Калининград глазами гостя 5 ч

(Начало 1 часть
http://www.proza.ru/2019/08/15/21
Предыдущая 4 часть
http://www.proza.ru/2019/08/25/76)


                Мне тут задали вопрос – как обстоит с историческим наследием  прусского периода в Калининграде?  Некоторые читатели, давно бывавшие в городе, помнят, что все это было в незавидном запущенном состоянии. Однако, смею уверить,  сейчас  положение совсем иное. 
    
                Мой отец, светлая ему память, в молодости несколько лет работал на строительстве различных   промышленных и гражданских объектов в Калининградской области, месяцами жил в Калининграде, Советске, Черняховске. Где бы ему  ни приходилось бывать, жить и работать, он всегда интересовался   местными историческими и культурными памятниками. Рассказывая нам впоследствии о Калининграде, упоминал, что в городе есть могила Иммануила Канта. О каких- либо других исторических объектах  не сообщал, возможно, в те времена мало что можно было увидеть. И не удивительно, ведь во время  войны город был практически разрушен, восстановление  и строительство требовало много сил и средств, и даже спустя  два-три десятилетия  после войны город   вряд ли заботило  сохранение довоенного культурного наследия, не имевшего ничего общего с населением области.  Людей, переживших войну, можно было понять – нужно было строить  жилье, школы, детские сады, больницы. А тут какие-то чужие замки, соборы, наследие ненавистного врага, кому они тогда были нужны? Тогда казалось единственно правильным - стереть все прошлое и построить свое, новое. (По свидетельству автора нашего сайта, уважаемого Вадима Ивановича Прохоркина, которого судьба свела с Калининградом в период  с 1959 по 1972 год,  город в то время выглядел неухоженным, неприбранным и совсем не уютным - кругом следы прошедшей войны, разрушенный старинный собор с могилой Канта, руины Королевского замка и других зданий, зияющих пустотой оконных проёмов, обрушенный мост через Преголю при въезде в город, незастроенные пустыри, на которых успели убрать руины разрушенных домов - вот, что осталось от когда-то красивого и величественного города.  Вот только киношникам было удобно - Калининград, да и вся область были отличной декорацией для съёмок фильмов о войне.)  Но, видимо, всему приходит свое время. Время разбрасывать камни, время собирать их. Познакомившись с теперешним Калининградом и его историей, понимаешь, какая большая работа была проделана в области за сравнительно короткий срок в последнее время  и как много ещё нужно сделать для трансформации общественного сознания, как сложно определить правильное направление и рамки этого процесса, как важно  понимание того, что речь идет по сути не о немецком, а именно об общечеловеческом культурно- историческом наследии,  которое необходимо сохранить.

                Но, вернемся к Иммануилу  Канту.  Родоначальник немецкой   классической философии учился, жил и работал в Кёнигсберге.   Здесь же он и похоронен, у подножия  Кафедрального собора на острове Кнайпхоф, ныне именуемом островом Канта.  Кафедральный собор, одна из главных достопримечательностей города, ведёт свою историю с XIV в. Первоначально он был католическим храмом, а уже с XVI в. стал евангелическим.   Здесь в  XVI веке по соседству с  собором было возведено здание университета Альбертина.  По традиции профессоров университета хоронили тут же, в профессорской усыпальнице.  Великий философ стал последним, кто обрёл там покой.   Интересная подробность – при постройке собора для доставки строительных материалов  на остров был выстроен временный Соборный мост, который снесли через 50 лет. И тогда в городе осталось 7 мостов через реку Прегель.   В связи с этим в Кёнигсберге была популярна задача  – как пройти по всем мостам города так, чтобы ни по одному не проходить дважды.  Задача эта  в 1736 году очень  заинтересовала  члена Петербургской академии наук выдающегося математика Леонарда Эйлера, благодаря чему появилась теория графов, ставшая инструментом для решения многих практических задач в экономике и хозяйстве, в том числе и транспортной задачи, иными словами задачи об оптимальном плане перевозок.  До Эйлера никто не мог ни практически, ни теоретически решить эту  задачу, и только Эйлер обосновал, что при семи мостах  решение этой задачи невозможно. В 1905 г. в Кёнигсберге был построен  Императорский мост, разрушенный во время второй мировой войны, а спустя сто лет на его опорах возвели восьмой Юбилейный мост, и  старинная задача о кёнигсбергских мостах стала разрешимой  (Но я, кажется, отвлеклась, уж очень интересный город Калининград и много можно о нем рассказывать).

