Скоро осень, за окнами август

Александр Щербаков 5
Если вы, уважаемые читатели, подумали, что в моем повествовании речь пойдет о чувствах, о который поется в одноименной песне Яна Френкеля, и которую блистательно исполняла Нина Бродская, то вы ошибаетесь.  Я хочу рассказать о своем отношении к этим месяцам – августу и сентябрю.  Потому что это были самые любимые мои месяцы, а вот почему, вы узнаете, прочитав мой репортаж.

Август и сентябрь  на Дальнем Востоке, особенно в Приморском крае, да и в Хабаровском тоже, считаются самым хорошими месяцами для отдыха. Конечно, многие дачники считают эти месяцы более подходящим не для отдыха, а для уборки урожая.  И они правы. В это время уже созревали многие ягоды  - вишня (на Дальнем Востоке она растет на кустах), смородина, крыжовник, и так же овощи, где наибольшим спросом пользовались помидоры «бычье сердце».  Они в те годы росли преимущественно на Дальнем Востоке. Помню, как-то приехали проверяющие из Ленинграда, они при обсуждении программы досуга в один голос попросили сводить их на рынок, и показать им эти помидоры.  Оказалось, что их коллега, приехавший работать в Ленинград с Дальнего Востока, так расхваливал помидоры «бычье сердце», что они посчитали обязательным увидеть их своими глазами и попробовать.  Увидев эти огромные, с голову новорожденного ребенка, помидоры, и попробовав их, они согласились, что их коллега был прав – помидоры очень вкусные.

В последние годы моей жизни на Дальнем Востоке многие дачники уже выращивали виноград, который почему-то связывали с Кореей.  Плотные гроздья темно-синего винограда  на деревьях, увитых лозами, очень хорошо убирались. Мне этот виноград нравился, хотя некоторые считали его не слишком сладким и даже кислым. Чтобы понять его вкус, надо купить пачку виноградного сока с иероглифами и попробовать.  Но кроме сока этот виноград любителями использовался как сырье для домашнего вина. Только вот как из винограда делать вино, я не знаю. Я никогда не был дачником, хотя часто помогал родственникам убирать урожай ягод, фруктов и овощей.  Мне нравилась вишня. Встав среди кустов, я мог час срывать эти ягодки и класть их в рот, выплевывая косточки.  А вот смородину и крыжовник в таких количествах я есть не мог. 

Но не только изобилием фруктов, ягод и овощей мне нравился август.  По сравнению с июлем, очень жарким и душным, в августе устанавливалась теплая, но без жары погода.  И пока Амур не был загажен китайцами, и в нем можно было купаться, все вечера после работы я проводил на реке. Там загорал, купался, отдыхал.  Временами даже засыпал, особенно после  бессонного дежурства в травматологическом пункте, где я совмещал.  Когда я стал заведующим отделением, и сам составлял график отпусков сотрудников, я старался ставить отпуск на август.  Но чтобы вы не подумали, что я пользовался служебным положением, поясню, что в рентгеновском отделении городской больницы № 11 города Хабаровска, где я работал, был установлен такой порядок.

В городских больницах в те годы действовало жесткое правило.  Отпускные на год распределялись равномерно по месяцам, т.е. сотрудники были обязаны отгуливать отпуска в январе, феврале и т.д.  Но всем хотелось хоть немного отдохнуть летом,  в теплое время года. Отделение, которое я возглавлял, было большим, 42 сотрудника, в том числе 12 врачей.  Отпуска у рентгенологов большие, 5 недель, нам давали дополнительные дни отдыха за вредность.  И мы, собравшись активом отделения, решили, что официально наши сотрудники будут уходить в отпуск по графику, как требуется.  Но каждый отгуляет 3 недели отпуска, а оставшиеся 2 недели отгуляет в летние месяцы. Правда, не получая за это отпускные, они были уже получены. И весь коллектив согласился на такое предложение.  И пока я работал заведующим отделением, недоразумений не было, все сотрудники были довольны.

