Мударрис ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури

Али Албанви
В начале XVIII в. на Кавказе, на территории компактного расселения лезгинских народов, развернулось грандиозное по своим масштабам народно-освободительное движение, происходившее под лозунгами «избавления правоверных суннитов от угнетателей-ши‘итов». Революционное движение возглавил глава суннитского духовенства Лезгистана, мударрис шайх ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури (1680–1735).

Известно, что мударрис ал-Хаджжи Давуд создал и распространил духовное учение на всей территории компактного проживания лезгинских народов, сущность которого сводилась к полному нивелированию светской власти (установление законов Шари‘ата) на территории, подконтрольной ему. Исходя из этого, некоторые исследователи, в том числе и зарубежные, считают, что это учение мало чем отличается от так называемого «муридизма», идеологии освободительного движения горцев Дагестана и Чечни в 20-е — 50-е годы XIX в., подчёркивая при этом возможную идеологическую преемственность между шайхом ал-Хаджжи Давудом ал-Мушкури и Ушурмой, выходцем из сел. Алды, более известным, как имам Мансур (1750/60–1794), и другим лезгинским шайхом, идеологом Кавказской войны Мухаммадом ал-Йараги (1772/73–1838). Однако суфийскую составляющую с уверенностью можно обнаружить лишь в деятельности шайха ал-Йараги, да и то большинство исследователей подчёркивают, что вышеупомянутый наставник «создал особое учение», плотно завёрнутое в исламскую (суфийскую) оболочку. Относительно мировоззрения имама Мансура или шайха ал-Хаджжи Давуда, то назвать их суфийскими можно с очень большой натяжкой. Это лишь одна из версий современных исследователей, базирующихся лишь на основании того, что активная деятельность их происходила практически в одном и том же историческом периоде.

Родился Давуд в сел. Девела (ныне сел. Дедели Хачмазского района, Северный Азербайджан). В мае 1728 года ал-Хаджжи Давуд был приглашён турецким султаном на переговоры в Гянджу (араб. Джанза, ныне город в Азербайджане). Ал-Хаджжи Давуд принял это приглашение и прибыл туда вместе семьёй, включая четырёх сыновей и двух братьев, и приближёнными. Однако его стремление к самостоятельности и неуправляемость пугали турецкие власти, посему по прибытии в Гянджу он был взят под стражу и пятого октября, вместе со семьёй и приближёнными, вывезен в Эрзерум. В свою очередь турецкие архивы начинают понемногу проливать свет на судьбу взятого в плен и сосланного на остров Родос семейства ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури.

Например, некоторые любопытные сведения обнародовал в 2014 году турецкий историк Яшар Баш («Правитель Ширвана ал-Хаджжи Давуд, политическая борьба ссылка и семейная жизнь»), сотрудник университета в турецком городе Бингёл (Ekev Akademi dergisi. Yil 18, sayi 58, kis 2014. // Ya;ar BA;. ;irvan Hani Haci Davud, Siyasi M;cadelesi, S;rg;n Hayati Ve Ailesi. С. 629–647). В его статье наибольший интерес представляют сведения, извлечённые из архивных хранилищ. Эта информация касается пребывания семьи ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури в турецком плену.

Согласно указанным документам, ал-Хаджжи Давуд вместе с семьёй содержался на острове Родос под усиленной охраной, чтобы не сбежал. Речь идёт о его четырёх сыновьях и двух братьях. Яшар Баш пишет, что на одном из мусульманских кладбищ Родоса может быть обнаружена и место захоронения лезгинского полководца и государственного деятеля. В 1735 году, его семья была поселена в городе Гелиболу (бывший Каллиполис) на европейском берегу пролива Дарданеллы. В то же время, как признаёт автор статьи, остаётся не выясненным вопрос о том, был ли сам ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури перемещён с Родоса в Гелиболу до своей кончины.

В городе Гелиболу для пленников были арендованы помещения в семи армянских и одном мусульманском доме. Членам семьи была установлена месячная выплата с учётом стоимости аренды жилья в размере пятидесяти курушей в месяц. Начиная с 1745 года, эта сумма была уменьшена до 44 курушей. Мухаммад-Карим, старший сын ал-Хаджжи Давуда, был направлен в Ширван после смерти отца с миссией привлечь местное население на сторону Турции в её противостоянии с Ираном, перешедшим под власть Надир-шаха Афшара (1688–1747). Мухаммад-Карим-бек (Мехмед-Керим-бек) погиб там при невыясненных обстоятельствах не позднее 1742 года. Приблизительно в это же время умерли в городе Гелиболу другие два сына — Сулайман-бек и Тахир-бек. Во главе семьи остался ‘Абд ал-Карим, младший сын ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури. Говорится также и о дочерях, одну из которых звали Пейкер, а её мужа — Казим. В плену содержались пятнадцать прямых родственников ал-Хаджжи Давуда и 24 человека из числа приживальщиков.