                Возвращаюсь к Кафедральному собору, следует отметить , что этот храм высотой более 50 м.  был построен в стиле балтийской готики и украшен богатым внутренним убранством. Напротив собора через мостик  спустя  несколько веков была выстроена Новая синагога, о которой упоминается в предыдущей  части репортажа.  Собор опутала сеть улочек и домов, построенных на острове. Но в конце Второй мировой  войны город подвергся страшным бомбардировкам, и всё это было разрушено и снесено. Один только собор «выстоял»  - частично уцелели  стены, а внутреннее убранство выгорело.  Огромные руины  на Кнайпхофе оставались вплоть до 90-х годов прошлого века! Городские власти  не снесли эти руины и терпели их только из-за того, что у стен собора был похоронен Кант. На все довоенные сооружения тогда смотрели, как на символ фашизма, память о прусском милитаризме. И хотя благодаря Канту  останкам собора был присвоен статус памятника культуры, никто ничего не делал для сохранения его. Собор продолжал разрушаться, и только после 1992 г. начались работы по его восстановлению.  Они не закончены и теперь (речь идет о внутреннем убранстве) и есть много нареканий к реставраторам насчет неполного соответствия довоенному храму. Но всё равно –  невозможно не восторгаться красотой возрожденного собора, который сейчас выполняет как культурные, так и религиозные функции. Здесь проводятся богослужения (евангелические и православные), устраиваются концерты, расположен музей.  Возле собора продают много сувениров из янтаря. Здесь же рядом с Кафедральным собором установлен памятный камень немецкому богослову Юлиусу Руппу (1809-1884) тоже преподававшему в университете, а со стороны  фасадной части   в 1983 г. установлен интересный памятник российскому государю Петру Первому  -  фигура в полный рост, опирающаяся на руль корабля. Ведь Петр Первый в 1697 году под именем Петра Михайлова в составе Великого Посольства во время путешествия по Европе пробыл здесь около месяца. Делегацию, которой руководил добрый друг государя Франц Лефорт, приняли на высоком уровне, были заключены торговые договора, организовывали увеселения. Предполагается, что именно здесь  государь научился искусству устраивания фейерверков, брал уроки артиллерийского мастерства. (Кстати, Кенигсберг в то время был мрачным средневековым городом,  в котором действовали изуверские законы и  именно тогда еще состоялся последний суд над "ведьмой", молодой девушкой, приговоренной к мучительной казни. ) Памятник   на острове Канта - это не единственный памятник императору в Калининграде  – на проспекте Мира  у входа в здание штаба Балтийского флота в 2003 г.  установлена прекрасная работа скульптора Л.Кербеля (вернее, копия скульптуры, установленной в Измайловском парке Москвы) с  надписью на пьедестале: "Петру I основателю флота России".  А вообще в Парке скульптуры на острове Канта  насчитывается около тридцати  работ, посвященных деятелям культуры и искусства. Согласно источникам, некоторые работы были утрачены из-за отдельных случаев вандализма.  Вандалам не угодил и  Кант. Памятник великому философу, находящийся рядом с Балтийским федеральным университетом и его могила, как сообщают интернет источники
(http://www.bbc.com/russian/news-46355156), осенью прошлого года  пострадал от вандалов, которые обливали его краской. Мало того, это происходило под анонимными  идеологическими лозунгами, призывающими откреститься от  «чуждого немца». Так сообщают калининградские источники, но я полагаю, что это единичные выходки. Что ж, нас  это не удивило, наши  «псевдопатриоты» так же борются, но только  с советским наследием.  Во всяком случае, теперь, когда мы посетили остров Канта,  ничего подобного не было, прекрасный собор и ухоженная территория вокруг него радовали глаз, и всё здесь было прекрасно.
      