Так и я, в августе отгуливал не 5 недель, а всего 3, но этого вполне хватало, чтобы хорошо отдохнуть, даже съездить в Приморье к Японскому морю.  Обычно ездили мы туда всей семьей, хотя это было сопряжено с определенными трудностями, ведь на побережье Японского моря действовал пограничный режим.  Но я находил возможность попасть к морю. Или на нашу семью присылали вызов знакомые, живущие во Владивостоке, а под Находку можно было ехать и без него, там не было пограничного режима. Именно в Находке поэтому и было генконсульство Японии в советское время.  Не было пограничных запретов и под городом Артемом, куда мы тоже ездили всей семьей. У меня об этой поездке есть рассказ. http://www.proza.ru/2018/06/14/729

Однажды мы всей семьей ездили в бухту Тихангоу под Находкой, пробыли там две недели, жили в палатках. И в тот же год, уже в октябре месяце, я вместе с моим сотрудником Володей Бондарем, уроженцем Находки, снова побывал в этой бухте, но жили мы не в палатке, а в гараже. Именно тогда я узнал, что такое гараж на берегу Японского моря.

Непосредственно гараж занимал лишь часть строения, остальная часть была для проживания отдыхающих на море. Тот гараж, в котором мы остановились, имел три зоны. Одна была для автомобиля, и въезд был с суши. Вторая зона была для моторной лодки, и двери открывались в сторону моря, куда сходили рельсы, на которых стояла тележка с лодкой. А средняя часть была  предназначена для жилья. Там были нары с двух сторон, стол посредине, и это было достаточно, чтобы с относительным комфортом можно было отдыхать. Тогда у нас еще не было своих автомобилей, но лет через 8 мы уже двумя семьями отдыхали в этом месте, уже в августе 1994 года.  И приехали туда на своих автомобилях.

В первый приезд, в 1985 год тот  гараж, в котором мы остановились, был самый большой. Другие были поменьше, и часто это были какие-то каюты с различных судов, порезанные на части и перевезенные на берег бухты. Но вот в наш приезд в 1994 году там стояло уже много  больших гаражей, причем даже двухэтажных, и весь берег был застроен этими сооружениями.   Это место пользовалось таким успехом потому, что часть бухты была отгорожена грядой скал, о которые разбивались высокие волны. Своего рода естественный волнолом.

Когда я три года служил во Владивостоке, август и сентябрь были поистине бархатные месяцы. К этому времени проходили туманы, которые часто бывали в первые летние месяцы.  И большинство тайфунов, приходящих с Японии, тоже закачивались. Наступала прекрасная пора, когда море было спокойным, солнце светило,  на небе не было облаков.  Конечно, были иногда ненастные дни, но они быстро заканчивались – два,  максимум три дня,  и снова благодать.  До службы я не был во Владивостоке,  и не купался в море. А после службы заболел морем, и как только стало возможным,  ездил на море вначале всей семьей, а потом только с женой, пока однажды не поехали с внуками.  Но это была наша последняя поездка на море на Дальнем Востоке.  В начале 90-х годов пограничные сложности с поездками в Приморье канули в Лету, так что можно было не изыскивать получение разрешения на поездки к морю.

Сентябрь в Хабаровском крае прохладней, чем в Приморье. Юг Приморья – это субтропики, а Владивосток южнее Сочи. Но Японское море не такое теплое, как Черное, и уже в конце сентября, и тем более, в октябре в море холодновато купаться, хотя окунуться на пару-тройку минут, чтобы потом загар был ровнее, можно.  Поэтому, когда у нас в семье появился автомобиль, мы старались ездить к Японскому морю в первых числах сентября. К этому времени многие отдыхающие с детьми уезжали, надо было готовиться к учебному году. Мест в различных турбазах, кемпингах становилось больше, так что можно было отдыхать не в палатке «дикарями», а с относительным комфортом.  И тем самым продлить лето с его солнцем и возможностью загорать.  .

А вот октябрь и ноябрь я не любил. Холодно, часто дождливо. Вместо разноцветья листиков на разнообразных деревьях дальневосточной тайги унылый темно-коричневый окрас, напоминающих ржавчину. И так довольно ветреная хабаровская погода в сочетании с надоедливым осенним дождем навевала такую скуку,  что хотелось, чтобы быстрее выпал снег. К тому же тепло в квартиры начинали давать тогда, когда неделю-две все жильцы уже порядком померзли в неотапливаемых квартирах.  И хотя август – уже предвестник осени, но все равно он успевает порадовать погожими днями. Увы, когда я пишу этот репортаж, всего две недели остается теплых и погожих августовских дней.