В статье названы также имена потомков ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури, проживавших в Гелиболу, а впоследствии в разных местах Анатолии. Кроме того, во дворе мавзолея Языджи-эфенди, находящегося в Гелиболу, была обнаружена надгробная плита с надписью. В ней указано имя ал-Хаджжи Давуда, титул «правитель Ширвана» и время его кончины — 1735 год. Где находится сама могила, до сих пор не известно. Старинное кладбище, находящееся вблизи мавзолея Языджи-эфенди, оказалось сильно поврежденным во время дорожно-строительных работ. Возможно, что оно снесено полностью.

Что касается конкретно повстанческой деятельности ал-Хаджжи Давуда, из книги дагестанского историка нам известно, что стартом к его религиозной и политической деятельности послужил факт паломничества (ал-хаджж) в г. Мекку: «Именно вернувшись из г. Мекки, ал-Хаджжи Давуд провозгласил, что он призван Богом избавить правоверных суннитов от тирании исказителей и врагов ислама — ши‘итов». На наш взгляд, именно сам факт посещения страны, враждебной ши‘итской Персии, жителей которой арабы исторически воспринимали исключительно как «чужаков», «несемитов», говорит о том, что мировоззрение шайха было близко скорей к ‘акиде ханбалитов нежели вероубеждению экзальтированных кавказских суфиев. В пользу этой версии говорит ещё то обстоятельство, что имени лезгинского шайха нет ни в одной известной нам на сегодняшний день генеалогической суфийской духовной цепочке (силсиле). Не оставил после себя ал-Хаджжи Давуд и суфийских преемников (мазун), которые могли бы от его имени наставлять людей. Более того, с учётом того, что в самой Персии, что на территории, подконтрольной им, на Кавказе, были распространены суфийские братства, в том числе ши‘итского толка, шайх ал-Хаджжи Давуд мог быть противником суфизма, по крайней мере, в его ши‘итской интерпретации. Кроме того, в 2013 г. внуком известного просветителя ‘Али Каяева (1878–1943) Ильясом Каяевым (род. 1961) в библиотеке деда впервые была обнаружена фатва ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури, собственноручно подписанная им.



Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-ГУМУКИ, (ЗАМИР-‘АЛИ) ‘АЛИ ИБН ‘АБД АЛ-ХАМИД (‘АЛИ КАЯЕВ) (1878–1943) — дагестанский учёный и религиозный деятель. Родился в сел. Кази-Кумух Лакского района (ныне сел. Кумух Лакского р-она). Рано осиротевший ‘Али воспитался у тёти, которая дала возможность в течение 15–20 лет учиться в мусульманских школах на арабском языке. Ему повезло что учителя-мударрисы оказались на редкость подготовленными и, оценив его способности и трудолюбие, умело направляли ‘Али. После мактаба будущий учёный сменил пять медресе в Дагестане. Он совершенствовал свои знания у известных в то время учёных-арабистов Дагестана — Халила Курахского из сел. Курах (ныне Курахский р-он), Джабра’ила-Эфенди Хотодинского из сел. Хотода (ныне Шамильский р-он), Мирза-Кади из сел. Балхара (ныне Акушинский р-он), Муртаз-‘Али ал-Кудали (1873–1937) из сел. Кудали (ныне Гунибский р-он), Шайх-‘Али-Эфенди ас-Сугури из сел. Согратль (ныне Гунибский р-он). В 1905–1907 гг. учился в египетском «Ал-Азхар» (г. Каир), имел тесные связи с Рашидом Рида (ум. 1935). Автор двух связанных друг с другом биографических трудов. Первый из них «Тараджим ;улама; и Дагистан» («Биографии дагестанских учёных-богословов») написан на «тюркском» языке. В настоящее время известны два списка этого сочинения, отличающиеся количеством статей и объёмом информации в части из них. Биографии в них структурированы в хронологическом порядке, начиная с дербентских учёных XI в., завершая учёными XIX в. Второй труд создавался ‘Али Каяевым на арабском языке и не был им завершён. Он состоит из текста, написанного на 150 листах, и многочисленных вкладок в виде оригиналов документов и их копий, которые служили источником информации для автора. Каяев стремился придерживаться хронологического принципа, но структуры работа не имеет, как и басмалы и хамдалы, и по сути является незавершённой. Исследователи используют для него условное название «Тараджим ;улама; и Дагистан» («Биографии дагестанских учёных-богословов»).

АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-УЛЙА АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, хафиз, основатель муридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; муршид накшбандийского братства. Мухаммад ал-Йараги стал суфийским шайхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: ал-Хаджжи Исма‘ил, Исхак, Хафса (Хафисат, Афисат). Сам ал-Йараги происходил из знатной мусульманской семьи. Его дед Шайх-Камал-эфенди был известен как мусульманский просветитель, которому принадлежала заслуга открытия исламской школы в сел. Вини-Яраге. Его отец Исма‘ил-эфенди, являвшийся главным кадием мечети в сел. Вини-Яраге, пользовался большим уважением в округе, а мать — Муминат ал-Гилйари — была дочерью знаменитого местного ’алима, Фет-‘Али-эфенди ал-Гилйари из сел. Гильяр (ныне село в Магарамкентском районе Дагестана). Мухаммад ал-Йараги был главным идеологом — активным участником народно-освободительного движения народов Северного Кавказа в 1820–1850 гг. в и одним из самых энергичных проповедников суфийского учения накшбандийского толка. Он был «первым проповедником обновлённого мюридизма в Дагестане», призывавшим, в отличие от своих предшественников, перейти от созерцания и отречения от жизни к практической, вооружённой борьбе. Перу Мухаммада ал-Йараги принадлежит большое число широко известных в Дагестане работ, писем, обращений. В их числе: «Асар аш-шайх ал-Йараги». Темир-Хан-Шура, 1910 г. (на араб. яз.) Это основной суфийский труд ал-Йараги, здесь же — богатая переписка учёного. В самом конце мая 1830 г. шайх бежал в Табасаран из-за преследования русскими. Мухаммад ал-Йараги пробыл в табасаранском селении Кюряг (ныне в Табасаранском р-не РД) в течение «16 месяцев» — с конца мая 1830 г. по середину августа 1831 г. Промежуток времени с середины августа по начало сентября 1831 г. шайх провел в табасаранском селении Дюбек (ныне в Табасаранском р-не РД). 9-10 сентября 1831 г. по ал-Йараги присоединился к имаму Гази-Мухаммаду, который поселил шейха на несколько дней в кумыкском селении Эрпели (ныне в Буйнакском р-не РД). В сентябре 1831 г. Мухаммад ал-Йараги с семьей переехал в аварское селение Чиркей (сел. Старый Чиркей находилось на территории Буйнакского р-на РД) и покинул его примерно 8 ноября 1831 г. Приблизительно 9 ноября 1831 г. шайх, и его домочадцы перебрались в аварское селение Игали (ныне в Гумбетовском р-не РД), где жили до начала апреля 1832 г. В начале апреля 1832 г. шайх переселился в аварское селение Гимры (ныне в Унцукульском р-не РД), где жил вплоть до конца сентября 1832 г. Приблизительно 26 сентября 1832 г. по ал-Йараги с семьей переселился в аварское селение Балахани (ныне в Унцукульском р-не РД). В период пребывания в Балахани (конец сентября 1832 — конец февраля 1835 г.) шайх начал терять остроту зрения, принялся заучивать Коран наизусть и стал хафизом. В первых числах мая 1835 г. ал-Йараги вместе с семьей переехал в аварское селение Согратль (ныне в Гунибском р-не РД). Скончался шайх в сел. Согратль четвертого сентября 1838 года. Мухаммад ал-Йараги прожил 66 лет (68 лет по мусульманскому летоисчислению), из которых последние восемь лет мухаджиром. Нисба «ал-Йараги ал-Улйа» говорит, что её носитель имеет отношение к сел. Верхний Яраг. В книге Мухаммад Тахира ал-Карахи («О дагестанских войнах в период Шамиля», 1941 г., стр. 39) имя ал-Йараги приведено с нисбой «ал-Кудали».

КАЯЕВ, ИЛЬЯС АБДУЛМЕДЖИДОВИЧ (род. 1961) — дагестанский общественный деятель, педагог, заместитель председателя Лакского народного движения, внук известного арабиста ‘Али Каяева (ум. 1943).

МАНСУР, УШУРМА (1750/60–1794) — имам, руководитель народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа.