          Центр Калининграда опоясан восемью интересными воротами готической архитектуры.  Это постройки XIX в. на месте когда-то бывших древних ворот. Все эти ворота очень красивы и на сегодняшний день восстановлены и с пользой служат городу. В них располагаются  музейные помещения, кафе, сувенирные лавки. В крепостной башне середины ХIХ века расположен единственный в России Музей янтаря. Рядом с музеем находятся  восстановленные после войны очень красивые Росгартенские ворота, в которых действует  кафе-ресторан. Нам не удалось, к сожалению,  обойти все городские ворота, но то, что смогли  увидеть , произвело хорошее впечатление. И стрельчатые Бранденбургские ворота, через которые проходят  транспортные пути, и самые красивые, напоминающие маленький замок,  Королевские ворота, в которых размещен филиал Музея Мирового океана, которые хоть и были взяты в 1960 г. под охрану государства, но потихоньку разрушались, как и другие памятники прусского периода, а местные власти всё время рвались их снести, как, якобы не представляющие культурной ценности развалины, лишь  вмешательство союзного руководства сохранило это строение . Ворота простояли без ухода почти 60 лет, барельефы королей, украшавшие их фасад, были повреждены, у них были отбиты головы. *   И только к 750-летнему юбилею города в 2005 г. Королевские ворота, как и многие другие  объекты города были отреставрированы и стали главным символом юбилея.

             Видели мы и Закхаймские ворота с их высокими тяжёлыми башнями,  до конца XIX века ворота бывшие контрольно-пропускным пунктом при въезде в город.  Они тоже отреставрированы в 2006 г., сохранена оригинальная структура здания, которое теперь  используется как современное пространство арт-платформы. 
Судя по информации об остальных сохранившихся  воротах Калининграда, все они восстановлены (одни ещё в советское время, другие в наши дни), в них располагаются филиалы музеев, выставочные помещения. Так что на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что к   культурному наследию прусского периода в городе  относятся  должным образом.

         Хотелось бы отметить и вот что. Я специально купила местные газеты (когда я приезжаю в другой город или страну, всегда  интересуюсь местной прессой), и обнаружила отзывы горожан о том, какой должна быть застройка города.  Некоторые возмущаются тем, что даже новые строения копируют немецкий стиль, а этого делать не следует.  «А что же следует копировать – строить ещё один Владимир или Суздаль?» - недоумевают другие. Большинство всё же склоняются к тому, что в России должен быть город, сохранивший своё историческое своеобразие и оригинальность, город, в котором берегут общечеловеческие культурные ценности,  и не следует его переделывать под стиль Средней полосы России.

               В Калининграде мы видели много очень интересных скульптур и памятников, замечательно украшающих город,  хотелось бы  сказать хоть пару слов о некоторых  из них.
 
                В сквере на Театральной площади  рядом с  Калининградским драматическим театром       мы посидели около памятника Фридриху Шиллеру. Великий поэт и драматург никогда не жил в этом городе, видимо, установка памятника была связана со 100-летним  юбилеем театра в 1910 г.  И хотя памятник несколько пострадал от авиабомбёжек 1944 г., штурм города советскими войсками в 1945 г. он пережил. Есть даже легенда, что якобы во время штурма  памятник охраняла надпись  на русском языке: «Не стреляй! Это свой!»   Памятник отреставрировали в середине 1950-х и, и теперь каждый калининградец и гость города  может посидеть возле Шиллера, послушать журчание фонтана и полюбоваться на  здание театра, особенно красивое в вечернем освещении. 

           Украшает город и интересная работа немецкого скульптора Августа Гауля «Борющиеся бизоны», установленная в Кенигсберге в 1912 г. Она представляет собой  скульптуру сцепившихся в схватке двух мощных самцов зубров, отлитых  в натуральную величину. У постамента устроен бассейн.  Зубры настолько  «настоящие», сильные,динамичные, что удивительно. Поскольку зубры предназначались для украшения фонтана перед новым зданием суда, в народе их называли  «Прокурор и защитник», но скульптор не разделял этой трактовки. Зубры  успешно  пережили войну и теперь находятся на прежнем месте, только в здании суда нынче располагается главный корпус Калининградского государственного технического университета.
                Но не только старинные скульптуры украшают город.  В советский период и в последние годы в городе тоже появилось  немало талантливых скульптурных  работ и красивых сооружений.  О том , что понравилось, что не понравилось  и что надо бы улучшить и изменить в моём следующим рассказе.


