VI. Гл-6. Живём по-новому

Геннадий Чергизов
 *** VI. Военный пенсионер *** 
               
     Оклемался я от поездки и занялся «растаможкой» Мерседеса. Дело это ещё было довольно необычным, непонятным, новым, а потому пока и не дорогим. Вскоре снял я немецкие перегоночные номера, поставил новые украинские и стал рассекать по Запорожью чуть ли не единственный мой «123-ий Мерседес». Все, хоть и немногочисленные, свадьбы родственников жены и просто знакомых не проходили без участия моего Мерседеса. Который, к слову сказать, был неприхотливым и к дорогам нашим и к отечественной солярке.

     Солярка - это отдельная песня. Потихоньку наступали времена «не лучшие», сначала бензин просто дорожал, а потом стал и пропадать. На заправках стояли длинные очереди, заправляли ограниченное количество топлива. На дорогах, жаждущие бензина, выставляли канистры со стоящими на них бутылками водки, привлекая тех, кто мог «поделиться», но таковых было мало. Дизельные легковые автомобили были ещё редкостью, поэтому у меня проблем с топливом не было. Заправлялся без проблем соляркой на заправке, а потом начал покупать у водителей дизельных грузовиков.
 
     В селе, куда мы с семьёй регулярно ездили к тёще с тестем, соляркой меня снабжали местные трактористы. Там существовала чёткая такса – стандартная двадцатилитровая канистра солярки менялась на не менее стандартную пол литровую бутылку самогона, запасы которого у тестя как-то не переводились. Для поддержания этого круговорота «солярка – самогон», я снабжал тестя сахаром и получалось, что стоимость топлива для моего Мерседеса, несмотря на «не лучшие времена», была мизерной. Были, правда, некоторые «неудобства», - желающие снабдить меня соляркой в обмен на самогон, могли и среди ночи стучать в окно, когда мы оставались у тестя на ночёвку, и предлагать «бартер». Дошло до того, что мне уже некуда было наливать эту халявную солярку, хотя в сарае стояло для этого две двухсотлитровых бочки. Что интересно, предлагали солярку мне трактористы с небольших колёсных тракторов, - «Т-40» и «Беларусь», которым в хозяйстве, бывшем колхозе, на весь день работы выдавали всего 20 литров солярки. Как они умудрялись «экономить» эту солярку, можно было только удивляться. А однажды подъехал мужик на тракторе «Кировец» и предложил регулярную поставку солярки, при этом заявил, что много не может, только пятьсот литров в неделю…

     Вот только с наступлением холодов стал проблемным запуск мотора моего Мерса. Солярка на морозе густела, масло в картере тоже. Аккумулятор, не очень новый, после электрического прогрева масла, как это и предусмотрено конструктивно на Мерсе, да ещё после пары оборотов стартера, садился. И приходилось аккумулятор подзаряжать. Это было, конечно, хлопотно. Когда ночевал мой Мерс в селе, то было проще – я перед запуском ставил под картер электроплитку и разогревал масло.

     Довелось как-то из Запорожья поехать на своём Мерсе в Тверь, бывший город Калинин, в Россию, как стали уже говорить. Столкнулся с тем же явлением – проблема на заправке с бензином и никаких проблем с соляркой. Появилась уже и граница, но пока только на трассе, с обязательными очередями, с проблемами для перевозки каких-либо грузов и пока ещё без особых проблем для пересечения этой самой границы для легковых автомобилей.
 
     Ехал через Харьков, на выезде из которого подобрал голосующего майора-милиционера, едет в Белгород, там живёт, там семья. В Харькове несёт свою милицейскую службу. Вроде уже и разделилась Украина с Россией, но, оказывается, такое ещё возможно. Предложил майор проехать «границу» без проблем, то есть – объехать. Я с удовольствием принял его предложение. Проехали какое-то время по трассе Харьков – Москва на Белгород, потом по его команде свернули на просёлок и двинулись через поля и посадки в объезд. Но такие объезды, видно, уже пресекались украинскими гаишниками – неожиданно наткнулись в одном месте на милицейскую машину, но благо доблестные гаишники мирно спали в ней. Хоть мы и объезжали пограничный пост, но как-то на него всё-таки попали, что-то наш майор напутал. Но всё-таки вынырнули мы на трассу перед очередью. Потеряли времени совсем немного, только надо было показать документы в будке и там вроде как бы регистрировали выезд.
 
     Там с удивлением увидел двух заросших дальнобойщиков и услышал их историю о том, что они мотаются по ближайшим таким пограничным пунктам, ищут, где для них оставлены документы на их груз. А груз у них не совсем простой. Как они говорят – «пятнадцать тонн денег».  Везут они рубли из Приднестровья в Москву, вроде как «на уничтожение».

      В магазинах в Запорожье всё больше становилось проблем с продуктами, редкостью становилось мясо, колбаса, прочие дефициты. Всё время росли цены. Сначала появились купоны, это такие бумажки, которые выдавали в райисполкоме и, которые в магазине при покупке колбасы, мяса или сливочного масла, продавец ножницами отрезала. Цены росли странно и бестолково. Однажды тесть мой попросил меня на машине съездить в магазин и купить там яблочный сок в трёхлитровых банках. Он обнаружил, что сок в трёхлитровой банке стоит дешевле, чем пустая трёхлитровая банка, которые ему нужны были для «закатки». Взяли мы с ним штук двадцать банок сока. Тесть убил двух зайцев – и банки приобрёл по хорошей цене и из яблочного сока гнал самогон. В одном магазине можно было видеть банку кильки по 30 рублей, а в другом ещё по старой цене по 30 копеек.
   
     Потом появились купоно-карбованцы, а рубли потихоньку ушли. Стали их называть просто – купоны. Напечатаны они были на обыкновенной бумаге, протирались, размокали и так далее. Цены продолжали расти с сумасшедшей скоростью, Зарплаты и пенсии тоже росли в цифровом исчислении, но купить на них можно было всё меньше и меньше. Так мы познакомились с понятием «инфляция», которая раньше была только у капиталистов. Вскоре мы все стали миллионерами. Даже появился купон достоинством в один миллион. У меня пенсия «возросла» до умопомрачительной цифры – 27 000 000 (двадцать семь миллионов). Однажды от своего знакомого услышал просто космическую цену какой-то задвижки, которую у него на работе приобретала организация. Цифра эта звучала как-то неправдоподобно – полтора миллиарда!!! В цифрах это выглядит так – 1 500 000 000!!! В общем и целом, становилось всё веселее и веселее, но смеяться не хотелось.

16.10.2019 - Севастополь.

* - на фото: - Украинские купоно-карбованцы. (1992г.)
     Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2019/10/17/469