АЛ-МУШКУРИ, АЛ-МУСКУРИ (лезг. МУЬШКУЬР) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к исторической области Мюшкюр (Маскат, Мушкут); историко-географическая область в южной части Приморского Дагестана и Северного Азербайджана. Соответствует южной части Дербентского и восточной части Магарамкентского районов, Кусарского, Хачмазского и Кубинских районов. Ограничен с востока Каспийским морем, с юга — р. Самур, с севера — г. Дербент.

АЛ-МУШКУРИ, АЛ-ХАДЖЖИ ДАВУД Б. МУХАММАД-ХАН (МЕХМЕД-ХАН) (1680–1735) — крупный лезгинский государственный деятель, полководец, организатор и руководитель антиперсидского восстания, глава суннитского духовенства, мударрис.

НАДИР-ШАХ АФШАР, НАДИР-КУЛИ ХАН (1688–1747) — шах Ирана в 1736–1747 гг., основатель династии Афшаридов, полководец. Выходец из туркменского племени афшаров.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ГЕЛИБОЛУ (тур. Gelibolu) — город и район в европейской части Турции, на полуострове Галлиполи; входят в ил Чанаккале. Население города, расположенного на берегу пролива Дарданеллы, — 29 тыс. человек (2016 год). Это самый большой город полуострова Галлиполи.

ГЯНДЖА (в 1804–1918 гг. — Елисаветполь, Елизаветполь, в 1918–1935 гг. — Ганджа, в 1935–1989 гг. — Кировабад) — второй по площади и по населению город современного Азербайджана. Расположен в Закавказье. До 1804 года город был известен как столица Гянджинского ханства, впоследствии стал центром Елизаветпольского уезда (1840–1929), Елизаветпольской губернии (1867–1929) и Гянджинской области (1952–1953).

ЛЕЗГИСТАН (ЛЕКИЯ) — персидская форма названия средневекового лезгинского государственного образования VI–XIII веков — царства Лакз — провинции Кавказской Албании, а затем самостоятельного царства, а также этногеографическая область населённая лезгинскими (лезгиноязычными) народами, которая располагается на востоке Кавказа. Занимает юг Дагестана и север Азербайджана. В состав Лезгистана условно входят Агульский, Рутульский, Ахтынский, Курахский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хивский, Докузпаринский, Магарамкентский и Дербентский районы Южного Дагестана, а также Кабалинский, Кахский, Кусарский, Кубинский, Огузский (Варташенский), Хачмазский, Шекинский и Исмаиллинский районы Северного Азербайджана.

ПЕРСИЯ — латинизированное название исторической области Парс, ныне Фарс (древнеперс. Парсуаш; древне-греч. Персида), в южном Иране на берегу Персидского залива (историческая родина персов и персидского языка, а также колыбель иранской государственности), по наименованию которой и был назван впоследствии ряд созданных персами государств (Ахменидская империя, империя Сасанидов). Краткое наименование в исторической литературе, а также в персидском языке, для обозначения иранских государств (Персидских империй), существовавших до арабского завоевания: Держава Ахеменидов (550—330 до н. э.); Империя Сасанидов (224—651 н. э.); наименование Ирана, постоянно использовавшееся в западных странах до 1935 года.

ШИРВАН — историческая область и государство в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, простиралась от г. Дербент на севере до дельты реки Кура на юге.

ЭРЗУРУМ, ЭРЗЕРУМ, АРЗЕРУМ (тур. Erzurum; арм. ;;;;; Карин) — город на северо-востоке Турции, административный центр (центральный район, меркези) одноимённого ила. 395 000 жителей. Город расположен на высоком плато более 1900 м над уровнем моря; климат континентальный.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


МУДАРРИС — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама.

ШАРИ‘АТ (араб. — букв. «[правильный] путь», «образ действия») — религиозный Закон; комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены, прежде всего, Кораном и Сунной пророка Мухаммада и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман. В учениях суфиев «Шари‘ат» — первая ступень в религиозной практике и познании.



ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Р.Н. Хаджи-Давуд. На русс. языке. Научно-популярная проза. Дагестан. Махачкала: «Формат», 2019 — 378 с.

2. Бутаев А.А. Народно-освободительное движение на Восточном Кавказе под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского /первая треть XVIII века/ Махачкала: Издательство: «Мавел», 2006. — 159 с.

3. Меликмамедов М. Хаджи Давуд. Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2016. — 416 с.

4. Эскендеров Б.Э. Происхождение кубинских ханов: новая версия // история, археология и этнография Кавказа. Т. 15. №2. 2019. С. 132–148.

5. Эскендеров Б.Э. Имам из Мушкюра [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lezgigazet.ru/archives/35354, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.04.2020). — Яз. рус.