Примечание
*  О мастере Алексее Кадырове, восстановившем барельефы на Королевских воротах, о его трагической судьбе  рассказала в своем произведении Нина Джос .

Это пронзительное произведение можете прочитать по адресу:

http://proza.ru/2016/03/01/1747

Подробнее о калининградских мостах можно узнать из интересной рецензии Ирины Верехтиной, которая прекрасно дополнила мой рассказ, см.по адресу
http://proza.ru/rec.html?2019/10/05/1604




 
Продолжение 6 ч.
http://www.proza.ru/2019/09/03/1768

 Фото автора


Рецензии
Это живая история. Казалось бы, проще простого - приехать в Калининград, побродить по городу и написать о своих впечатлениях. Только один напишет так, что устанешь читать, а другой напишет так, что тебя захлестнёт чувство реальности, чувство настоящего, пресловутый эффект присутствия. Ты пройдёшь по улицам, с любопытством озираясь вокруг, и узнаешь много интересного. И встанет из руин Королевский замок, и призраки всех семи мостов с удивительными названиями встанут над древним городом.
Первым мостом, построенным в Кёнигсберге, считается Лавочный мост. Его построили альтштадтцы в 1286 году. В 1900 году на месте старого деревянного Лавочного моста был сооружен новый из металла.
Зелёный мост был возведён в 1322 году через Старый рукав реки Прегель для того, чтобы обеспечить движение от Кёнигсбергского замка к пригороду Понарт. В 1582 году мост сгорел и через восемь лет был построен заново. В 1907 году его заменили металлическим.
В 1379 году между двумя средневековыми городами Альтштадт и Кнайпхоф был построен Кузнечный мост. К 1787 году мост сильно обветшал и был заменён новым, тоже деревянным. Из металла его построили в 1896 году. Параллельно Зелёному мосту в 1377 году кнайпхофцы построили Потроховый мост. Своим названием он обязан расположенной рядом скотобойне. Металлический мост был построен в 1886 году.
В 1404 году через Новый рукав реки Прегель был построен Деревянный мост и связал Альтштадт с островом Ломзе. Он параллелен Лавочному и Кузнечному мостам. Через пятьсот лет (в 1904 году) рядом с местом, где находился старый, построен из металла новый Деревянный мост.
В 1500 -1520 годах построен Высокий мост. Он подвергся реконструкции в 1882 году, его деревянные части были заменены металлическими. В 1937 году старый Высокий мост разобран, а чуть восточнее сооружён новый из стали и бетона.
И, наконец, последним из семи знаменитых мостов Кенигсберга был Медовый мост. Его строительство из дерева было закончено в 1542 году. Своим названием мост обязан взятке, равной бочке мёда, которую получил за разрешение строительства прусский обербурграф Безенраде от Кнайпхофского городского совета. По этому поводу альтштадтцы прозвали кнайпхофцев «медовыми лизунами». В 1882 году на его месте сооружен из металла новый мост. Все вышеупомянутые мосты вошли в историю науки как пример решения классической задачи теории графов. Так в 1736 году Кёнигсбергский университет предложил задачу: «Возможно ли пройти по всем семи мостам, проходя по каждому только один раз?» Величайший математик XVIII столетия
Леонард Эйлер, будущий профессор Петербургской Академии наук, заинтересовался этой задачей и доказал математически невозможность её положительного решения.
Кроме этого, между Высоким и Медовым мостами появился в 1905 году Императорский мост, соединявший остров Ломзе с Форштадтом.
Надеюсь, ты простишь меня за это маленькое дополнение. Или заберёшь его, а рецу я удалю. Я не смогла удержаться.

Ирина Верехтина   05.10.2019 20:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Ира, когда нас возили на катере, нам рассказывали помимо всего и про мосты. Рецензию убирать не надо, прекрасное дополнение к этому рассказу. И пусть оно вот так остается, если ты не против или ссылкой или напрямую включу в текст

Эми Ариель   05.10.2019 20:25   Заявить о нарушении
Я вставила ссылку на эту рецензию, уж, пожалуйста, не убирай ее.

Эми Ариель   05.10.2019 20:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.