархию. Всё это никак напрямую не было связано с появлением племянника, но по срокам совпадало.

С другой стороны, по словам монаха Игнатия, Циприан показывал недюжинные способности и усердие в познании языков и Божъего слова. И как утверждал наставник, его даровитость проявлялась во всех областях знаний – от теологии и философии, до математики и истории. Но особый интерес был к оккультным силам и христианскому им противостоянию. Хотя в этом вопросе всё было и так предельно ясно. Святая Троица – источник света и благости, активное начало, рассеивающее в мир добро, а всё необъяснимое христианским учением – источник мрака, облегчающее доступ в мир тёмным силам, таинственное потенциальное начало зловещего божества по имени Сатана. Поэтому алхимия, астрология, магия, теургия, некромантия, да даже гадания и предсказания – всё это от Лукавого. Христианин к этому даже приближаться не должен, наоборот, оборонять себя от соблазна Верой, молитвой и стойкостью духа. А искоренять эту ересь в сердцах и умах будет Святая инквизиция.

Было ещё одно обстоятельство, которое весьма тревожило епископа. У него, с появлением племянника во дворце, начала проявляться бессонница. Засыпал рано и быстро, но с приближением полночи вторгались видения. Сначала это был расплывчатый контур женщины в монашеской одежде, который удаляясь, пропадал в сизой дымке. От этого, казалось бы невинного видения, Константин просыпался в тревоге и долго не мог заснуть. С каждой новой ночью видение женщины становилось всё явственней, пока в ней не проявились черты Беатрис. Только вот глаза у той оказались не черными, а голубыми, как у Циприана, и в них не плясали красные огоньки. Но это обстоятельство почему-то Бжостовского не успокаивало, а наоборот, тревожило. Он просыпался в поту, тяжело дышал, и ему хотелось куда-то спрятаться.

Беспокойные ночи продолжались без конца. Беатрис виделась уже в стоящая перед ним в кабинете, где и произошёл страшный грех. Он разглядывал её совершенные черты лица, роскошные распущенные белокурые волосы, прекрасные голубые глаза … но что это - глаза начинают темнеть, а светло-серая ряса становится всё прозрачней, пока не пропадает совсем. Перед ним совершенное молодое  женское тело, прекрасное в своей наготе и свежести, от которого невозможно оторвать взора. Он пытается защититься, закрыть глаза или отвернуться – у него не получается. Пытается поднять руку, закрыть своё лицо – руки не повинуются. Произнести молитву – рот не открывается. Боже! Наконец он додумался сотворить молитву про себя: «О мать Господа, моего Творца, пресвятая Мария! Ты корень девственности и неувядаемый цвет чистоты! О Богородица! Ты мне помоги немощному плотской страстью -  избавь от болезненной похоти. Ибо Твоё, и Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь!» Видение, образ Беатрис начал расплываться и удаляться, на её лице появилась презрительная усмешка, а в глубине уже чёрных глаз заплясали красные язычки пламени.

Константин тут же проснулся, с болью в сердце и ощущением того, что грех свершился только что. Он сполз с кровати, с трудом прошаркал к распятию, сложил руки в покаянии и трижды вслух прочёл молитву избавления от похоти. Вернулся под одеяло взбодрённый и успокоенный, быстро заснул. Но с каждой ночью обнажённая Беатрис подходила к нему всё ближе. Нос щекотал запах её волос, лицо опаляло её дыхание, руки касались её упругого нежного тела. Наступил момент, когда он уже не смог противиться страсти, а молитву прочесть не успел. Казалось, совокупление длилось вечно и пики блаженства наползали один на другой. Наслаждение почудилось не человеческим, но и не божественным, мнилось выше того и другого. Так бывает только в самый первый или самый последний в жизни раз.

Это стало происходить каждую ночь, Константин противиться был не в состоянии, во сне он уже себе не принадлежал, им  владел кто-то другой. Тот, чей власти он не хотел и не мог признавать. Утром он просыпался совершенно разбитый, болело всё тело, особливо чресла.  Каждый раз в этот момент вспоминались слова Ветхого Завета: «однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему".» /3-я Царств 8:19/  От слов Писания становилось легче, однако выхода из этого греха сна и видений, он не находил. Правда вспоминался сын, к которому он так до сих пор отцовских чувств и не испытывал, хоть тому уже десять годков минуло.

Однажды утром, сидевшего в изнеможении на ложе Бжостовского посетила мысль, видать посланная Всевышним. Нужно полночь и последующей за ней час, провести бодрствуя, в молитве. Тогда и не будет греховных сновидений, которые походят на явь, особенно утром. Взбодрённый этим решением, епископ плодотворно провёл день, а к полночи поспешил в часовню. Там, при свете только двух свечей, на коленях перед распятием трижды прочитал молитву противления плотской похоти и умиротворённо стоял со склонённой головой. Вдруг  пламя свечей содрогнулось  и уменьшилось, появился запах плоти, женской плоти, ЕЁ плоти!

Константин сначала скорее почувствовал, чем увидел в тёмном углу тень, которая колеблясь, принимала знакомые очертания Беатрис. Наконец он уже различал её лицо, искажённое гневом со сверкающими, скорее даже пламенеющими чёрными глазами. Не разжимая плотно сжатых губ, она произнесла: «Ступай в опочивальню, грешник!»  Он повиновался. В эту ночь было больше боли, чем блаженства.

Вильнюс, 17 октября 2019 года.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2019/10/17/1382